Не придет она никуда! Как она сама придет? Ты будешь сидеть, а она возьмет и придет к тебе? Как в песне? «Счастье вдруг, в тишине, постучалось в двери… неужель ты ко мне? Верю и не верю!» А однажды мне задали вопрос, как правильно выбирать себе жену. То есть не искать, а выбирать. Я ответил примерно так: «Что значит “выбирать”? Вы в магазине, что ли?» Как вы будете выбирать? Это раньше на невольничьем рынке, например, можно было выбирать себе женщину…
Вы ищете себе жену. Ищите, присматривайтесь к людям, прислушивайтесь. Очень важно человека услышать. Бывает, смотришь – красавица! А рот раскрыла – все цветы завяли. Сразу видишь, что глупая как пробка. Тогда бегом от нее, бегом со всех ног. Надо поговорить, как Сократ говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Мы же не видим человека, пока он не заговорил с нами. То, что снаружи – как картинка намазанная. Сейчас все красиво одеваются. Тряпки дешевые, косметика доступная. Люди за собой следят. Люди стали холеные. Те, кому сейчас под пятьдесят, помнят свою юность – другая совсем: другой выбор товаров, другие возможности для отдыха, другой досуг совсем. А сейчас все холеные, красиво одетые, сытые, накрашенные, яркие, ничего не боящиеся, раскомплексованные: хочешь – джинсы с дырками надену, хочешь – на голове устрою непонятно что. Никого не стыдятся и ничего. О том, о чем про себя раньше говорить было стыдно, теперь вслух кричат. Вот и вы присматривайтесь к ним, присматривайтесь – вдруг увидите свою? Ведь настоящие – они же неброские.
Как думаете, почему «выстрелил» фильм-сериал «Не родись красивой»? Потому что самые хорошие девочки – незаметные. Их действительно надо поискать, присмотреться. Она будет из стыдливости незаметной: ее меньше всех слышно. Присмотрись, как художник. Ведь художник в глыбе мрамора видит скульптуру. Так и мужчина должен видеть все-таки в девушке что-то тайное, скрытое внутри. А эти все, что в глаза лезут, эти фифы – ненастоящие, фальшивые. Настоящие-то люди, эти бриллиантики, они – как пылью прикрытые. Где-то там сидят по углам. Они о себе кричать не будут. Именно их находить надо.
Сократ говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
Помню письма старца Паисия к мирянам. Там какой-то человек женился и присылает ему фотокарточку:
– Смотри, – говорит, – какая у меня красивая жена, геронда!
А он говорит:
– А на некрасивых кто жениться будет? Тоже мне, нашел чем похвалиться! Выбрал себе красивую и хвалится! А некрасивые, что думаешь, замуж не хотят? А куда им деваться, которые менее красивые, чем остальные? Им потом что, сначала плакать, тосковать, а потом в грехи тяжкие пускаться? Вы – христиане. Вы должны брать себе простеньких жен, хороших и простеньких.
Красавица одна не останется. Хотя, конечно, красота отцветает. Она долго не держится. Но, в любом случае, красавицам полегче. Что ты хвалишься, что ты красавицу взял? Взял бы ты простенькую девчушку замуж – осчастливил бы ее. Полюбил бы ее – тогда можно было бы хвалиться.
Так что надо присматриваться к людям. Очень много хороших людей незамеченных. Понимаете, дух нынешнего времени заключается в том, что пустозвонство всякое, глупость, наглость лезут в глаза без всякого спроса. А хороших людей не стало меньше, просто они оттеснились на периферию. Каждый может быть калифом на час. Сегодня для этого создана индустрия развлечений: ток-шоу, телевизор, интернет, клубная жизнь. И это все пенится, вся эта срамота, вся эта ерунда, а хороших не видно, хотя их очень много. Я стою на том, что у нас очень много хороших людей.
Если вы общаетесь с разными достойными девушками, то вам повезло. Но, возможно, вы порождаете в них желания и иллюзии, заставляете их по ночам не спать, и думать, и мечтать о чем-то, строить планы и ждать знаков внимания. «Что ж ты бродишь всю ночь одиноко, что ж ты девушкам спать не даешь?»– скажи, гармонист молодой, чего ты хочешь, если вокруг много хороших девушек?
Надо молиться Богу, чтобы Бог показал вам ту, которая ваша. Оставьте в покое тех девушек, на которых не собираетесь жениться. Зачем вы порождаете в них ложные желания? Почитайте просто хорошую литературу на эту тему.
Есть такой писатель – Морис Метерлинк. У него есть пьеса «Синяя птица», наверняка вы ее читали или видели. Там во второй части очень интересный сюжет. Молодой человек живет в окружении большого числа девушек. Дочка мельника – веселая и богатая, но глупая; дочка сапожника – скромная, но бедная, и так далее. У всех девушек есть свои достоинства. Если бы это все у них забрать, у каждой по хорошему качеству, одну слепить и на ней жениться! Эта веселушка и болтушка, эта жадная, эта бедная, эта некрасивая, хотя очень добрая. И вот он так страдает, а все его любят. Так ему повезло, что все эти девушки его любят! И там есть одна, которую он не замечает вообще. Она боится рта раскрыть при нем. Он ее даже не видит. Она издалека за ним наблюдает. И потом он попадает в некий духовный мир, вроде как в рай. Там очень много детей. Ему словно какой-то голос (то ли это его сопровождает некий ангел) говорит: «Вот, это твои дети. Этот будет великий математик. Этот в младенчестве умрет. Этот до пяти лет доживет, но тоже умрет. Этот будет ни то ни се… Вот твое будущее. Вот твои дети… А теперь, дети, вот ваш папа. Выбирайте себе маму». И стоят там души этих девчонок, которые там, на земле, его любят: и дочка мельника, и дочка сапожника, и дочка местного богача, и та девушка, которую он на земле не замечал. И дети бегут к этой скромняшке: «Мама! Мама! Вот наша мама!» Берут ее за руки, ведут к нему. «Вот наша мама. Вот наш папа. Мы нашли их!» Конечно, это всего лишь фантазия, гениальная фантазия гениального писателя, но какое здесь здравое зерно! Решение о том, кто будет твоей женой, зависит от того, какие дети от тебя родятся. Решение полагается не в том, кто тебе нравится, кому нравишься ты, с кем у тебя будет любовь. Решение будет зависеть от того, кто от тебя родится, от кого должны родиться твои дети.
Проблема выводится совершенно на другой план. Ты общаешься с двумя или тремя девушками. Эта вот такая; этой бы, например, похудеть; этой бы перекраситься… Идет разговор о наших предпочтениях и мечтаниях. А вы эту проблему переведите в другую плоскость: «А с какой девушкой я хочу рожать детей? Какую девушку я вижу матерью будущих моих детей?» Вот об этом подумайте. Это я говорю тому человеку, который общается с несколькими девушками.
Попробуйте поговорить с девушкой не о том, где вы будете отдыхать, когда вы поженитесь, а, например, хочет ли она детей и сколько? Боится ли она по ночам вставать к ребенку? Боится ли она располнеть после родов? Не угнетает ли ее мысль, что выйдет замуж, а родить не сможет? Вот эти вопросы все покажут вам, кто они такие, эти девушки.
Для того чтобы познать человека – вот эту сущность его, – с ним нужно разговаривать. «Заговори, чтобы я тебя увидел!» Пока ты не заговоришь со мной, я тебя не вижу. Кто ты такой? Я уверен, что есть такие красавицы, которые только рот раскроют, и сразу бежать от них хочется. А есть такие девчонки, с которыми приятно поговорить, и можно с ними вдруг заговорить на какие-то серьезные темы, в частности о материнстве, и там будет уже видно.
И не каждая девушка начнет откровенничать на эту тему. Для нее это, может, чрезвычайно важно. Может, для нее будет стыдно с парнем – с тобой – об этом говорить: ты же все-таки не муж ей. Но ты почувствуешь, важна для нее эта тема или нет. Ты себе представишь, захотел бы ты иметь ее хозяйкой своего дома и матерью своих детей – или нет. Вот это серьезные критерии, которые указывают на семейность.
Потому что погулять можно с любой: и с четырьмя, и с пятью, с которыми ты дружишь. С этой можно на каток пойти, с этой – в музей, с этой можно посидеть в баре, попить мохито… А вот с кем из них ты свяжешь свою жизнь? Кто из них тебе детей родит? Вот это уже вопрос из «Синей птицы». Серьезный вопрос.
Протоиерей Андрей Ткачев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев