Маля - является одним из интереснейших предметов декоративно - прикладного искусства. Ёе изготовление требовало большого умения от мастера - щорника. Часто именно от них, мастеров, зависела жизнь калмыка - кочевника, ведь маля для него был не только средством погонки быков, овец, но и защищал от нападения волков и диких собак.
К сожалению, на сегодняшний день искусство приготовления маля является практически исчезающим: в оседлом среде жизни калмыков все меньше находится место для этого непременного атрибута кочевника. А между тем, маля без сомнения занимает достойное место в декоративно - прикладном искусстве калмыцкого народа.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что оно может оказать помощь в расширении знаний моих сверстников традиций нашего народа в развитии интереса к культуре и обычаям.
Плеть была распространена по всей Азии, вместе с колонистами она перекочевала даже в Америку, где использовалась и используется ковбоями. Думаю, что на Окинаве создатели каратэ тоже пользовались данным предметом, хотя свидетельств об этом нет. Зато есть свидетельства из соседнего Китая (Кореи), где после прихода маньчжуров, заставивших китайцев носить прически подобные конским хвостам, в качестве плети использовали длинные косички, в которые вплетали металлическую проволоку (или гирьку) для усиления удара. Подобные новшества имели место и у тюркских племен, которые в окончание ремня специально вплетали металлический шар (по-хакасски "том") либо кость ("толарсых").
В древнем эпосе казахов, калмыков, бурятов, тувинцев и других кочевых народов есть много упоминаний об использовании плети на охоте: "Как раненый зверь застонал. бичом перебитый напополам" или в бою: "Вот каждый в руки плеть берет. помчались нарды с удальством и песней в боевой поход". Среди кочевников издревле практиковались конные поединки с применением кнутов, подробно описанные Ч. Валихановым, изучавшим материалы казахской этнографии. Близкие примеры можно найти в традиционных народных развлечениях любого кочевого общества. Например, у киргизов был известен "бой обнаженных" - жыланач чабыш, - целью которого являлось выбивание противника из седла ударом нагайки по любой части тела. На самых крупных торжествах это состязание носило массовый характер; действия каждой из сторон были согласованы и основывались на взаимной выручке, как это бывает во время настоящего боя. Этот вид состязаний сохранился у киргизов до начала XX века, что объясняется его тесной связью с военным делом, с необходимостью воспитать у киргизского воина умение вести бой не только с помощью традиционного оружия, но и подручными средствами. Кстати, родоначальникам ушу китайцам довелось, что называется на своей шкуре испытать силу киргизских нагаек, когда во II в. до н. э. Желтый император отправил полчища своих воинов на завоевание Тянь-Шаня (Небесных гор).
О силе удара плетью можно судить по эпосу и пересказам, с учетом того, что пользоваться этим предметом кочевнику приходилось всю жизнь (как луком):
"Лишь только хотел он мечом взмахнуть бич трижды обвил богатырскую грудь.
В змеиных объятиях крепко сдавил, дыханья свободного сразу лишил.
(Албынжы, хакасский эпос)"
Кнут (маля) - помощник потомственных скотоводов.
Плеть (кнут, бич, камча, нагайка, арапник, батог) - это орудие труда пастухов, своего рода вспомогательный предмет быта и при определенных обстоятельствах - оружие. Уже в IX-VIII вв. до н. э. у ассирийцев плеть фигурирует как важное средство, обеспечивающее точность стрельбы конных лучников. В качестве специфического атрибута экипировки конного воина плеть сохранялась вплоть до конца средневековья. Более того, плеть как оригинальное оружие конных и пеших поединков, состязаний, охоты у казахов, калмыков, тувинцев, киргизов дожила практически до наших дней.
Плети также изготовлялись разных видов: из скрученной высушенной сыромяти - круглая, твердая, как кнут; из нескольких слоев сыромяти (шириной 2- 3 сантиметра), прошитых насквозь - плоская плеть; и самая красивая - сплетенная из восьми иди двенадцати ремней плеть.
Изготовление последней требовало большого умения и искусства. Не каждый мог ее красиво сплести: это была непростая работа. Сначала нарезали ровные тонкие ремни. Для сердцевины или основы плети брали сыромять, кругло выкатанную, высушенную, твердую и гибкую, как прут, чтобы гнулась, но не ломалась. Вокруг этой основы плели плеть. Когда плеть была готова, ее закапывали на 4 - 5 дней в землю. После этого плеть делалась мягкой, эластичной, как резина.
Если сердцевина не ломалась - это была прекрасная плеть. Если же она ломалась, это было позором для мастера.
До закапывания в землю и после откапывания плеть обильно смазывали спинным мозгом овцы (из отваренного мяса). Потом насаживали на рукоятку. Ее делали из крепкого дерева (сандал, самшит) и украшали. На конце рукояти делали отверстие, куда вдевали ременную петлю, чтобы можно было за нее держать плеть или вешать на гвоздь.
Иногда плети плели из конских волос. Сердцевину, или основу, такой плети составляла сыромятная кожа. На конце плети укрепляли так называемую «ладонь» из кожи, в которую зашивали кусочек свинца. Это делалось для того, чтобы сила удара плетью была более мощной. Калмыки-охотники одним ударом такой плети по переносице убивали волка.
Плеть в умелых руках превращалась в страшное оружие. Маля считалась не только плетью, но и оружием. Даже сейчас опытный пастух одним точным ударом плети может перебить хребет волку. Калмыки широко пользовались плетеными из ремня плетьми (маля) и кнутами. Они изготовлялись мастерами-шорниками. Длина рукоятки из сосны или бука равна обычно 35 сантиметрам, кнутовище же может быть разной длины. Минимальная длина около 40 сантиметров. Кнутовище и оплетка мали выполнялась из бычьей кожи. Часто в конец кнутовища вшивался кусок свинца, и тогда маля представляла собой самое настоящее холодное оружие. Одним ударом всадник раскраивал голову волку.
Ремешок на рукоятке мали служил для более плотного контакта с рукой и не позволял всаднику ее случайно выронить. Ремешок одевался на руку по особому: не вокруг кисти, как подумали бы многие, а особым захватом пальца. Если ремешок будет охватывать кисть, то противник может поймать рукой кнутовище и блокировать руку. Во втором же случае достаточно будет разжать палец и маля просто соскользнет с руки, не причинив ей вреда. То же самое было актуально и в уходе за скотом, если маля была длинная и зацепилась бы, например, за рога коровы.
Калмыки носили малю за поясом, постоянно, даже спешившись. В случае, если возникала необходимость применения оружия в ближнем бою, первый удар всегда был малей, затем рука высвобождалась и следующий удар уже наносился мечом или саблей.
Кнут (маля), например, бывает двух видов: первый вид для погонки быков, верблюдов и лошадей, его изготавливают из четырех ремней с металлическим кольцом у рукоятки; второй вид - бич, его плетут из восьми ремней. Этот кнут несколько длиннее, чем первый, с металлическим кольцом и бахромой у рукоятки. Переплетения его ремней создают оригинальный узор, похожий на узор на спине змеи. Таким кнутом пользовались пастухи.
0. 2 Маля - серьезное средство защиты.
Маля считалась не только плетью, но и оружием. Ударом плетки калмыки убивали зверей, в том числе волков.
Была ты крепкой у меня,
И я об этом не жалею:
Тобой я потчевал коня,
Чтоб на врага летел смелее.
Для самозащиты лучше всего подойдет кнут, плетеный в 3-4 ремешка, длиной не более чем полтора метра, так как длинной плетью очень трудно работать, это во-первых. Во-вторых, она движется чуть медленнее, чем короткая, и третье, самое важное: если противник слишком близко, она теряет силу удара (правило рычага Архимеда). В-четвертых, намотавшись на руку противника, она может сделать вас уязвимым. Плеть имеет четырехгранную форму, и плетут ее по-особенному - «елочкой». С этой плетью калмыцкий охотник скакал по степи за волком, пока тот не обессилевал и не падал. Всадник соскакивал с коня и шел навстречу хищнику. Когда их разделяло несколько шагов, волк бросался на человека - и в этот момент плеть должна была рассечь воздух, перебить зверю нос.
Упоминание о маля в произведениях калмыцких писателей и фольклоре. Был ли маля «средством воспитания»?
Как сжимала нагайку рука,
Что выступил из нагайки сок.
Из шкуры трехлетнего быка
Сердцевина ее сплетена.
Эти слова из калмыцкого национального эпоса «Джангар», который рассказывает о победах и странствиях богатырей. Эпос этот складывался веками и дошел до нас почти неизменным.
Искусство джангарчи, народных сказителей, требовало хороших учителей. «Джангар» не повторяют слово в слово - его переживают заново каждый раз, с новыми подробностями, обогащая тем самым древнюю форму эпического сказания. Высокий, седоусый, с быстрыми темными глазами, джангарчи Леонтий Васильевич Адудов родился в 1908 году и еще помнил легендарных мастеров этого жанра устного народного творчества. Никто не может рассказать весь эпос - объем его громаден, вариации бесконечны.
На это не хватит ни времени слушателя, ни жизни сказителя. Мой собеседник был настоящим джангарчи, он буквально растворялся в ритме сказания.
Сам процесс исполнения одной песни из эпоса длится более одного часа. Леонтий Васильевич поет о приключениях самого Джангара и о подвигах богатыря Савра тяжелорукого, о том, как были уведены табуны красавцев коней от их грозных хозяев в страну счастья - Бумбу, о поединках богатырей. Каждая новая строфа - это перепад времени, возвращение к миру кочевий и кибиток. Удивительно слуху, привыкшему к распеву былины или мерной строфике «Калевалы», воспринимать речитатив «Джангара», где меняются интонации, скороговорка переламывается набежавшей мелодией, где странная система рифм и созвучий. Это стихи, которые можно исполнять в дороге и на пороге кибитки, во время стоянки. Вот как описывается в эпосе боевое оружие - маля (кнут» которое использовалось богатырями в финальной части поединка-
Ладную плеть - маля в правую руку взял:
Сердцевину из тридцати воловьих шкур сплотили,
Сверху семьюдесятью воловьими шкурами обтянули,
Из пяти тысяч белых четырехгранных тесемок
Пять тысяч сынов силачей оплетку оплели;
Плеть - маля походила на чешуйчатую змею.
Из молодого сандала, что восемьдесят месяцев сушили,
Черенок плетке смастерили;
В три пальца длиной конец плети из серебра сплели,
Серебряную связку плети длиной в четыре пальца отковали,
И плеть рукояти под стать.
Калмыцкий маля в современной жизни: утраченные традиции или памятник материальной культуры.
Калмыки всегда считались творчески одаренной нацией. Как и у любого кочевого народа, у них было развито декоративно - прикладное искусство. С древности калмыцкие мастера славились изделиями из кожи. Кожа служила исходным материалом для изготовления многих предметов. Калмыки из кожи четырех видов животных изготавливали различные изделия. Шкуры, что были потолще, шли на выделку кожи, из которой мастерили плети, кнуты, сбрую для коней.
Однако в последние годы считалось, что калмыцкие народные промыслы почти забыты. Говорят, что в последнее время в нашей степной столице, привлекающей красотами восточной и буддийской архитектуры многочисленных гостей, трудно было найти даже самые незатейливые национальные сувениры. Но недавно я убедился, что не забыты народные промыслы наших предков, и есть еще люди, которые бережно их хранят. В настоящее время плетью почти никто не пользуется. Она, как предмет декоративно-прикладного искусства калмыков, как экспонат, хранится в музее или у почитателей народного творчества. Ее, как предмет национального художественного ремесла, преподносят в подарок.
Маля и сейчас используется в сельской местности. Хотя многие калмыки и в городской квартире находят ей применение. Как символ мужской власти в доме.
Калмыцкая гильдия мастеров народного творчества намерена возродить старое забытое ремесло, в котором использовалась кожа.
Из года в год количество туристов, прибывающих в Калмыкию, неуклонно растет. Причем, как замечено, в большей мере из зарубежных стран. Если 10-15 лет назад на улицах Элисты, столицы республики, заграничный гость был редкостью, то теперь это явление обычное. Единственная буддийская республика на юге России стала привлекательной и интересной. Во время таких поездок каждому туристу хочется приобрести что-нибудь на память о солнечном, степном регионе. Однако то, что выставлено в витринах местных магазинов, - далеко не калмыцкие изделия. Сегодня практически многие сувенирные лавки заполнены товарами из Китая или Монголии. Изменить сложившуюся ситуацию взялись республиканская гильдия мастеров народного творчества, организованная два года назад, и предприниматели-умельцы. Постепенно в магазинах, на базарах стали появляются изделия калмыцких мастеров: национальные шапки и куклы, плетки, уздечки, ремни и другие сувениры из кожи.
Хочется надеяться, что у этого калмыцких мастеров обязательно найдутся последователи, а старое ремесло оценится по достоинству. Калмыцкая гильдия мастеров народного творчества намерена возродить старое забытое ремесло, в котором использовалась кожа.
I. О мастерах - изготовителях калмыцкого кнута.
Увлечение человека - это, то дело, без которого он прожить не может, для которого обязательно выкроит время. Разными могут быть эти увлечения: вязание и моделирование, живопись и столярное дело, выращивание тропических растений в комнатных условиях, а у кого-то охота и рыбалка. Я же познакомился с интересными мастерами, которые своим хобби считают плетение кнутов, нагаек и плеток.
Изучая происхождение кнута, (маля) я познакомился с очень интересными людьми. Один из них Геннадий Опушевич Санджиев.
Его, наверняка, знают многие. Его изумительные и неповторимые изделия из кожи в качестве сувениров хранятся у многих. Еще, будучи ребенком, в далеком поселке Амур - Санан Городовиковского района он начал приобретать навыки плетения кожаных кнутов и уздечек. Увлечение, которое в дальнейшем стало делом его жизни, пришло неожиданно. «Наверное, ко всему этому меня зовет дух степняка», - смеется мастер. И вот уже на протяжении полувека он бережно хранит это древнее искусство. Показывая азы плетения, он говорит, что каждая вещь, созданная руками, будет неповторимой, если делается под хозяина и к этому прикладывается воображение.
<К сожалению, вот только некому передать все это», - сетует мой собеседник. "Дело кропотливое, не каждый выдержит такое занятие, - говорит мастер Санджиев. - Но забывать ремесло предков, мы не имеем право. Нынешней молодежи не досуг заниматься этим кропотливым, по - своему, пусть даже и трудоемким делом. А зря! Ведь так мы и попросту забудем свои корни! Этим обеспокоен и мой собеседник. Сейчас Геннадий Опушевич проживает в Элисте. Черные и белые уздечки, плетки, кнуты - это часть изделий, которые я увидел во время встречи с Геннадием Опушевичем.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2