Евангелие 20 декабря. И искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его
20 декабря 2024 г.
«Читаем Евангелие вместе с Церковью»
Евангелие от Луки, глава 21, стихи 37–38; глава 22, стихи 1–8
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, в пятницу, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 21, 37–38; 22, 1–8).
21.37. Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.
21.38. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.
22.1. Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,
22.2. и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.
22.3. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,
22.4. и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.
22.5. Они обрадовались и согласились дать ему денег;
22.6. и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.
22.7. Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
22.8. и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
(Лк. 21, 37–38; 22, 1–8)
Пасха (от еврейского «пейсах», что значит «исход») была самым главным и торжественным праздником у иудеев и совершалась в период с 14 по 21 нисана (это иудейский месяц лунного календаря) в память Исхода еврейского народа из египетского рабства.
В ту ночь, 14 нисана, ангел смерти поразил первенца-сына в каждой египетской семье, но прошел мимо всех домов иудеев, потому что косяки и перекладины дверей домов были помазаны кровью жертвенного агнца. В тот вечер иудеям нужно было так торопиться с последней трапезой, что у них не было времени испечь заквашенный хлеб, и они ели опресноки, то есть пресный хлеб.
К Пасхе тщательно готовились: за два дня до Пасхи во всех домах проводили обрядовый поиск закваски. Глава семьи брал свечу и торжественно обходил в молчании дом, заглядывая в каждый закуток, и выбрасывал последнюю закваску.
В 10-й день нисана отцы семейств должны были избрать по однолетнему агнцу без порока, который и приносился в жертву в 14-й день во дворе святилища, а затем запекался. Приготовленного агнца ели полностью, не оставляя ни костей, ни жил, с пресным хлебом и горькими травами. Это вкушение начиналось тотчас после захождения солнца вечером 14 нисана.
Прежде всего приступали к чаше, наполненной вином, разбавленным водой: воздав хвалу Богу, глава семейства пил из нее, а за ним по очереди все присутствующие; это называлось «первая чаша». После этого умывали руки, благодаря Бога. Затем начинали понемногу вкушать пасхального агнца с пресным хлебом, горькими травами и густым соусом из фиников, смокв, винограда и уксуса, произнося славословие.
Всего за пасхальной трапезой поднимались четыре чаши вина, употребление которых разделялось так называемыми «аллилуйями», то есть псалмами пророка Давида со 110-го по 118-й.
Глава семейства обязательно рассказывал детям историю еврейского рабства в Египте, избавления от него и установления в память этого праздника Пасхи; возвышая пресные хлебы и горькие травы, он объяснял, что первые напоминают поспешность бегства евреев из Египта, а последние – горечь египетского рабства.
Эта пасхальная вечеря, по общему убеждению литургистов, легла в основу чина нашей христианской Евхаристии – таинства Причащения.
Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его (Лк. 22, 1–2). Боясь возмущения народа, который мог вступиться за Господа, они решили взять Его хитростью, втайне от народа и после праздника. Но, найдя предателя, они, одержимые неистовой злобой, не стали ждать окончания праздника.
Иуда ожидал от Господа Иисуса Христа земных благ, мирского богатства и владычества, его корыстолюбие теряло терпение, видя полную нестяжательность Учителя; досада на Господа, обманувшего, как ему казалось, его надежды, и желание использовать хоть какой-нибудь случай к наживе сделали его предателем. Уже зная о решении синедриона схватить Господа, он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им (Лк. 22, 4).
Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «Поэтому ему и назначают, в общем, совсем ничтожную сумму – цену беглого раба. Такую цену положили, по-видимому, чтобы показать все свое презрение к Господу Иисусу Христу и в расчете на скупость и сребролюбие предателя, который не станет торговаться».
Иуда действительно оказался сговорчивым, не требовал большего и искал удобного времени, когда можно будет схватить Господа наедине, без обычно окружавшего Его народа. Таким образом, он сделал свой нравственный выбор, впустив в свое сердце сатану.
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, говорят нам о том, что только мы сами можем решать, будем ли мы инструментом дьявола, добровольно пуская его в свое сердце, или будем орудием в руках Бога, славословя Его и воздавая Ему благодарение. Нам же остается сделать правильный выбор.
Помогай нам в этом Господь!