Хейфеца надо уметь слушать"
Исполнительское мастерство Хейфеца признано уникальным явлением ХХ века. Его непревзойденная техника в сочетании с удивительной красотой звука производили неизгладимое впечатление. "Тон Хейфеца благороден и чарующе красив, техническое мастерство не имеет изъянов."(Флеш) Бернард Шоу, известный своим скептицизмом и язвительным остроумием, тем не менее отозвался об игре Яши Хейфеца так: «Она опровергает аксиому, что в этом мире нет ничего совершенного».
Его называли «Скрипачом от Бога», «Императором скрипки» ещё при жизни.Историки пишут, что однажды знаменитый Фриц Крейслер, услышав игру юного дарования, обратился к коллегам с громкими именами: «Что ж, господа, не пора ли нам сломать об колено наши скрипки?»
Судьба Иосифа Робертовича — Яши — Хейфеца сложилась благополучно. Родившись в городе Вильно в семье бедного скрипача, он, будучи трех лет от роду, получил от отца в подарок маленькую скрипку. Феноменальные способности у ребенка обнаружились сразу; уже в шесть лет Хейфец сыграл концерт Мендельсона. Сам Глазунов, директор Петербургской консерватории, выхлопотал у царя специальное разрешение, позволившее семье поселиться в столице, чтобы мальчик мог учиться у Ауэра. В 1912 году Хейфец с триумфом исполнил в Берлине концерт Чайковского, а в 1917 году, подписав контракт, эмигрировал в Америку и уже 27 октября дебютировал в нью-йоркском Карнеги-холле, после чего его безоговорочно признали «скрипачом номер один».
Главной чертой характера Яши Хейфеца была высокая требовательность — к себе, в первую очередь, и к любому из тех, с кем ему доводилось сотрудничать. К услугам музыканта были лучшие оркестры, дирижеры и пианисты, которых он выбирал, устраивая строгие конкурсы. Концертмейстера Брукса Смита, с которым Хейфец работал с 1954 года до своего последнего концерта в 1972 году, скрипач выбрал, прослушав 75 пианистов. Хейфец одним из первых в мире получал доступ к технологическим открытиям в области звукозаписи, которая в тридцатые годы стоила невероятно дорого. Хейфец оставил огромную дискографию. В его исполнении запечатлен практически весь классический скрипичный репертуар и сочинения ХХ века, причем в разных трактовках — от детских и юношеских до зрелых. Он первым осуществил уникальный для своей эпохи трюк: записал по отдельности обе партии концерта Баха для двух скрипок, которые затем были объединены. А когда появилась возможность записывать большие объемы музыки, Хейфец выбрал не шлягер, а 5-й концерт Моцарта.
"Граммофонные записи Хейфеца принадлежат к самым совершенным, так что слава о нем надолго переживет его…"(К.Флеш)
«Видеть в Хейфеце лишь только виртуоза — значит не видеть главного… Хейфеца надо уметь слушать»(Ямпольский)
Запись с Лондонским симфоническим оркестром
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев