4 комментария
    80 классов
    У Чехова есть хороший рассказ о прощении. Один муж получил жалованье и напился ужасно с сослуживцами. Вел себя безобразно, хулиганил, поехал к «мамзелям» и там на гитаре играл. Или бил кого-то гитарой — он не помнил. Несколько дней провел в ужасном загуле, и со службы его презрительно выгнали, конечно. Деньги он пропил, понятное дело. Жена не работает — тогда жены не работали. И этот муж в полном отчаянии приплелся домой и не хотел жить — так все было ужасно. И похмелье страшное. Он скорчился на диване, а жене записочку написал — мессенджеров тогда не было, а то бы сообщение отправил. Короткое и нагловатое сообщение, без всяких мольб и просьб: «Кутил и потерял службу». Мужчинам трудно цветисто просить прощения. Тем более, можно ведь просто умереть. Или бродягой стать, все бросить… И этот отчаявшийся муж получил от жены ответ в записочке: мол, не надо отчаиваться! На Бога уповаем. И все. Встал муж на хлипкие ножки и пошел искать новую службу. И отличную нашел! С гораздо большим жалованьем. И не покончил с собой, не загубил душу, а стал жить хорошо, правильно, трудолюбиво, не прикасаясь к водке. И жену, которую и прежде любил, стал боготворить и уважать, как личность. Хотя все обошлось без объяснений и мольб, без громкого раскаяния, переходящего в оправдания, а затем — в обвинения. Мудрый был Чехов. Он рассказал, какое бывает прощение и какие результаты оно дает. Не надо добивать человека, даже если он сильно виноват и понаделал ужасное — толку-то нет. Добьешь, и все. Нет ни проблемы, ни человека, ни денег… Не обязательно ждать, чтобы в ногах валялись и красноречиво умоляли, можно по состоянию человека понять, как ему плохо и как он раскаивается. И поддержать без лишних слов. Вот что такое настоящее прощение — это поддержка и понимание. И любовь. Где прощение — там любовь. А. Кирьянова
    16 комментариев
    328 классов
    "В последние дни, как говорит Апостол, наступят времена тяжкие. Вследствие оскудения благочестия, пойдут в Церкви ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали Св. Отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных и искусных в духовной брани. От этого ереси будут распространяться всюду и прельщать многих. Враг рода человеческого действовать будет с хитростью, чтобы склонить к ереси и избранных. Он не станет грубо отвергать догматы о Святой Троице, о Божестве Иисуса Христа, о Богородице, а незаметно станет искажать переданное Св. Отцами и от Святого Духа учение Церкви, его дух и уставы, и эти ухищрения врага заметят только немногие, наиболее искусные в духовной жизни. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении. Но Господь не оставит Своих рабов без защиты и в неведении. Он сказал: «По плодам их узнаете их». По действиям еретиков старайтесь отличить их от истинных пастырей. Это – духовные тати, расхищающие духовное стадо, и войдут они во двор овчий – Церковь «перелазя инуде», как сказал Господь, то есть войдут путем незаконным, употребляя насилие и попирая Божии уставы. Господь именует их разбойниками. Первым шагом их будет гонение на истинных пастырей, заточение их, ссылка, ибо без этого нельзя им расхитить овец. Посему, сын мой, когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети. Гонение будет не только на пастырей, но и на всех рабов Божиих, ибо бес, руководящий ересью, не терпит благочестия. Узнавайте сих волков в овечьей шкуре по их горделивому нраву, сластолюбию и властолюбию: это будут и клеветники, и предатели, сеющие вражду и злобу. Истинные рабы Божии смиренны, братолюбивы и Церкви послушны. Большое притеснение будет от еретиков и монахам, и монашеская жизнь будет тогда в поношении: оскудеют обители, сократятся иноки, а те, которые останутся, будут терпеть насилие. Однако, ненавистники монашеской жизни, имеющие только вид благочестия, будут стараться склонить иноков на свою сторону, обещая им покровительство и житейские блага, непокорным угрожая изгнанием. От сих угроз будет у малодушного тогда большое уныние, но кто доживёт до этого времени, радуйтесь, ибо тогда право верующие, но не показавшие других добродетелей, будут получать венцы за одно стояние в вере, по слову Господа: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным». Бойтесь Господа Бога, бойтесь потерять уготованный венец, быть отторгнутым от Христа во тьму кромешную и муку вечную. Мужественно стойте в вере Православия и, если нужно, с радостью терпите изгнание и другие скорби, ибо с тобою будет Господь и святые Мученики и Исповедники: они с радостью будут взирать на твой подвиг. Но горе будет в те дни монахам, кои обзавелись имуществом и богатством, и, ради любви к покою, готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: «Если мы охраним и спасем обитель, Господь нас простит». Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать. Но Бог сильнее врага и никогда не покинет Своих рабов. И истинные монастыри будут пребывать до скончания века, только избирать будут для этого пустынные и уединенные места. Не бойся же скорбей, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажит человека от благодати и разлучит со Христом, потому повелел Господь считать еретика за язычника и мытаря. Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Иисусом Христом, с радостью спеши к подвигам исповедничества и переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа, рекшего: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». Ему же со Отцем и Святым Духом Честь, Слава и Держава во веки веков". Преподобный Анатолий Оптинский.
    5 комментариев
    86 классов
    «Вот нам было испытание в лагере, — говорил отец Николай (Гурьянов), — когда принуждали от Веры отречься: загнали всех верующих — и батюшек, и епископов, и мирских в холодную студеную воду… На Севере это было. Раздетые все… И так оставили на трескучем морозе, и стражу приставили с собаками. Стража менялась, а мы стояли и тихо молились. Господь помогал, я умственно совершал Иисусову молитву. Только ее и Обрадование Богородице держал непрестанно в памяти, и мне внезапно стало даже огненно горячо. Все старались поближе прижаться друг к другу, но где там!.. Понимали, знали, что скоро отойдем ко Господу. Кто-то совершал мысленно Псалтирь. Но устами не могли, дышать нечем, все сковывала стужа лютая. Со временем, стали коченеть и тонуть в ледяной воде. Головки, как цветочки от мороза, никнут-никнут… Потом всхлипнут только, последние судороги пробегут по всему телу — и души отлетали прямо ко Престолу Божию — мученики все… Никто от Господа не отрекся! Ангелы спускались и забирали их… А мне Царица Небесная показалась и сказала: «Не оставляй молитву, она тебя сохранит и исцелит. Я просила Господа задержать тебя на земле, это нужно для крепости Божией Церкви. Благодать Моя и Сына Моего пребудет с тобою вовеки». — Матерь Божия окутала меня таким Светом и огненным теплом, что я стоял под Ее Покровом невредимый и остался один в живых… Когда меня вытащили, привели к начальству в барак — тот уже не смеется: «Ну что, помог тебе твой Бог?!» — Я едва произнес: «Верую и исповедую Пресвятую Троицу и Матерь Бога моего!» — «Помолись там за мою дочь, тяжело болеет она» — испуганно попросил человек, думавший раньше, что он может жить без Бога». Потом Батюшка посмотрел в оконце на свой Иерусалимский дворик — и не смог сдержать слез… Плакал беззвучно, губы его слегка шевелились, он то и дело взыхал: «Матерь Божия! Царица Небесная! Господи! Что они со всеми нами делали!.. Мы все были изнуренные, едва живые, для жилья копали в снегу ямки, делали шалашики, укрывали, кто чем — ветками хвои… Жевали их, сосеночки — хоть какая-то еда… Вот ведь какое испытание нашей Веры послал Господь!» ***
    49 комментариев
    695 классов
    3 комментария
    51 класс
    После смерти человека его душа получает способность проникать в суть вещей, поэтому она будет не только слышать все разговоры между родственниками, детьми, племянниками, зятьями, но даже будет ощущать то, что они думают. Она увидит, как они делят наши ковры, как ругают нас за то, что мы не успели с ними съехаться, как стремятся первыми деньги с книжки снять. Потом увидит безобразную сцену поминок, когда все соберутся, начнут водку пить, салаты есть. Вот говорят, что на поминках не чокаются, потому что чокаться считается весельем, а на поминках нужно, дескать, грустить. Но когда выпьют рюмку-другую, грусть пройдёт, начнется веселый разговор и про покойничка забудут. А душа наша в этот момент будет очень страдать, потому что все мы люди грешные и, когда нас похоронят, душа пойдёт по мытарствам и будет очень нуждаться в молитве тех людей, которые остались на земле. А люди эти какой-то ерундой занимаются: тратят деньги на венки, которые никому не нужны, на покупку всяких снедей, водки. Может, даже кто-то из наших родственников придёт в храм: вот у нас человек умер, что надо сделать? Ему скажут: платите столько-то за сорокоуст. А что такое сорокоуст? Никто не знает. Слышали только: сорокоуст, помянуть, заказать, заплатить. Заплатил человек, взял пакет с песком, взял молитвы, ему объяснили, что венчик надо покойнику на лоб положить, а молитву в правую руку – это называется заочно отпеть. Но деньги-то заплатили, а молиться никто не молится. Молиться будет дядя там, в алтаре, который покойника не знает. Ему всё равно, что Марья, что Дарья, потому что от всей души он может молиться лишь за того, кого знает. Это только святой, который духом своим проникает в тайны жизни другого человека, – только он может так молиться за незнакомого. Но святых угодников не пруд пруди, это крайне редкое явление. Поэтому усопший будет нуждаться в молитве, но её не дождётся. И вот душа пойдёт по мытарствам, полетит по страшным испытаниям. Как существо духовное, душа человека является носителем разных духов. Господь Иисус Христос, Который создал всех нас, хотел бы, чтобы душа наша была наполнена Духом Святым, но, к сожалению, у нас она наполнена не святостью, не благодатью, а гордостью, завистью, сребролюбием, любовью к вещам, жадностью, осуждением, клеветой, болтливостью, всяким хамством, непочтением. И бесы, которые населяли душу в течение жизни, будут стараться утянуть её в преисподнюю. И многих туда утянут с помощью прельщения – с болтливым заговорят; блудливого постараются склонить к блуду; кто любил поесть, попить, будет соблазнён видимостью еды; кто имеет сильное пристрастие к родственникам, к деткам своим, тому деток покажут, он к ним ринется и так далее.
    23 комментария
    518 классов
    Однажды Святитель Нектарий явился одному благочестивому человеку и пожаловался: «Современные люди стали редко обращаться к нам, и святые находятся для них в забвении: люди не молятся нам, не просят нас о помощи, не вручают свои печали и заботы нам, и не дают нам возможности молиться и ходатайствовать перед Богом за них». Святителю Отче Нектарие, моли Бога о нас!
    3 комментария
    93 класса
    «Строгие» пятницы Старец схиархимандрит Серафим (Звягин) наставлял: «Помимо всех постов, сред и пятниц существуют особые пятницы в году (т. н. «Строгие» пятницы), перед Двунадесятыми праздниками и еще некоторыми, в которые Господь особенно внимательно смотрит за нашим поведением. Кто не вкушает пищу до 18 часов (даже воды), будут избавлены от колдунов, чародеев, от врагов и супостатов, от воздушных мытарств, от напрасной смерти и т. д. После 18.00 пьем крещенскую воду, вкушаем просфору, артос с молитвой «Христос воскресе из мертвых», затем читается акафист Страстям Христовым. После этого сухоядение». 18-ть «Строгих» пятниц: 1-я Пятница, на 1-ой неделе Великого Поста. Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от напрасной смерти. 2-я Пятница, перед Благовещением Пресвятой Богородицы (7 апреля по н. ст.) Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от убийственной смерти. 3-я Пятница, Страстная Пятница перед Пасхой. Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от неприятеля. 4-я Пятница, перед Вознесением Господним. Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от потопления, от водной смерти, от потопа. 5-я Пятница, перед Сошествием Святого Духа. Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от страхований, от меча. 6-я Пятница, перед Рождеством Иоанна Предтечи (7 июля по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от колдунов, волшебников, чародеев, русалок и заливников. 7-я Пятница, перед Пророком Илией (2 августа по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от грозы, молнии и грома (целый год не будет бояться грозы). 8-я Пятница, перед Преображением Господним (19 августа по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, тот будет избавлен от страшных воздушных мытарств после смерти. 9-я Пятница, перед Успением Пресвятой Богородицы (28 августа по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от наглой и внезапной смерти. 10-я Пятница, перед Рождеством Пресвятой Богородицы (21 сентября по н. ст.). Если мать в эту пятницу постится, будет сохранена от тяжелых родов, будет безболезненное разрешение младенцем. 11-я Пятница, перед Воздвижением Честнаго и Животворящего Креста Господня (27 сентября по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от тяжелого креста всей своей жизни и Господь поможет твой крест донести до конца. 12-я Пятница, перед Покровом Божией Матери (14 октября по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от тайных убийц и грабежа, наглой смерти. Во всей жизни Матерь Божия будет его покрывать от диавола и его слуг, от стрел и нечистоты бесовской, от бесов ночных и дневных, от голых легионов змей и скорпионов, всяких гадов и от тлетворных вихрей. 13-я Пятница, перед Праздником Архистратига Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных (21 ноября по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, того после смерти Архистратиг Михаил возьмет за руку и переведет через огненную реку. 14-я Пятница, перед Введением во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от врагов и супостатов, неправедных судей, от клеветы и наговоров, ничто и никто к нему не прикоснется. 15-я Пятница, перед праздником святителя и чудотворца Николая (19 декабря по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, того святитель Николай не оставит без своей помощи. 16-я Пятница, перед Рождеством Господним (7 января по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, тот будет сохранен от вечного огня, тартара преисподняго, червя неусыпающего, смолы кипучей. 17-я Пятница, перед Крещением Господним (19 января по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, тот будет у Господа в Книге Жизни записан. 18-я Пятница, перед Сретением Господним (15 февраля по н. ст.). Кто в эту пятницу постится, тот долго проживет (как праведный Симеон Богоприимец), и кончина его будет безболезненна. Батюшка наставлял об этих пятницах: «У Господа все возможно, а у человека невозможно. На свои силы и человеческие не надейся. Стучать надо, чтобы открыли дверь. Голодать в пятницу – просфора и вода». (Из книги "Отец духовный Серафим")
    24 комментария
    260 классов
    Притча дня Один прихожанин перестал ходить в церковь. Раньше он всегда по выходным дням делал это. Шло время, и однажды священник решил его навестить. Он отправился к нему домой. Дверь была открыта, и батюшка вошел внутрь. Бывший прихожанин сидел в полном одиночестве перед камином. Когда он увидел священника, кивнул ему головой в знак приветствия и жестом предложил присесть. Устроившись поудобней, священник так же стал смотреть на красиво играющее в камине пламя. Мужчины молчали. Через несколько минут батюшка вдруг поднялся, взял каминные щипцы, подхватил ими пылающую головешку и отложил в сторону, подальше от общего пламени. Затем он вновь сел. Молчание продолжалось. Вынутая головешка тем временем уже перестала полыхать, а только слегка алела и еще через некоторое время совсем остыла и почернела. Священник снова встал, взял щипцы и положил потухшую головешку обратно в очаг. Через мгновенье она уже пылала, как ее соседи. Отложив щипцы, священник молча направился к выходу и, когда он уже был в дверях, услышал слова: – Спасибо за визит и за проповедь у камина. В это воскресенье я обязательно приду.
    17 комментариев
    276 классов
    Мы ропщем на людей, которые рядом с нами, а Иоанн Златоуст сказал потрясающую вещь: «Бог по жизни посылает нам именно тех людей, через которых может быть уврачевана наша гордыня». Мы очень гордые, потому вокруг нас такие люди. Были бы мы чуть-чуть спокойнее, тогда было бы все по-другому. Когда мы начнем меняться, произойдет фокус, метаморфоза – и люди вокруг начнут меняться. Греки говорили: «Куда бы ты ни пошел, везде найдешь то, что принес с собой». Плохой везде найдет плохое, хороший – хорошее. Поэтому люди, которые вас окружают, тоже будут в вашей судьбе принимать участие, только вы их воспринимайте не как наказание, а как врачевателей. Когда вы примете обстоятельства и людей такими, какие они есть, не пытаясь что-то или кого-то переделать под себя, а сами переделываясь, тогда обстоятельства жизни поменяются – и люди станут хорошими, все станет совсем по-другому. Начни с себя – это принцип духовный и даже нашей простой человеческой жизни. Пока проблема вовне, мы вовне мало что можем изменить. Самое главное, кого мы можем изменить, это самих себя. Вот с этого надо нам всем и начинать. Протоиерей Андрей Ткачев
    89 комментариев
    1.3K класса
Показать ещё