Она глядит на черепки,
На молока погубленного лужу,
Боясь предстать разгневанному мужу».
🍃
Это она, пушкинская дева:
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печально сидит.
🍃
Стихотворение написано на статую работы Соколова, изображающую Перетту из басни Лафонтена.
Тут же на пушкинские строки откликнулся ядовитый Алексей Константинович Толстой, остроумно возразив поэту:
Чуда не вижу я тут.
Генерал-лейтенант Захаржевский,
В урне той дно просверлив, воду провел чрез неё.
🍃
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
(А.Ахматова «Царскосельская статуя», 1916)
🍃
Как известно, не место красит человека, а человек – место. Что уж говорить, когда дело касается прекрасной девушки. В нашем случае речь пойдет о месте не совсем обычном – о Екатерининском парке. Именно ему судилось своим очарованием «завлечь» необычную скульптуру, выполненную по спецзаказу и к тому же носящую три оригинальных названия. «Молочница», «Царскосельская статуя» или «Девушка с кувшином» - выбор за вами, как называть эту прелестницу.
В начале XIX столетия император Александр I распорядился обустроить участок на месте бывшей Катальной горы. Весь процесс совершался под наставлением садового мастера Иоганна Буша и зодчего Луиджи Руски. Склон между Большим прудом и Гранитной террасой оформили в виде зеленых террас, к пруду «протоптали» новые тропинки, а у местного источника поместили фонтан. Чем бы еще, казалось, можно было приукрасить парк? Скульптуры на природе – смотрится просто чУдно.
Так в 1816 году в Екатерининском парке появилась фигурка «Молочницы». По одной из версий, прообразом этой скульптуры стала сама императрица Елизавета Алексеевна, проводящая свои дни в затворничестве и скорби.
Но все же официальной версией для создания сего творения служит основой сюжет одноименной басни Жана де ЛафонтЕна. И впечатлился этим произведением не кто иной, как скульптор Павел Соколов. Как бы там ни было, а фигурка девушки, кстати, действительно очень похожа на Елизавету.
Девушку отлили из бронзы и «усадили» на гранитный пьедестал. Хотя разбитый кувшин и принес грусть-печаль своей хозяйке, но гуляющим по парку эта картина неизменно приносит приятные минуты созерцания. Прохладная струя из разбитого кувшина журчит у ног девушки: так и манит наклониться и зачерпнуть ключевой водицы. Во времена создания скульптуры вода уходила в бассейн в виде грота. Он просуществовал до середины XIX столетия.
Спасая хрупкую фигурку от фашистских оккупантов, ее зарыли в землю – это и спасло фонтан. Сейчас оригинал «Девушки с кувшином» хранится в фондах музея-заповедника, а в парке установили копию.
И в наши дни бронзовая девушка – одна из наиболее известных и любимых достопримечательностей парка. Кроме этого, «молочницу» считают поэтическим символом Царского Села: она воспета не одним известным поэтом. А каждый уважающий себя экскурсовод обязательно подведет группу к этому романтическому уголку, ведь по преданиям чудесная вода из фонтана сулит здоровье и красоту.
🍃
Басня Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком»
Удобно и легко одета,
Кувшин на голову поставив с молоком,
В короткой юбке, чуть не босиком,
Спешила в город на базар Перетта.
Себя мечтой веселой окрыляя,
Молочница решила молодая,
Что будет поставщик на деньги тароват:
«Куплю тогда яиц и выведу цыплят,
У дома, во дворе, их выкормлю прекрасно,
Лисица к ним залезть попробует напрасно;
Я все обдумала хитро, умно и тонко;
Продав цыплят, куплю, конечно, поросенка,
Чтоб вырастить свинью, расходов будет грош,
Ведь поросенок мой и крупен, и хорош,
А денег за него я получу не мало.
Хотела бы я знать, что мне бы помешало
Не нагружать себе напрасно кошелька,
А выбрать в городе корову и бычка,
Мне будет за труды достойная награда
Смотреть, как прыгают они средь стада».
Тут прыгнула она сама так высоко,
Что, уронив кувшин, разлила молоко.
К нему прибавились и новые утраты:
Погиб бычок, свинья, корова и цыплята.
С отчаяньем, полна тоски,
Она глядит на черепки,
На молока погубленного лужу,
Боясь предстать разгневанному мужу.
Все это в басню вылилось потом.
Под именем «Кувшина с молоком».
Кто думал только о делах насущных,
Не строя замков на земле воздушных?
Мечтателей везде и всюду тьма,
Одни по глупости, другие от ума.
Все грезят наяву; мечтать отрадно нам:
Нас сладостный обман возносит к небесам.
Мечтаньям нашим нет предела и конца:
Для нас все почести, все женские сердца!
Я в одиночестве, как все, мечтаю,
Храбрейшему я вызов посылаю,
В мечтах я уж король, народами любимый,
Все новые венцы беру, непобедимый, —
Доколе жизнь безжалостной рукой
Меня не пробудит, вернувши облик мой.
Перевод Б.В.Каховского
©
Павел Соколов ( 1764 — 1835)
"Молочница с разбитым кувшином"
🍃260 лет назад, 27 июня 1764 года, в Москве родился Павел Петрович Соколов – известный русский скульптор, классицист, представитель золотого века отечественной скульптуры, последователь Ивана Мартоса, академик Императорской Академии художеств.
Как и более 200 лет назад фонтан «Девушка с кувшином» (Молочница) утоляет жажду гостей парка и служит источником романтического настроения.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев