Эмоциональный интеллект
Знаете, какой один из самых часто задаваемых вопросов у психологов-терапистов?
"Что Вы чувствуете по этому поводу?"

Для того, чтобы управлять своими эмоциями, их сначала нужно научиться понимать и принимать.
Ведь с детства нам говорили: "Не плачь!", "Не кричи!", "Не балуйся!", "Не злись!" И многое другое "не", которое порой очень сильно осложняет жизнь.
И большинство детей, воспитанных на таких установках, сами став родителями, переносят эту модель воспитания на своих детей, запрещая проявлять сильные эмоции.
И если в нашем детстве переносить подобные запреты было намного проще, то современным детям наоборот, сложнее. Ведь изменился мир. Изменилось и общество.

Во-первых, досуг. Если раньше мы в уличных играх могли "выплеснуть эмоции" и жить счастливыми и спокойными дальше, то досуг большинства современных детей – гаджеты, которые ещё больше "накручивают" эмоциональное состояние.
Ускорившийся темп жизни, эмоциональное напряжение, сложности с пониманием и выражением эмоций, отсутствие эмпатии – приводят к проблемам в поведении.
Особенно ярко это проявляется у первоклассников. Новый коллектив, стресс от адаптации к школьной жизни нередко приводят к тому, что спокойный малыш вдруг становится неуправляемым: слёзы и истерики на пустом месте, агрессия по отношению к другим детям, учителю и даже родителям, тревожность и чувство страха.
Но, на мой взгляд, самые разрушающие чувства – это вина и стыд, которые испытывает ребёнок, "остыв" и поняв, что натворил. Да ещё и порицание со стороны взрослых и нотации о том, что так поступать нельзя. А как можно, никто не говорит. И ребёнок в стрессовой ситуации опять проявляет своё нежелательное поведение. Получается замкнутый круг.
Именно по этой причине я ввела блок "Эмоциональный интеллект" в программы обучения для дошкольников и младших школьников.
На этих занятиях я учу детей понимать свои чувства и эмоции, принимать их, контролировать и корректно выражать.
Например, получил ребёнок незаслуженное 2 по предмету. Он испытывает гамму различных отрицательных эмоций: разочарование, обиду, ненависть, злость и т.д.
Все эти эмоции ИМЕЮТ ПРАВО на существование. Запретить их испытывать, значит спровоцировать ряд проблем: от обиды и замкнутости до конфликтного поведения.

Что же делать?
Можно пойти и "выплеснуть" негатив на учителя, опять же спровоцировав конфликт. А можно уточнить у учителя, почему такая оценка, корректно урегулировав проблему.
Но не только проявления негативные эмоций могут привести к проблемам.
Например, получил ребёнок долгожданную, выстраданную 5 по контрольной работе. Ну как тут не радоваться? Но если эту радость бурно выразить на уроке, вряд ли учитель будет доволен.

Понимание и корректное выражение своих эмоций – навыки, которые существенно облегчают жизнь детям. Да и взрослым тоже.
Нет комментариев