Обитель основала Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. После гибели супруга генерал-губернатора Сергея Александровича Романова в 1905 году она решила посвятить себя Богу: продала личное имущество и драгоценности, а вырученные деньги потратила на возведение монастыря. Покровский храм Марфо-Мариинской обители было поручено спроектировать архитектору Алексею Викторовичу Щусеву. Это его первая работа в Москве. Образно-изобразительная тематика архитектуры Щусева отсылает к псковско-новгородской домонгольской старине, но, в отличие от древней архитектуры, менее сурова и более уютна благодаря формотворчеству архитектора, стилизовавшего архитектуру пластикой модерна — прямые линии углов и щипцовых покрытий облегчаются смягченностью, текучестью других форм, элементы, как правило, асимметричны и не повторяют друг друга, в декоре преобладает растительная и животная тематика.
Снаружи все постройки Щусева украшены выемчатыми резными орнаментами, характерными для Новгорода и Пскова, но они, в отличие от древних прототипов, вместе с окнами разбросаны группами в живописном беспорядке по побеленной кирпичной кладке.
Радикальным нововведением Щусева стало присоединение к традиционному крестово-купольному храму в два раза более длинной трапезной и двух звонниц, что более характерно для западных храмов. Тяготение к готике чувствуется и в сильном удлинении главок колоколен.
Цветовая гамма мягкая, светлая, со значительным преобладанием белого, подчеркивается мягкими светло-бежевыми вставками резного декора и темными проемами щелевидных окон, покрытий и глав. Мозаики Спаса Нерукотворного и Богородицы, выполненные Нестеровым, в таком окружении смотрятся наиболее красочно и вносят необходимую законченность цветовой композиции.
Надо отметить, что почти все скульптурное убранство, рельефы на стенах, фонтаны в саду, а также памятную закладную доску выполнил в стиле модерн приглашенный Елизаветой Федоровной Никифор Яковлевич Тамонькин — одаренный студент Строгановского учили
ща, покровительницей которого была великая княгиня. Приглашенный Алексеем Щусевым скульптор Сергей Коненков выполнил только несколько резных крестов.
Домовая церковь святых Марфы и Марии, впервые освящённая в 1909 году, устроена в бывшей усадьбе постройки середины XIX века. В 1912-м в центре комплекса был возведён двухстолпный Покровский собор в неорусском стиле с двумя звонницами, каждая из которых увенчана вытянутой главой. Мозаика и роспись выполнены Михаилом Нестеровым и Павлом Кориным. Пилоны по сторонам иконостаса были украшены сюжетом "Благовещение", северная сторона — фреской "Христос с Марфой и Марией", южная — изображением "Воскресение Христово". На главах церкви установлены четыре позолоченных креста. Узкие окна храма закрыты решётками с растительными мотивами. Звонница, устроенная Николаем Померанцевым, имеет двенадцать колоколов. Под храмом находится церковь-усыпальница во имя Сил Небесных и всех Святых, расписанная Павлом Кориным. С южной стороны к собору примыкает ризница, с северной — притвор.
После революции обитель закрыли. До 1928 года в храме авторства архитектора Алексея Щусева работала больница. Позднее здесь располагались кинотеатр, реставрационные мастерские и лаборатории. Несмотря на это, уникальный церковный ансамбль сохранился до наших дней почти в первозданном виде. В 1992 году обитель вернули православным, а в 2008 году завершилась масштабная реставрация.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев