В ответ (ст. 33) Господь обращается не только к Петру, но и к ученикам (потому, что и они так думали): отойди от Меня, сатана (т.е. противник, злой советник), «потому, что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (т.е. не согласованно с волей Божией, а по человеческому рассуждению о роли Мессии).
Однако вернемся к тексту 10-й главы Евангелия от Марка (Мк. 10, 32-45)
На просьбу Иакова и Иоанна Господь ответил: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь» (Мк. 10, 38)
Архиепископ Аверкий (Таушев) в разборе данного стиха, пишет: «Господь своим вопросом: «Можете ли пить чашу, которую Я пью?» — указывает именно на то, что приближение к нему в Его царстве будет заключать в себе уподобление Ему в страданиях. О страданиях здесь говорится как о чаше, которую должны разделить с Христом те, которые хотят быть к Нему ближе. Образ этот заимствован из обычая восточных царей посылать осужденным на смерть чашу с ядом. Сын Божий и представляется в Евангелии как осужденный, которому Отец Небесный посылает чашу смерти (см. Ин. 18, 11). «И креститься крещением, которым Я крещусь?» — выражается та же мысль: перенесение страданий представляется как бы погружением в них человека, как бы омовением в воде» [7. С. 239]
Не делая над собою никаких усилий чтобы задуматься, понять трагический смысл слов Иисуса, братья легкомысленно отвечают Господу: «Можем».
«Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься»; (Мк. 10, 39) «а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано». (Мк. 10, 40)
Господь предсказывает мученическую кончину Иакова и Иоанна (ст. 39). «И действительно, — пишет В. Н. Кузнецова, — Иаков погиб самым первым из апостолов. В 40-х гг. его казнил внук Ирода Великого Ирод Агриппа I, ставший царем после прихода к власти римского императора Клавдия (Деян. 12, 2). Согласно церковной традиции, Иоанн дожил до преклонных лет и умер своей смертью, но и он подвергся гонениям, был в ссылке. Впрочем, эти слова у Марка, вероятно, послужили причиной возникновения легенды, зафиксированной в рукописях V-IX веков и утверждающей, что Иоанн умер в молодом возрасте, вместе со своим братом.
Иисус снова и снова объясняет братьям, что Его и их путь к славе лежит через отвержение, страдания и смерть».
И не в Его власти (по крайней мере во время Его земной жизни) – см. 40-й стих, «распределять и раздавать почетные места. Они достанутся тем, кому они предназначены Богом (А. К. — имеющим свои меры и оценки первенства, отличающиеся от привычных для людей).
В этих словах Иисуса слышен горький укор, и разочарование, и призыв думать о Божьем, а не о своем» [6. С. 188-189]
Остальные ученики вознегодовали, т. е. поступок братьев вызвал у них глубокое возмущение: «И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна» (Мк. 10, 41). Однако «их возмущение вызвано, скорее всего, не поведением братьев, а тем, что те их опередили».
Но Иисус сразу принимает меры, и «подзывает всех: то, что Он собирается сказать, предназначено не только Иакову и Иоанну» [Там же. С. 189]
Так, в следующих 3-х стихах, читаем: «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет всем слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10, 42-44).
Здесь выражена важная мысль, что у последователей Христа должны быть иные ценности и иные приоритеты («между вами да не будет так»).
Основанием для такого, по земным понятиям абсурдного переворачивания привычных отношений между учениками, лежит в пришествии Самого Иисуса. Смысл Своего пришествия Иисус толкует одним важным понятием из Писания. Это, конечно же, образ «искупления», который появляется здесь в Евангелии в первый и единственный раз.
Так, в следующем стихе Иисус говорит: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45; см. также: Мф. 20, 28)
Здесь Иисус не только напоминает сказанное ранее о необходимости Своего страдания и смерти – Он видит в своей судьбе исполнение пророчеств о Страдающем Служителе Божьем (см.: Ис. 53 гл.), но и опирается на библейское представление о выкупе (см.: Ис. 43, 3-4), впервые показывает, зачем нужна Его смерть.
Итак, здесь говорится о том, как это объясняет В. Н. Кузнецова, что «Бог предназначил Иисусу стать выкупом. Первоначально слово «выкуп» называлась сумма денег, уплаченная за освобождение пленного или раба, но позже это слово приобрело религиозное значение». Так, данное слово «становится синонимом спасения».
«В еврейской традиции была идея, что любая смерть имеет искупительную силу, но смерть же невинного мученика может искупить грехи всего народа» [Там же. С. 190]
Так, в 4 Книге Маккавеев (апокриф; текст книги входил в Септуагинту; годы написания: между концом I в. до Р.Х. и 70 г. по Р.Х.) по поводу мученичества Маккавеев и искупительной жертвы их смерти, делается следующий вывод:
«Посему почитают всех, кто был освящен Богом, но не только за эту честь, но и за то, что, благодаря им не одержали победы над нашим народом, (ст. 20)
но тиран был наказан, общество очищено, и стали они как бы выкупом за грех народа. (21)
И благодаря крови этих благочестивых и искупительной жертве их смерти Божественный Промысел спас Израиль, столь уже претерпевший». (ст. 22)
(4 Макк. 17, 20-22) [Цит. по 8. С. 492]
Так же, во Второй книге Маккавеев используются мысли и образы пророка Исайи (см. Ис. 53, 4-12) о смерти «раба Божьего» искупающего грехи народа:
«Я же, как и братья, отдаю душу и тело за отеческие законы, прося Бога, чтобы скоро смилостивился Он над Своим народом, и чтобы ты в испытаниях и страданиях признал, что только Он есть Бог: И пусть на мне и на моих братьях прекратится гнев Вседержителя, справедливо падший на весь род наш!»
(2 Макк. 7, 37-38) [Цит. по 8. С. 278]
Заметим, что эти слова Иисуса (см. Мк. 10, 45) вступают в определенное противоречие с мотивами 7-ой главы у пророка Даниила (в частности, с Дан. 7, 14), конечно же, хорошо знакомыми каждому иудею, где Сыну Человеческому, «…дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет и царство Его не разрушится» (Дан. 7, 14).
По-видимому, здесь, в этом открытом высказывании Иисуса (Мк. 10, 45), не соответствующем общим иудейским ожиданиям, о Грядущем Сыне Человеческом который должен воссесть на Престоле для суда над людьми (что могло тоже смущать учеников), имплицитно выражена мысль, что будет еще одно пришествие Мессии на землю: за смертью антихриста последует открытие Царства славы, с подчинением Сыну Человеческому народов, племен и языков. На всемирном Суде и с «открытием царства Слова, преклонится пред Христом всякое колено» (Рим. 14, 11).
Итак, «Иисус совершает выкуп и отдает Свою жизнь за множество людей («искупление многих»). Его искупительная Жертва выкупает из-под власти греха и смерти всех тех, кто захочет ответить на призыв Иисуса и последовать за Ним, кто хочет свободы от рабства. Его жертва носит заместительный характер, ведь Он умирает не за собственные грехи, а берет на Себя грехи других» [6. С. 190]
Христианские богословы учат, что «сам человек не был в состоянии принести Богу искупительную жертву (жертву такой значимости как Жертва Иисуса Христа), ибо святость не совместима с греховностью, и оскорбление бесконечной любви и справедливости Бога превышала возможности ограниченного и склонного к греху человека выкупить себя. Только Сын Божий, став человеком и умирая за грешников, мог принести «жертву умилостивления» (Ис. 53, 10), достойную Бога, и спасти от погибели всякого уверовавшего в Него (Ин. 3, 16) [9. С. 2093]
Во Христе для каждого человека открывается путь примирения с Богом и оправдания, через изменение образа своего существования, через личное усвоение плодов искупительного подвига Спасителя.
Протоиерей Александр КамышниковИспользуемая литература1. Попов Николай, протоиерей. Священная история Ветхого Завета/ Учебное пособие – Вятка: [Киров] Буквица, 2009. – 304 с.
2. Лопухин, Александр Павлович. Библейская история Ветхого Завета / А. П. Лопухин. – Иллюстрированное издание. – Москва: АСТ, 2017. – 464 с.
3. А. В. Смирнов Обзор памятников иудейской мессиологии // Книга Еноха Тайны Земли и Неба. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 496 с.
4. Ветхозаветные апокрифы: Книга Еноха; Книга Юбилеев, или Малое Бытие; Заветы двенадцати патриархов; Псалмы Соломона. – СПб: ООО Торгово-издательский дом «Амфора», 2016. – 411 с.
5. Белла Роберт. Религии в человеческой эволюции: от палеолита до осевого времени / Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: ББИ, 2019. – ххх + 741 с.
6. В. Н. Кузнецова. Евангелие от Марка. Комментарий. – Москва 2004. – 317 с.
7. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2018. – 846 с.
8. Книги Маккавеев (Четыре книги Маккавеев) / Перевод с древнегреческого, введение и комментарии Н. В. Брагинской, А. Н. Коваля, А. И. Шмаиной-Великановой; под общ. ред. Н.В. Брагинской; научный редактор М. Туваль. М.: Мосты культуры/ Гешарим, 2014. – 632 с.
9. Приложения / Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. Четвертое издание. Брюссель Издательство «Жизнь с Богом», 1989. – 2535 с.
Сайт Таганрогского благочиния (
https://pravtaganrog.ru/iudejjskie-predstavleniya-o-messianskom-carstve-reakciya-uchenikov-na-predskazaniya-iisusa-khrista-o-svoejj-smerti-i-voskresenii-obyasneniya-uchitelya-o-tom-chto-ego-i-ikh-put-k-slave-lezhit-cherez/)
Нет комментариев