Железная дорога – это не просто километры пути, мчащиеся составы с пассажирами и народно-хозяйственными грузами. Это, прежде всего, люди, которые влюблены в свое дело и не представляют жизнь без стальной магистрали. Они стремятся улучшить работу своего предприятия, предлагая нестандартные подходы к решению производственных задач. Рационализаторские предложения и воплощение их в жизнь для многих стали привычной работой, которая стала неотъемлемой частью трудовой деятельности наших изобретателей. О них наш рассказ на страницах июньского номера «Железнодорожника Донбасса».
Разработки железнодорожников, которые делались для решения конкретных технических задач, нередко широко распространялись в подразделениях на всей магистрали.
– Первые рационализаторские предложения в локомотивном депо Мелитополь датируются 80-ми годами прошлого столетия, – рассказал главный инженер локомотивного депо Мелитополь Николай Плитниченко. – Работа увлекала все большее число железнодорожников, и ежегодно здесь внедрялось от 30 до 40 рацпредложений. Пик пришелся на 2013 год: 53 инновационные разработки были взяты на вооружение специалистами депо.
Значимые технические решения были разработаны и внедрены старшим мастером механического цеха локомотивного депо Мелитополь Николаем Воловоденко. Например, технология восстановления подшипников главной опоры кузова и межтележечного сочленения.
В процессе эксплуатации тягового подвижного состава происходит износ подшипников главной опоры кузова и межтележечного сочленения. Восстановление этих элементов было возможно только на заводах по ремонту электровозов. Предложенная и внедренная Николаем Воловоденко технология позволила восстанавливать подшипники в условиях локомотивного депо. Для этого было сконструировано приспособление для расточки шаровых подшипников. Внедренное оборудование значительно сократило финансовые расходы на ремонт тягового подвижного состава.
– Многие разработки – это результат коллективного труда энтузиастов, – рассказал Николай Плитниченко. – На одном из технических советов было принято решение создать и внедрить участок по калибровке жидкостных счетчиков типа ШЖУ-40С. Эти счетчики применяются для внутреннего учета нефтепродуктов. С целью выполнения поставленных задач были разработаны схемы конструкции установки и необходимая техническая документация, оборудовано специальное помещение. После реализации проекта уже не было необходимости в привлечении сторонних организаций для калибровки жидкостных счетчиков, что позволило сэкономить значительные денежные средства.
Для модернизации и продления срока службы локомотивов серии 2ТЭ116 применяются автоматические масляные фильтры типа 6.46 DN 100, фильтрующими элементами в которых являются специальные свечи. В комплект одного фильтра входит 78 свечей, в процессе эксплуатации они загрязняются и требуют периодического очищения.
Для очистки свечи замачивали в дизтопливе, затем промывали вручную. Однако такой метод не позволял полностью удалить загрязнение, что приводило к сокращению срока службы фильтрующих элементов.
Для обеспечения полной очистки специалисты депо разработали специальную установку для мойки свечей масляных фильтров тонкой очистки типа 6.46 DN 100, которую разместили на рабочем столе в фильтровальном отделении.
Это рационализаторское предложение позволило продлить срок службы фильтрующих свечей и сэкономить денежные средства на приобретение новых.
Группой соавторов локомотивного депо Мелитополь была разработана технология проведения капитального ремонта фасонных фрез к станкам КЖ-20 и КЖ-20М. Фасонные фрезы, оснащенные цилиндрическими резцами из твердого сплава, предназначены для восстановления профиля колесных пар без выкатки их из-под подвижного состава на колесно-фрезерных станках модели КЖ-20 и КЖ-20М.
Фреза состоит из корпуса, в пазах которого крепятся 10 ножей. В процессе работы посадочные места цилиндрических резцов в ножах фрезы разбиваются, и поэтому фрезы требуют капитального ремонта.
Новая технология ремонта, предложенная рационализаторами депо, предусматривает порядок ремонта фрез, технологию изготовления ножей, технологию отладки фрезы на наладочном приспособлении с фиксированным шаблоном.
Для ремонта тягового подвижного состава в ремонтных цехах локомотивных депо применяются домкраты грузоподъемностью 30 тонн. В процессе эксплуатации в их корпусах появляются трещины, которые впоследствии могут привести к разрушению грузоподъемного оборудования. Для эффективного выполнения сварочных работ по устранению трещин было внесено рацпредложение по внедрению специального кондуктора. Его использование обеспечило качественное восстановление домкратов.
Рационализаторы и изобретатели вагонного депо Ясиноватая Донецкой железной дороги известны далеко за пределами нашего региона. В 1945 году слесарь-инструментальщик Николай Губенко создал экспериментальную группу в контейнерном цехе депо. На его счету 378 рацпредложений и 5 изобретений. Он удостоен звания Герой Социалистического труда, среди его многочисленных наград – два ордена Ленина и орден Трудового Красного Знамени. Собрав вокруг себя высококлассных специалистов, новаторов и изобретателей, Николай Губенко положил начало работе по совершенствованию производственного процесса, который продолжается и сейчас.
Начальник вагонной службы Донецкого филиала ФГУП «Железные дороги Новороссии» Валерий Ковалевский более 20 лет руководил вагонным депо Ясиноватая. Его по праву считают продолжателем рационализаторского движения, основанного Николаем Губенко. Вместе с такими же увлеченными и талантливыми единомышленниками он разработал и внедрил порядка 160 рационализаторских предложений для ремонта вагонов, получил патенты на 10 изобретений.
Именно в вагонном депо Ясиноватая была разработана и внедрена установка по демонтажу и монтажу кассетных конических подшипников, созданы участок по модернизации тележек вагонов элементами повышенной прочности и участок полной покраски вагонов, линия по производству крышек люков, произведена модернизация тележек упругими элементами. Все рационализаторские предложения направлены на улучшение качества ремонта деталей и узлов грузовых вагонов, а также на повышение уровня безопасности труда работников депо.
Талантливые рационализаторы и новаторы работают в локомотивном депо Иловайск. Их пытливый ум позволяет решать сложные производственные задачи и это не всегда масштабные проекты, но без творческого подхода их не выполнить.
Эдуард Фат работает на железнодорожном транспорте с 1989 года. Сразу после окончания СПТУ №69 города Ясиноватая поступил слесарем-ремонтником 3 разряда в локомотивное депо Иловайск. Для молодого человека из семьи железнодорожников такой выбор вполне логичен. Потом была служба в армии, и после возвращения молодой человек продолжил работать на железной дороге. В 2004 году стал помощником машиниста электровоза, с 2013 – трудится машинистом электровоза цеха эксплуатации локомотивного депо Иловайск.
В 2011 году Эдуард Александрович занимался переоснащением учебных классов локомотивного депо. В то время на дорогу начали приходить более современные локомотивы и оборудование. Эдуард Фат хорошо помнит, как работал над модернизацией классов для изучения технико-распорядительных актов схем станций.
– Нас было пять человек, и это можно назвать коллективной работой, – рассказал Эдуард Александрович. – Электросхемы тепловозов пришлось делать по-новому. Задача усложнялась тем, что нужно было совместить новое и уже действующее оборудование. Можно сказать, соединяли воедино прошлое и будущее. В результате все получилось, но голову поломать пришлось. Оборудование используется и сейчас для обучения наших работников.
Проделанную работу Эдуард Александрович не считает чем-то выдающимся, для него это привычный производственный процесс, который требует творческого подхода. За 35 лет работы в локомотивном депо Иловайск это стало обычным делом, без которого он уже не представляет своей жизни.
Сегодня модернизация осуществляется в классе по изучению автотормозного оборудования, внедряется более современное электронное оснащение. Занимаются этой работой машинисты электровозов цеха эксплуатации локомотивов локомотивного депо Иловайск Александр Клименченко и Александр Матвеенко.
В цехе по ремонту подвижного состава локомотивного депо Иловайск работает слесарем по ремонту подвижного состава 6 разряда участка по ремонту контрольно-измерительных приборов и АЛСН Владимир Безручко. В 2011 году он создал и установил в кабине тепловоза ЧМЭ3 специальный блок для радиостанции РВ 4 ОРИОН. Сделать это нужно было, чтобы защитить оборудование от механического воздействия и предотвратить вмешательство в его работу посторонних лиц. Владимир Викторович использовал для этого инструментальный ящик, сделал крепления для радиостанции и надежный замок.
Также Владимир Безручко усовершенствовал технологию восстановления изоляции приемных катушек локомотива с помощью сушильной печи. В установке он переделал автоматику и увеличил короб. Это позволило сделать процесс восстановления изоляции более эффективным.
Владимир Викторович начал работу на железнодорожном транспорте в 1995 году в локомотивном депо Иловайск. За 30 лет прошел путь от ученика слесаря по ремонту подвижного состава до слесаря по ремонту подвижного состава 6 разряда участка по ремонту контрольно-измерительных приборов и АЛСН.
– Когда я только начал работать в локомотивном депо, все мои наставники что-то внедряли, придумывали варианты технических решений, которые улучшали работу, – вспоминает Владимир Безручко. – Без этого на дороге нельзя – такова специфика производственного процесса. Нередко без творческого подхода к решению поставленных задач их не выполнить.
На железной дороге рационализаторской деятельностью занимается значительное количество сотрудников. Неравнодушное отношение к делу и стремление как можно лучше выполнить поставленные задачи сплачивает коллектив, объединяет людей и способствует повышению производственных показателей. Поэтому день изобретателя и рационализатора, который отмечается в последнюю субботу июня – профессиональный праздник не только научных сотрудников, но и многих железнодорожников.
На фото: Эдуард Фат, Владимир Безручко, Валерий Ковалевский https://gd-n.ru/gazeta-zheleznodorozhnik-donbassa/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев