Смерть Пророка ﷺ — горе всех мусульман.
Абсолютно очевидно, что совершенная любовь к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует — одно из самых великих проявлений правдивой веры. На это указывают слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Вера кого-либо из вас не будет совершенной, пока вы не будете любить меня больше, чем своих детей, родителей и всех людей». «Аль-Бухари ма’а аль-фатх» (1/58 — № 5), Муслим (1/67 — № 44).
Потеря человеком семьи, детей или родителей, несомненно, является большим горем. Еще тяжелее человеку приходится, когда он теряет всех своих близких сразу.
Однако даже это горе несравнимо с тем несчастьем, которым явилась для мусульман смерть их пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Айша, да будет ею доволен Аллах, рассказала: «(Незадолго до своей кончины) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приоткрыл дверь (или занавеску), отделявшую его от людей, и увидел, что они совершают намаз, стоя позади Абу Бакра. Увидев их в таком прекрасном положении, он восхвалил Аллаха и выразил надежду, что и после его смерти Всевышний позволит им оставаться таковыми. Он говорил: «О люди! Если кого-либо из людей (или верующих) постигнет несчастье, пусть вспомнит о горе, постигшем его в связи с моей смертью, и утешится им в своем горе, не связанном со мной. Никто из моих последователей не перенесет несчастья, более тяжелого для него, чем моя смерть». Ибн Маджа (№ 1599) и др. Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих ибн маджа» (1/267) и в «Ас-сильсиля ас-сахиха» (№ 1106). См. также «Аль-бидайа ва-н-нихайа» (5/276).
От Анаса, да будет им доволен Аллах, сообщается, что он сказал: «В тот день, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, въехал в Медину, все в ней озарилось светом, а в тот день, когда он умер, все в ней погрузилось во мрак. Похоронив Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы еще не успели стряхнуть с наших рук землю, как уже почувствовали изменение в наших сердцах*».
Абу Дауд (№ 864, 866), Ахмад (3/68 — № 6483, 26684), Ибн Маджа (№ 1631). Ибн Касир в «Аль-бидайа ва-н-нихайа» назвал цепочку передачи данного хадиса соответствующей условиям аль-Бухари и Муслима. См. «Сахих ибн маджа» (1/273).
*[Анас имел в виду, что после погребения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, они заметили, что в их сердцах нет прежнего мира и безмятежности, ибо пресеклось получение откровения с неба и прекратилась получаемая ими от Пророка духовная поддержка, обучение и наставление. Слова Анаса ни в коем случае не означают, что сподвижники не обнаружили в своих сердцах прежней веры, ибо они — обладатели самой совершенной веры и убежденности. См. «Тухфа аль-ахвази» (10/88)].
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Спустя некоторое время после смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакр сказал Умару, да будет доволен Аллах ими обоими: “Отправимся со мной к Умм Айман*, да будет доволен ею Аллах, чтобы навестить ее, как это делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”.
Когда они прибыли к ней, Умм Айман принялась плакать, и они спросили ее: “Почему же ты плачешь? Разве ты не знаешь, что то, что у Аллаха**, для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лучше?”
Она сказала: ”Поистине, не оттого я плачу, что не знаю, что для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лучше то, что у Аллаха Всевышнего, а плачу я потому, что прекратились ниспосылавшиеся с небес откровения!” — и это так подействовало на них, что и они принялись плакать вместе с ней».
Муслим (№ 2454), Ибн Маджа (№ 1635).
*[Умм Айман, да будет доволен ею Аллах, являлась воспитательницей и служанкой Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он был ребенком. Став взрослым, он освободил эту женщину. Он, да благословит его Аллах и приветствует, всегда относился к ней с большим почтением и говорил: “Умм Айман — это моя вторая мать”].
**[Имеется в виду награда Аллаха, которую Он уготовал для Своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует].
Один поэт сказал:
Знай, что не вечен никто на земле,
И будь стоек, когда постигает беда;
Когда нужно найти утешение в скорби,
Вспоминай о смерти пророка ﷺ тогда.
Выводы из главы:
Смерть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует — самое великое из несчастий, когда-либо постигавших мусульман.
После кончины Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сподвижники почувствовали изменение, произошедшее в их сердцах из-за прекращения откровений с небес.
Мусульмане любят Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, больше, чем самих себя, своих детей, родителей и всех остальных людей. Они почувствовали это особо, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер.
Сподвижники любили следовать и подражали Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, во всех религиозных деяниях, даже в посещении им старых женщин, на что указывает поступок Абу Бакра и 'Умара, да будет Аллах доволен ими обоими, навестивших Умм Айман.
- Из книги шейха Са‘ида бин ‘Али Вахфа аль-Кахтани, да помилует его Аллах, написанной о Пророке Мухаммаде ﷺ.