LOUIS ARMSTRONG. Память
![🎤](https://st.mycdn.me/static/emoji/14-0-0/20/1f3a4@2x.png)
Джаз
История музыки
~
6 июля 1971 года ушёл из жизни Луи Армстронг (Louis "Satchmo" Armstrong), великий джазовый музыкант, умер в 71 год.
Луи Дэниэл Армстронг, «Satchmo» - американский джазовый музыкант, трубач, певец. Армстронг точно не знал день своего рождения и выбрал им 4 июля - день независимости США. Впоследствии точная дата его рождения была установлена биографами.
Луи Армстронг родился в Новом Орлеане и жил с бабушкой в районе черного Сторивилла, где в дешевых борделях и шумных танцзалах играл легендарный Бадди Болден. Детство Луи прошло в атмосфере музыки регтаймов, маршей и духовных песнопений. Он был участником вокального квартета, который просуществовал несколько лет. Вместе с друзьями он пел на улицах. Этот вокальный опыт, безусловно, способствовал развитию у Армстронга музыкальных способностей.
В новогоднюю ночь 1912 года Луи взял в руки пистолет и выстрелил в воздух, отмечая праздник, после чего был арестован и послан в дом для трудновоспитуемых подростков. Этот период жизни стал для него как музыканта отправным моментом, т.к. именно в доме для трудновоспитуемых он научился играть на корнете.
Выйдя "на свободу" через два года, Луи начинает играть в джазовых группах Нью Орлеана, становится приличным исполнителем блюзов и знакомится с корнетистом Джо Оливером из оркестра Кида Ори. В этом оркестре, который считался лучшим негритянским оркестром Нового Орлеана, партию корнета исполнял Фредди Кеппард, а после его отъезда — Джо Оливер, к которому и перешел титул короля корнета. Джо «Кинг» Оливер обучает Армстронга профессиональным приемам игры на корнете и способствует развитию его карьеры. Вначале он рекомендует его на свое место в оркестре Кида Ори, а затем в 1922 . приглашает в Чикаго, который пользовался репутацией скандального и криминального города. К этому времени у Армстронга исключительно высокая репутация среди коллег-музыкантов. Его исполнительское мастерство значительно возросло, а манеру игры отличала необыкновенная одухотворенность. Немногочисленные соло Армстронга, демонстрируют его способность свинговать. Он всегда был готов дополнить партию Оливера. Они вместе импровизировали и создали особый дуэтный стиль.
В 1923 оркестр записывает сорок одну композицию для четырех лейблов и встречается с пианисткой Лили Харден, которая становится второй из четырех жен Луи Армстронга. Лили уговаривает Луи покинуть группу и перебраться в оркестр Fletcher's Henderson в Нью Йорке, пожалуй самый популярный оркестр в то время. Он прибывает в Нью-Йорк и в течение года работает в одном из модных танцзалов города «Roseland», который посещала белая аудитория. Оркестры того времени были в большей степени танцевальными. Они использовали джазовые приемы только для того, чтобы их пьесы звучали свежо и оригинально. В то время музыканты Нью Йорка отставали в технике от музыкантов Чикаго. Наверно по-этому, игра Армстронга дала возможность местным музыкантам почувствовать новое направление. Появление Армстронга изменило ситуацию. Его рефрены преобразили ансамбль. Он учит музыкантов свинговать и импровизировать. Армстронг прекрасно звучит в верхнем регистре, использует блюзовые тоны и граул-эффекты. Его влияние было настолько велико, что не только трубачи, но и все без исключения музыканты старались ему подражать. Он изменил стиль игры музыкантов ансамбля.
В 1925 , после того как он покидает оркестр Хендерсона, Луи переезжает обратно в Чикаго. Здесь, в студии «Okeh», Армстронг и сделал первую запись с собственной группой из серии грампластинок, известных под названием «Hot Five» («Горячая пятерка») и «Hot Seven» («Горячая семерка») («Hot Five» и «Hot Seven» - названия групп Армстронга). Эти записи, ставшие важными вехами в истории джаза, вызвали неописуемый восторг музыкантов и любителей и изменили само направление развития этого вида искусства. Именно в эти годы формируется особый стиль исполнения Армстронга, складывается его творческий образ – певца и трубача, который вошел в историю. Так в композиции «Cornet Chop Sue», которая изумила музыкальных ценителей, Луи поменял корнет на трубу. А композиция «Heebies Jeebies», став хитом, окончательно сделала популярным скэт-пение – особую манеру исполнения, авторство которой приписывается именно Луи Армстронгу. В скэт-пении мелодия импровизируется, к ней добавляется бессмысленный набор слов, она играет роль своеобразного дополнительного инструмента. В это время же за Армстронгом закрепилось прозвище «Сэчмо» (от «Satchelmouth» - рот как сумка) – его губы, как и у большинства духовых музыкантов, деформировались от постоянных нагрузок, что обращало на себя внимание.
К 1929 году
#Louis_Armstrong становится важной фигурой в индустрии развлечений. Все прекрасно понимали, что его талант способен привлечь внимание еще большей аудитории (прежде всего белой публики) и на нем можно заработать. Он много гастролирует (в том числе и в Европе), записывается с различными оркестрами и снимается в кино. Публике нравится его исполнение на трубе, его пение, его сценический образ типичного «развлекателя». Армстронг исполняет и записывает настоящую джазовую музыку, удовлетворяющую запросы самой взыскательной аудитории. Одной из ярких особенностей Армстронга-певца был его своеобразный глуховато-гортанный голос. Он всегда вызывал неоднозначную реакцию: его сравнивали то с железными опилками, то с растительным маслом на наждачной бумаге, то с грохочущей коробкой передач автомобиля, полной арахисового масла. Однако в хриплом голосе певца было что-то такое, что не поддается никакому рациональному анализу. По словам одного из критиков, откровенность, искренность и прямота исполнительской манеры певца согревали души людей: «его пение делало их счастливыми».
К началу 1940-х гг. отношение к Армстронгу изменилось. В джаз пришло новое поколение трубачей (Рой Элдридж, Диззи Гиллеспи), которое, переняв его стиль, выработало свой собственный и превзошло своего учителя. К тому же Армстронга все больше и больше беспокоила больная губа, которая заметно ограничивала его возможности. Он утратил привычную беглость, диапазон звучания, игровую выносливость и был не в состоянии исполнить многое из того, с чем раньше прекрасно справлялся. Причина этой проблемы заключается в неправильной технике извлечения звука, которую он усвоил еще в исправительном доме. По сути, у него не было настоящей школы.
С приходом боперов у Армстронга возникли новые проблемы. Боп изменил не только музыкальные принципы джаза, но и был выражением мятежной жизненной позиции. Боперы выступали против пресмыкательства перед белыми, которое было характерно для негритянских артистов старшего поколения. Конечно же, они не забыли и Армстронга с его маской шута-менестреля. В ответ он говорил о них: «У этих прохиндеев только одно на уме — деньги... Они хотят любой ценой выжить нас со сцены и для этого стараются быть оригинальными. Играть черт знает как, лишь бы не так, как играли до них... Публика изнемогает от их музыки, в которой нет ни запоминающейся мелодии, ни ритма, под который можно было танцевать...»..
Однако вкусы музыкальной аудитории подвержены изменению. К середине 1940-х в индустрии развлечений начались процессы, которые позволили Армстронгу вернуть внимание публики. Распространившаяся мода на вокалистов позволила ему продолжить карьеру певца.
В 1946 он снимается в фильме о становлении джаза под названием «Новый Орлеан», где играет главную роль. В течение нескольких месяцев, предшествовавших выходу фильма, о нем много пишут, создавая образ гения джаза. Он выступает и делает серию студийных записей с ансамблем All Stars.
К 1950 Армстронг становится звездой шоу-бизнеса. С именем Армстронга связано и последнее попадание пластинок джаза на вершину национальных чартов. Все чаще грампластинки Армстронга становились бестселлерами. Так пластинка с песней "Blueberry Hill", выпущенная сразу после окончания Второй мировой войны, заняла почетное двадцать четвертое место среди ста пользующихся наибольшим спросом записей. Вслед за «Blueberry Hill» самой популярной записью года стала песня «Mack the Knife» из музыкального спектакля «Трехгрошовая опера» Бертольта Брехта и Курта Вайля.
В 1963 один из театров Бродвея решил поставить музыкальный спектакль «Hello, Dolly!». Незадолго до премьеры продюсер решил, что неплохо выпустить в рекламных целях пластинку с записью заглавной песни. На исполнение песни был ангажирован Луи Армстронг. В декабре 1963 Армстронг вместе с ансамблем «The Аll Stars», усиленным группой струнных инструментов, записал «Hello, Dolly!». Фактически, это явилось апофеозом музыкальной карьеры Армстронга. С тех пор никому из джазовых музыкантов не удавалось достичь подобной популярности, однако здоровье его сильно ухудшалось.
Журналист Мэлор Стуруа писал с последнего концерта Армстронга в 1971 году: «В тот вечер Армстронг не столько играл, сколько пел. В мехах-легких уже не хватало воздуха. Он держал инструмент, как обессиленные рыцари держат меч - опираются на него, а не фехтуют. Но голос Сэтчмо звучал по-прежнему, неповторимый голос, напоминающий дребезжащую по булыжной мостовой железную бочку, из которой капает мед... Во втором отделении концерта Сэтчмо чаще прикладывался к трубе. Сэтчмо дул в трубу с таким ожесточением, словно познал, наконец, секрет, как можно обходиться без кислорода, как можно жить, не вдыхая его, а лишь выдыхая с муками творчества…Под занавес Армстронг спел свой последний «хит» — песенку «Хэлло, Долли!» из одноименного бродвейского мюзикла. И, глядя на его ставшую в огнях рампы еще более одинокой мешковатую фигуру, на опущенные плечи, на лицо, залитое потом, на растопыренные в прощальном жесте пальцы правой руки, на трубу, струящуюся иссякающим медным потоком из ладони левой, прислушиваясь к завершающему раскату «Иеааас» с трясущихся рассеченных губ, весь зал неожиданно понял - человек на сцене пел не «Хелло, Долли!», а «Гуд-бай, Сэтчмо!».
Армстронг изобрел новый стиль игры, придумал совместные импровизации, объединил блюзовое звучание с американскими народными песнями, расширил диапазон трубы. Он определил, что джаз будет искусством солиста, а не ансамбля. Фундаментальной основой этой музыки будет блюзовая тональность.
Главное новшество, привнесенное Армстронгом, — это свинг, который считается основной чертой джаза. Он научил мир свинговать и показал, что ДЖАЗ ЯВЛЯЕТСЯ ИСКУССТВОМ.
Армстронг записал большое количество песен, которые отличались неповторимой и оригинальной манерой исполнения, основанной на импровизации. По сути, он изобрел американский вокал и стал самым влиятельным певцом в истории американской музыки. Влияние Армстронга не ограничивается миром джаза. Существует очевидная связь между Армстронгом и ритм-энд-блюзом, рок-н-роллом, музыкой кантри и другими музыкальными направлениями XX века.
Исполнительное мастерство Армстронга оставило глубокое влияние на всех музыкантов его времени. Он нашел в новой музыке некие выразительные особенности, которые, в конечном итоге, привели к созданию нового музыкального жанра. Величайший солист 20-х годов, его трубу невозможно было заставить замолчать. Во многом Армстронг способствовал популяризации джаза в мире. Он играл везде и со всеми. Он был великим музыкантом и послом музыки по всему миру. Его влияние проникало везде и в течение своей долгой карьеры он создал вечное наследие Эры Джаза, и оставил вечную память как музыкант и знаменитость в целом.
Умер величайший джазмен в Нью-Йорке 6 июля 1971 года. Сердечная недостаточность привела к отказу почек.
#jazz #любимое
Комментарии 2