Результаты изучения «Религиозно-общинной переписи крымчаков 1913 г.»
Двойные имена крымчаков
Б.Н. Казаченко
В основу данного этно-статистического анализа положены первичные материалы «Религиозно-общинной переписи крымчаков 1913 года».
С давних пор иудеи меняли свои имена, исходя из религиозных, культурных, политических или из каких-либо других соображений. Об их именах написано немало статей и книг. И даже предыдущее наше сообщение посвящено именам собственным. Но в данном очерке мне хотелось бы остановиться на двойных именах крымчаков.
Согласно крымчакской традиции первого сына в семье зачастую именовали Бохором (не Барухом), второе имя давали ребенку в случае его тяжелой болезни, чтобы запутать и обмануть злых духов. Считалось, что если смерти уже известно имя новорожденного, то это может повредить малышу. Для того, чтобы обмануть смерть нередко слабым деткам давали второе имя-оберег: мальчикам – Хаим, девочкам – Хая (жизнь, живой/живая). Благодаря этим верованиям в общине крымчаков появились устоявшиеся пары имен (Яков-Бохор, Виктор-Бохор, Ха́я-Лие́, Моше-Давид, Хаим-Барух, Хаим-Иосиф, Юда-Хизкия, Ха́я-Ли́я и др.).
Нередко второе имя давали в честь праведника, например, Карасубазарского мудреца и вероучителя крымчаков Хаима-Хизкия Медини (Хизкия́) или крымчакской свахи эльчи́ Кале́ (дословно: мастер высокого дела по имени Кале́, т.е. «крепкая»), для того, чтобы их имена защищали ребенка. Вместе с тем второе, неофициальное имя могло появляться в се-мье гораздо позже первого, а в некоторых (исключительных) случаях че-ловеку давали прозвание – лагъап (прозвище) когда членам общины, хорошо знавшим его, хотелось выделить (или называть) своего общего знакомого отличительным, особенным образом.
1. В старшем поколении в результате проведен-ного статистико-ономастического анализа было обнаружено 81 мужское двойное имя.
2. В мужской части среднего поколения крымчакской популяции выявлено 150 муж-ских двойных национальных имен. В соответствии с теоретическим ожиданием в среднем у 83% мужчин наблюдались двойные имена, образованные в результате родительского обряда случайного подбора сочетаний пары мужских имен, взятых из национального именника́.