При Архангело-Михайловской церкви женское училище имело учениц больше, чем полагалось: 135 против 100. А вот при Троицкой церкви училище был недобор, посещали занятия только 38 девочек, как и Константино-Еленинскую на Греческой улице (ныне там стоит девятиэтажное здание, № 52).
Одно из самых молодых церковно-приходских – Петропавловское женское, начало работать с 1914 года, года начала войны. Наверное, поэтому в училище не успели завести библиотеку и «самых необходимых наглядных пособий». Учительница Александра Георгиевна Фетисова писала в городской отдел народного образования: «Я самым покорнейшим образом просила бы о приобретении хотя бы самой скромной библиотеки, т.к. дети постоянно просят что-нибудь почитать, а им приходится отказывать…»
На рабочих окраинах, до 1918 г. не входящих в черту города, находились две бывших ЦПШ: Ионна-Предтеченское и Скараманговское. В канун революционных бурь они, конечно, имели особенный колорит; там учились дети рабочих.
В отличие от всех предыдущих Иоанно-Предтеченская школа была смешанной, т.е. мальчики и девочки учились вместе, при чём «норма девочек не установлена». Большинство учеников были детьми рабочих Металлургического завода, из Кожевенного меньше, только 19 – из Котельного. Помимо Закона Божьего, пения, чтения, письма и арифметики, там преподавали русский язык, географию, естествознание, геометрию и историю. Сдавшие успешно курс, имели возможность поступать в 4 или 5 класс Гимназий или 3 класс прогимназий.
Самое молодое училище было на ул. Разинской в Скараманговке не при церкви, потому и называлось просто Скараманговским. В канун прихода Советской власти его посещали 242 девочки и 361 мальчик, хотя рассчитано было на 100 учеников. В нём не было часов, звонка, пособий и стульев, но без отказу набирали всех желающих.
Согласно Правилам ЦПШ были одноклассные (2 года обучения) и двухклассные (4 года) школы. К началу ХХ века они выросли до 3-х и 5-годичных.
Надо отметить, что жажда отдать знания была присуща преподавателям, Например, они мечтали показывать своим ученикам опыты по физике, и поэтому при первой возможности запрашивали городское управление о закупке пособий и «некоторых приборов по физике». Все учителя стремились обогатить школьную библиотеку, хотя порой в лихие годы не хватало бочек для воды, умывальников, стульев, веников и шкафов для книг.
*
Современному школьнику трудно представить эти церковно-приходские школы. Конечно, учебный день начинался с молитвы. «Ребятишки радостно на разные голоса здороваются… Читают молитву, шуршат книгами, тетрадями. И начинается всё то же: три да семь, и из девяти два…, и что такое сумма, и что такое разность, и всё, что так старо для учительницы и так ново, так неожиданно и трудно для ребят, широко раскрывающих в напряжении глаза…, и кажется, самые стены класса налиты напряжённым вниманием.» (А. Серафимович. Галина.)
Комментарии 3