Это был первый визит дизайнера в СССР. По легенде, груз доставленный воздушным судном был застрахован более чем на 10 млн. франков; что же отправили французы в советский Союз? Картины из залов Лувра? Собрание роскошных предметов обихода из комнат Версаля? Нет.
Багаж состоял из летней коллекции женской одежды прет-а-порте модного Дома "Christian Dior", 120 комплектов аксессуаров: перчаток, шляп, зонтиков, обуви, более пятисот литров духов и иных предметов туалета, предназначавшихся для «Французских показов» в Москве.
Это звучит удивительно прозаично: «Дом мод Кристиана Диора будет демонстрировать коллекцию летних моделей в спортивном клубе «Крылья Советов», словно между двух миров открыли волшебный портал.
Четырнадцать московских показов «Dior» посетило около одиннадцати тысяч зрителей. Были среди них простые советские граждане? Конечно же, нет. Все одиннадцать тысяч билетов распределили между избранными представителями текстильной и легкой промышленности, а также советской элиты и особами, приближенными к ней.
Существует версия, что именно по причине недоступности «Высокой моды» для советских граждан далеких от власти и текстильной промышленности, подруга покойного Кристиана Диора, Сюзанна Люлин - организатор показа французской моды в Москве, решилась на рискованный шаг: выпустить манекенщиц в платьях коллекции прямо на улицы Москвы. Так ли это? Кто теперь знает, однако неспроста разодетые дамочки гуляли не только по ГУМу, но и по столичному рынку, где и в наше время изобилия крайне сложно обнаружить дорого и со вкусом одетых женщин.
И не просто так фотосессия французских манекенщиц попала на страницы журнала "Life" в разгар холодной войны.
В отличии от впечатлительной уличной публики, советские модельеры высказывались более сдержанно. Их крайне удивляла западная манера демонстрации одежды: к моделям не давалось никаких технологических пояснений, а манекенщицы двигались настолько быстро, что специалисты едва успевали рассмотреть модель и отметить ее в каталоге.
К тому же советским работникам текстильной промышленности и печатного слова, ориентированным на практичность, было чуждо понимание красоты ради красоты как таковой. Вот что писали корреспонденты популярных московских изданий о показах и моделях одежды из коллекции Christian Dior:
"Сидящие в зале смотрят на манекенщиц очень внимательно: одни мысленно примеряют платья и накидывают на плечи меховые манто, другие стараются уловить и запомнить понравившийся фасон. Зрительницы отмечают: «Зачем платья из плотной шерсти так сильно открыты? Ведь это почти сарафан. Для нас, северян, это не особенно практично. А летом, даже вечером, будет жарко в таком платье. Платья коротковаты. Полных и низкорослых это вряд ли украсит. Ручная вышивка по тюлю — это, конечно, очень красиво, но кто может позволить себе такую дорогую вещь?» (Журнал «Огонек», 17 июня 1959 года).
Пропагандистская составляющая фотографий Говарда Сохурека оказалась настолько мощной, что работает по сей день, заставляя потомков советских граждан стесняться, ненавидеть и даже бояться своего прошлого!
Но несмотря на разную мотивацию - художник творит и демонстрирует свое искусство, продавец выставляет товар лицом и увеличивает прибыль, фотограф «ловит момент», а смышленый политик использует его в своих пропагандистских целях, приезд модного дома «Christian Dior» в Москву можно без преувеличения назвать эпохальным событием, которое лишний раз подтвердило, что искусство не знает ни идеологических, ни культурных, ни социальных преград.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3