Управлять подъемными механизмами – работа поистине ювелирная и очень ответственная. Мало знать правила охраны труда и уметь переключать рычаги управления, технику важно чувствовать – скажет вам хороший крановщик. В свой профессиональный праздник машинисты крана предприятий Железных дорог Новороссии рассказали «Железнодорожнику Донбасса» о тонкостях профессии.
– Машинист подъемного крана должен обладать спокойствием и предельной точностью, – говорит Лариса Романова, машинист крана локомотивного депо Мелитополь. – А еще иметь отличную реакцию и координацию. В этой профессии одно неверное или резкое движение может привести к необратимым последствиям.
Лариса Романова на железную дорогу пришла не сразу, перед этим она 10 лет работала крановщиком на Мелитопольском моторном заводе. Когда появилась возможность, перешла в депо – здесь всю жизнь трудились ее родители: папа Виталий Васильевич Худенко был машинистом локомотива, мама Лина Вениаминовна - кладовщиком. Поэтому для Ларисы Витальевны локомотивное депо сразу стало родным.
– Я люблю свою работу еще и за адреналин, который испытываешь, находясь в кабине крана, – рассказывает она. – В профессии я уже 38 лет, а все равно прихожу в восторг от высоты. Мы ведь фактически, как хирурги: вынимаем мотор – сердце локомотива – и отправляем его на ремонт в надежные руки слесарей.
За тем, как идет перемещение массивных металлических деталей, внимательно следят слесари и мастер участка – несколько крепких мужчин ждут, когда хрупкая крановщица закончит разбор тепловоза, и детали отправятся на ремонт. От ее мастерства зависит безопасность каждого из них, сроки и качество выполняемых работ. Лариса Витальевна любит своего огромного помощника. Они с коллегами придумали кранам, на которых работают, прозвища 30-тонник за его мощь, называют «Боингом», 15-тонный кран - «Ту-154», а малыша 10-тонника зовут «Кукурузником». Вот так крановщицы летают на своих кранах-самолетах под крышей цеха.
– У нас очень дружный, сплоченный коллектив, – улыбается Лариса Романова. – Мы давно работаем вместе, уже притерлись, знаем, к кому какой нужен подход, чтобы дело спорилось. Коллеги у меня отличные, в смене я работаю с крановщицами Ириной Петровой и Ольгой Петровой. Но главное, что нас всех объединяет – это любовь к профессии.
Машинист крана локомотивного депо Ясиноватая Игорь Демин – один из самых опытных работников предприятия, где он трудится без малого сорок лет. Его ценят за образцовое выполнение своих обязанностей, бережное отношение к технике, готовность всегда помочь товарищам по цеху.
– В 1983 году я пришел работать в локомотивное депо Ясиноватая-Запад, – рассказывает Игорь Алимович. – В советское время при депо были курсы крановщика, я их окончил и уже через год перешел работать машинистом подъемного крана, где работаю до сих пор. Как-то прикипел я к своей профессии. Мой кран уже не новый – ему далеко за тридцать лет, несмотря на это стараюсь поддерживать его в хорошем состоянии. Чтобы исправно эксплуатировался, регулярно провожу технические осмотры, выполняю обслуживание. В нашем деле очень важна профессиональная грамотность, она позволяет быть востребованным специалистом. А еще нужно быть трудолюбивым и не бояться поставленных задач.
Чтобы стать хорошим машинистом крана, необходимы дисциплинированность, внимательность и стрессоустойчивость. Этими качествами в полной мере обладает крановщица вагонного депо Иловайск Юлия Луценко. На железную дорогу она пришла в 2011 году, перед этим проработав 3 года крановщиком на трубном заводе.
– Работа мне нравится, никогда не променяю ее ни на какую другую. Цех – моя стихия, – признаетсят Юлия Александровна. – Я тружусь в команде со стропальщиком Виктором Черчагой. Все действия выполняем в определенной последовательности, которая уже доведена до автоматизма. Мы научились понимать друг друга с полуслова. Поэтому, когда он в отпуске, бывает трудно взаимодействовать с другими напарниками. Иногда со стороны может показаться, что наша работа напоминает фильм «День сурка». Мы сначала полностью разбираем вагоны, поднимаем их на ставлюги, после чего развозим комплектующие по позициям ремонта. За смену, перевозя грузы от места разборки и до эстакады сборки вагона, на своем мостовом кране грузоподъемностью 5 тонн я проезжаю более 20 раз. В таком ритме работаю уже 13 лет. Даже спустя много лет меня завораживают производственные мощности цеха, когда я их вижу с высоты трехэтажного дома.
Нюансы профессии Юлии Луценко помогли освоить в сборочном цехе крановщик Ольга Маслова, а в колесном – Валентина Петренко.
– Кабина крана находится на высоте более 6 метров. С помощью своего «великана» я переношу тяжелые грузы, в том числе автосцепки, тележки с колесами, люки. Их необходимо переставить с позиции на позицию очень аккуратно и точно. Наверное, поэтому мужчины не задерживаются в нашей профессии. Возможно, им не хватает терпения и усидчивости.
На мостовом пятитонном кране работает Татьяна Ахмадеева, машинист крана вагоносборочного участка на станции Семейкино вагонного депо Коммунарск. На предприятие Татьяна Борисовна пришла в 2012 году. За годы работы изучила свое дело в совершенстве.
– Достаточно недолго посмотреть на Татьяну Борисовну со стороны во время смены, чтобы понять, как она любит свою профессию, – говорит мастер вагоносборочного участка на станции Семейкино Дмитрий Ткаченко. – Это только на первый взгляд крановщик лишь управляет краном, на самом деле его роль в производственном процессе гораздо важнее.
Сверху хорошо видно все, что делается в сборочном цехе, а многолетний опыт позволяет определить, что и в какой последовательности лучше выполнять, чтобы ремонтный процесс шел быстрее. Татьяна Ахмадеева подсказывает стропальщику смены: лучше сначала выставить готовую вагонную тележку, а затем отправлять на конвейер дефектную. И поставить именно туда, где уже слесари находятся в ожидании работы.
Важен точный расчет, а для этого необходимы наметанный глаз и молниеносная реакция. Вот крановщик заметил, что очередная тележка уже прошла дефектоскопию и ее нужно перебросить на другую позицию. А когда предстоит сразу несколько операций, можно просчитать, какая комбинация действий будет наиболее удачной.
Крановщик восстановительного поезда Дебальцево Юрий Сучок находится в постоянной готовности, чтобы выехать на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
В восстановительный поезд Юрий Сучок пришел работать в 1992 году после армии. Он окончил Енакиевский металлургический техникум, сначала был помощником машиниста крана. Профессия ему понравилась, и пройдя курсы в городе Марганец Запорожской области через два года сам стал управлять многотонными кранами. На 250-тоннике ему помогал освоиться Анатолий Джура, а на 80-тоннике – Виктор Щерба.
– В том, что пошел на железную дорогу, ничего удивительного нет, ведь у нас все железнодорожники, – рассказывает наш собеседник. – Отец Виктор Архипович Сучок работал электромехаником в Дебальцевской ПМС-9, мама Анна Ефимовна трудилась там же монтером пути. Жена Виктория Майстренко всю жизнь проработала на дороге, сыновья Олег и Артем тоже пошли нашим стопам. Они еще и футболом увлекаются – выступают за «Локомотив», отстаивают честь нашей дороги.
Среди транспортных происшествий, в ликвидации которых он принимал участие, Юрию Викторовичу особенно запомнились сход цистерн грузового поезда, который произошел в феврале 2014 года под Красноармейском. Тогда целую неделю ликвидировали последствия аварии два восстановительных и три пожарных поезда. Также Юрий Сучок до сих пор вспоминает и то, как ег восстановительный поезд вызвали на станцию Боржиковка, где велись строительные работы – там людей привалило плитой и они не могли выбраться.
Юрий Викторович признается, что он очень любит свою работу.
– Наша задача – в кратчайшие сроки и с наименьшими издержками сделать все для скорейшего восстановления перевозочного процесса. Моя профессия воспитывает характер, дисциплинирует, приучает быть готовым к любым неожиданностям, – говорит Юрий Сучок. https://gd-n.ru/gazeta-zheleznodorozhnik-donbassa/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев