На Транссибе - Великой Сибирской железнодорожной магистрали скопились десятки эшелонов отступающих под натиском красных войск дивизий белогвардейцев. Даже поезду Верховного правителя адмирала Колчака пришлось продвигаться по железной дороге со скоростью 3-5 километров час. В Ачинске же в стоящих на станции эшелонах буквально жили тысячи и тысячи людей. Всех их белогвардейскому командованию и железнодорожникам срочно надо было перебросить на восток — белым и царским офицерам, чиновникам и их семьям приближавшаяся Красная армия и советская власть ничего хорошего не сулила в принципе. Железнодорожники были бы рады пропустить все поезда, но им мешали чехи — тысячи чехословацких вагонов с награбленным русским добром создали настоящую «пробку» на Транссибе. В итоге на небольшой сибирской станции оказались не только военные, но и огромное количество беженцев и различного имущества, самым же опасным грузом среди всего военного имущества были взрывчатка и боеприпасы. 29 декабря 1919 года на станции внезапно раздался оглушительный взрыв. Несколько поездов в мгновение ока превратились в груды искореженного металла. От них остались только разорванные куски металла и дерева. И множество фрагментов изуродованных человеческих тел...
Этот взрыв на станции Ачинск, произошедший 29 декабря 1919 года - во время отступления белогвардейцев на восток, был и остаётся до сих пор неким белым пятном в истории гражданской войны в Сибири. И это, несмотря на то, что об этом трагическом и кровавом событии осталось достаточное количество воспоминаний белых эмигрантов и красных повстанцев, тем не менее, точные причины мощного взрыва остаются неизвестными до сих пор. Одни исследователи этой темы ставят на нелепую случайность, другие — на ужасную диверсию большевиков. Так что же произошло в маленьком уездном городке Ачинске чуть более века назад? Ачинск с населением едва ли превышающим десять тысяч человек в конце 1919 года был похож на огромный человеческий «муравейник». Кого здесь только не было: военнослужащие нескольких дивизий отступающей белой армии адмирала Колчака и многочисленные гражданские беженцы заполнили этот небольшой сибирский город и с железнодорожную станцию при нём. Отойдя под сильным напором Красной армии до Ачинска, армия адмирала Колчака оказались зажатыми между двух огней: с запада на них наступали части 5-й армии красных, на востоке Транссибирскую железнодорожную магистраль перекрыл красноярский гарнизон, только что перешедший на сторону большевиков. Возникла реальная угроза полного окружения и уничтожения сибирских белых армий. К тому же, в это время белогвардейским частям генерала Каппеля приходилось сражаться не только с частями РККА и отрядами красных партизан Щетинкина Краченко и Сургуладзе, но и с "зелеными партизанами" под командой тов. Рогова, которые отличались особой жестокостью. Отряды Красной армии под командованием тов. Эйхе настигли в Ачинске отступавших 2-ю и 3-ю колчаковские армии под командованием генерала В.О.Каппеля, С юга Енисейской губернии в те же дни на станцию Кемчуг вышла партизанская армия П.Е.Щетинкина - А.Д.Кравченко. В связи с этим произошла новая активизация некоторых других партизанских отрядов, ранее распущенных по домам.
Все те, кто мог, цепляясь за белую армию, продолжал уходить с нею в глухую бездорожную зимнюю сибирскую тайгу, тот мог еще рассчитывать вырваться из когтей надвинувшейся смерти и дикого ужаса, но кто и этой возможности не имел, тот должен был выбирать: погибнуть или сдавался на милость большевиков. Позднее все уцелевшие пленные-белогвардейцы, как и многие сочувствовавшие им лица из числа гражданских беженцев, прошли через ужасы Красноярского концентрационного лагеря…
Бывший главком генерал Константин Сахаров, чуть ранее отстраненный Колчаком от командования войсками, вспоминал об этом эпизоде следующее: «… только-только я вернулся из города на станцию. Вошел в свой вагон, и в этот момент по моим ушам ударила звуковая волна. За звуком стеклянная крошка окон полетела в лицо, на полушубок. Схватив винтовку, я тут же бросился из вагона прочь. На перроне он лицом к лицу столкнулся с новым главкомом генералом Владимиром Каппелем, который уже спешил взять ситуацию под свой контроль. Когда я осмотрелся, то увидел смятение и полный разгром на платформе у вокзала. Ничком лежали несколько убитых, и их теплые тела все еще содрогались последними конвульсиями. Бежали женщины с окровавленными лицами и руками; вот солдаты пронесли мимо меня раненого, в котором я с трудом узнал своего кучера-казака, только что вернувшегося со мной из поездки. Он весь обгорел. В середине штабного эшелона горели вагоны, бросая вверх огромные, жадные языки ярко-красного пламени. В результате взрыва многие правительственные части находились в шоке. Никто не мог сказать, что произошло. Ждали, что вслед за этим мощнейшим взрывом начнется нападение красных. Из города спешно вызвали добровольческие отряды, организовывали из уцелевших бойцов смешанные патрули. Однако большевистских атак не последовало…».
Вероятно, что этот мощнейший взрыв на Транссибе, в одночасье унесший множество человеческих жизней, вначале для красных партизан так же явился полной неожиданностью. В противном случае, командиры красных партизан обязательно бы воспользовались возникшей сумятицей в стане своих врагов, и тотчас же перешли бы в наступление. Однако этого не случилось. Более того, Красная армия вошла в этот уездный город только в начале января 1920 года. Последствия взрыва на станции в Ачинске, случившегося в конце декабря 1919 года, были действительно ужасными. От мощного взрыва погибло несколько сотен людей. В том числе погиб почти весь конвой главнокомандующего, состоящий из казаков 2-го Енисейского казачьего полка.
Штабс-капитан Дмитрий Решетников, который в те далекие от нас годы был офицером Красноуфимского кавдивизиона белой армии, также являлся очевидцем той человеческой трагедии. Более того, он оказался на станции Ачинск всего через несколько часов после взрыва, и насчитал без мало почти тысячу тел погибших людей. Кроме того, многие военные и гражданские лица после этого взрыва просто пропали без вести. Предположительно, в то же время на ст. Ачинск находился и соратник полярного исследователя Арктики Георгия Седова штурман Владимир Альбанов, который с большой вероятностью также погиб во время этой трагедии. Среди погибших были обнаружены тела генерал-майор генерального штаба Голицына и начальника статотдела ЕКВ А.Г. Шахматова. Также пострадало большое число гражданских лиц из числа местного населения.
По воспоминаниям очевидцев, все последующие дни после взрыва, ближайшие окрестности железнодорожной станции Ачинск, как писали в местных газетах, напоминали «царство мертвецов». Вдоль железнодорожных путей были сложены тела погибших и фрагменты оторванных взрывом фрагментов человеческих тел, их оторванные руки и ноги. Между этими пирамидами бродили мародеры различных мастей, не брезговавшие снимать с человеческих останков обнаруженные драгоценности. Эта мрачная, зимняя картина трагедии ужаснула многих очевидцев взрыва. И они пронесли память о той трагедии через многие десятилетия, оставив свои воспоминания о ней.
До сих пор нет ясности в том, что же стало причиной взрыва. Известно, что на станции скопилось много эшелонов и много различного народа, желающего по каким-то причинам во чтобы то ни стало избежать встречи с наступающими советскими войсками. Масса людей сновали туда и сюда через вагонные площадки или прямо под вагонами. В общем, несмотря на сильный сибирский мороз, станция в те дни больше походила на большой человеческий муравейник. Эшелон штаба фронта стоял на восток от центра станции. Немного позади от него стояли 3 цистерны с бензином, и рядом были расположены 2 вагона с черным порохом, неизвестно кому принадлежавших. С другой стороны на станции стоял эшелон 1-ой Сибирской Армии генерала Пепеляева, к тому времени уже вышедший из подчинения генерала Каппеля. Командир одного из этих подразделений, некто капитан Зубов, по каким-то своим, только ему понятным соображениям, устроил прямо на путях товарообмен лишних винтовок и револьверов. Их меняли на черный порох, который находился в нескольких соседних вагонах и был упакован в бочках, совершенно не удобных для переноски. Поэтому солдаты из подразделения Зубова стали насыпать порох в мешки. А так как мешки оказались недостаточно прочными, порох из них малыми порциями просыпался на снег, по сути образуя черную тропинку. Вероятно, кто-то из проходивших мимо людей неосмотрительно бросил на землю тлеющий окурок, тут же произошло самовозгорание пороха, от которого и детонировали вагоны с порохом и бензином.
Вызывает интерес, что ещё в ноябре Реввоенсовет 5-й Красной армии, действовавшей на этом направлении против колчаковцев, направил отрядам енисейских партизан свою секретную директиву: активнее действовать на участке железной дороги между Ачинском и Красноярском. Партизанам в частности, приказали: «произвести крупные разрушения дорог, взрывая мосты, водокачки и производя крушения поездов, с таким расчетом, чтобы исправление их потребовало бы много времени». И, наконец, в качестве ещё одной из причин, называли неосторожность при перегрузке мин в вагонах военно-морского арсенала.
Несомненно, что все эти версии имеют свои «за» и «против». Так, член Ачинского совета, большевик П.Г.Ильченко вспоминал, что «…белые при отступлении минировали склады рядом с железнодорожной станцией. На втором этаже склада боеприпасов колчаковцы разместили 350 арестованных солдат, не желавших воевать против красных. Чтобы их освободить, большевики-подпольщики и организовали этот подрыв. Два человека были убиты, еще двое ранены, но всем остальным удалось бежать. Однако тут и произошло непоправимое - после первого, сравнительно небольшого взрыва, тут же раздался второй, намного более сильный взрыв, который и стал причиной этой трагедии.
Печатное издание «Красный стрелок» (газета 5 армии РККА-прим. авт.) в номере от 10 января 1920 года опубликовало следующую информацию о случившемся взрыве: «…в 15 час. 21 мин. пополудни на станции Ачинск произошел сильный случайный взрыв вагона с динамитом, после чего загорелись цистерны с бензином и стали взрываться артиллерийские снаряды. В здании вокзала выбиты все стекла и снесена крыша. Трупы людей и лошадей застряли в телеграфных проводах. Сила взрыва оказалась таковой, что фрагменты трупов людей и лошадей были отброшены силой взрыва на полторы версты от эпицентра взрыва. Винтовки, выброшенные силой взрыва из вагонов, вкалывались штыками в крыши окрестных строений. По информации свидетелей, был разбит поезд генерала В.О. Каппеля. Железнодорожные пути в окрестностях станции искорежены и исковерканы. Составы представляют собой какие-то фантасмагорические массы различной формы..." Эта мрачная, зимняя картина ужасала многих очевидцев даже спустя некоторое время.
Воспоминания белогвардейского полковника Обертюхина, бывшего начальника штаба белой армии, который также был очевидцем взрыва, ужасает своими деталями: «…По дороге, в Ачинске, пришлось наблюдать печальные остатки разрушений, произведенных взрывом мин, которые находились в одном из эшелонов морского ведомства. Страшный взрыв, разрушивший почти до основания сразу пять воинских эшелонов, стоявших на станционных путях, парализовал всё дальнейшее движение, а его последствия произвели такое неизгладимо тягостное впечатление на многих чинов белой армии. Многие из них, почти в открытую, заговорили о невозможности дальнейшего сопротивления большевикам и о необходимости прекращения против них вооруженной борьбы. Все тогда почему-то были уверены, что ачинский взрыв был организован или тайными агентами большевиков, или партизанами Щетинкина, которые действовали в Минусинском уезде. … По общему мнению многих высокопоставленных чинов белогвардейской армии, генерал В.О. Каппель совершенно напрасно предпринял тяжелое обходное движение всеми силами своей армии вокруг Красноярска с севера, тогда как последний можно было бы взять без особого сопротивления, простой, но хорошо подготовленной, лобовой атакой.
Очевидно, даже у военачальников, перенесших слишком длительное нервное и военное напряжение в течение нескольких лет первой мировой и гражданской войн, в конце концов, силы для их активного противодействия большевикам почти иссякли. Или они настолько сами «выдохлись», что предпочитали идти в отступ по «линии наименьшего сопротивления». Вероятно, что инициатива и активность, видимо, к этому моменту твердо покинули ряды белой армии в Сибири, и она стремилась избежать окружения и любой ценой уйти на восток». По мнению генерала Каппеля, продолжение продвижения по железной дороге на восток, через Красноярск, не обещало никакого успеха. Тут же, на станционных путях, приходилось наблюдать картину полной растерянности среди тех из чинов штаба и военнослужащих других эшелонов, которые были перегружены своими семьями и вещами до чрезвычайности и в этой безвыходной обстановке, без всякой надежды достать лошадей и сани для дальнейшего путешествия, не знали, что делать в дальнейшем. Они, действительно, были в безысходном и трагическом положении.
В это время стало известно, что и в самом Красноярске было не намного лучше. Там произошло большевистское восстание. Военная власть в городе перешла в руки бывшего начальника формировавшейся здесь дивизии, генерала Зиневича, который желая сохранить свою жизнь, вступил в сговор с местными большевиками. Он воспротивился дальнейшему продвижению через Красноярск отступающей белой армии генерала В.О. Каппеля. О местонахождении адмирала Колчака также не имелось к тому времени никаких сведений.
Бои под Красноярском – «Красноярская боевая операция» в истории гражданской войны упоминается очень редко, а во многих трудах и учебниках истории она по каким-то причинам не упоминается совсем. А ведь чуть более 100 лет назад, в декабре 1919 года (по старому стилю), в Красноярске и его окрестностях на территории 8000 квадратных километров, от Ачинска до Канска, у Транссиба в не премиримом противостоянии белых и красных сошлись лицом к лицу до 100000 человек. Получив от адмирала Колчака телеграмму с приказом уничтожить бунт генерала Зиневича, главком Каппель всё-таки решил штурмовать Красноярск, под которым между противоборствующими сторонами произошли ожесточенные бои в период с 5 на 6 января 1920 года. Однако гарнизон Красноярска, усиленный свежими боевыми формированиями из рабочих дружин, оказал упорное сопротивление белогвардейцам. Несмотря на отсутствие артиллерии и недостаток патронов, белая пехота сумела войти в город. Оставалось проявить ещё несколько усилий и ударов по позициям красных, чтобы затем очистить его. Но в это время со стороны железнодорожной станции неожиданно появился стреляющий бронепоезд. И начальник атакующих белогвардейских частей, полковник Макри, самовольно отдал приказ об отходе из губернского города. Белогвардейцы дрогнули и поспешно отошли, понеся при этом большие потери: из 680 человек вышли из боя 380 штыков».
В период с 23-25 декабря 1919 года части белых оставили Транссиб и разными дорогами двинулись в обход Красноярска. Части генерала Н.А.Галкина поднялись через распадок в верховья р. Бузим. У Устюга и волостного села Шилы их встретили вооруженные отряды красных партизан. В этом бою генерал Галкин погиб. Отступая от Шилы белогвардейцы пришли в деревню Хлоптуновскую. Части генерал-майора А.П.Перхурова пересекли Енисейский тракт в районе села Погорелка. Миновав Карымскую и волостное село Сухобузимское, вышли на Енисей в окрестностях станицы Атаманово. Главные части 2-ой и 3-ей армий через село Частоостровское прошли по берегу Енисея до Балчуга и Кана.
В целом, вместе держались около 40000 солдат и гражданских беженцев. При этом удобный путь для отхода по железной дороге белогвардейцам также пришлось оставить. Весь дальнейший путь отступающей белой армии генерала Каппеля проходил по замерзшему льду замерзшего Енисея, на который его войска вышли 7 января 1920 г., а затем отступающие войска двинулись по реке Кан. Погибли в боях, разбежались по окрестным деревням и селам, или были взяты в плен, умерли от голода и болезней или замерзли при походе по Кану около 25000 солдат белой армии генерала В.О. Каппеля и мирных беженцев; В эти же дни погибло и несколько тысяч красноармейцев и партизан и жителей сочувствующих советской власти крестьян в пригородных волостях.
Дальнейшие события нарастали как снежный ком - на исходе зимы в сырую погоду. Никакой передышки белые не могли себе позволить. Части 5-ой Красной Армии догнали их арьергарды. Доехав в поездах до станции Зеледеево, все военачальники во главе с генералом Каппелем 21 декабря пересели в сани, кошовки, телеги, кибитки. Штабы отступавших с обозами 2-ой и 3-ей армий уже знали, что с юга наперерез им движется партизанская армия Щетинкина. Поэтому они стремились до ее прихода пройти крупные железнодорожные станции.
Как позднее свидетельствовал штабс-капитан Д.И. Решетников, командир Красноуфимского артиллерийского дивизиона: «20 декабря пришли в Мотатырь близ ст.Кемчуг. Как в тумане идут дни. В дивизии много больных тифом. Орудия пришлось бросить, сняли замки и панорамы. Холодно, идем ночами, к утру приходим в опустевшую от обозов деревню и стоим до 12 часов ночи, а затем снова начинаем движение. В монастыре купили 200 пудов овса. Станцию Кемчуг прошли под вечер, там стояла Иркутская дивизия, и для нас не было места. 22 декабря мы в Заледеево, в 27 верстах от Красноярска. Село забито войсками до отказа». В рождественские дни декабря 1919 года (здесь и далее – по старому стилю), потеряв в Красноярской операции до 25000 человек, и получив на западных рубежах города неожиданно мощный отпор, белогвардейцы-каппелевцы вместе с беженцами (до 40000 человек) хлынули по дорогам пригородных волостей, по Енисею и Кану, с целью вновь выйти на Транссиб. С большими потерями им удалось это осуществить и выйти на магистраль. Несмотря на это, тыл у Колчака был непрочным, до трети мобилизованных им солдат дезертировали и остались в деревнях и селах, через которые проходили отступающие войска.
Нет комментариев