КАЗАЧЬИ ВЕРОВАНИЯ И СУЕВЕРИЯ // Газета «Терские ведомости» за 1891 год. Часть 5 Представления о будущности земли и загробной жизни
Проследим теперь верования казаков относительно будущности земли и человечества и их взгляд на загробную жизнь. Перед концом света, по их мнению, все будет убывать... Земля не будет давать хороших урожаев, города и селения уменьшатся и перед самым последним концом останется всего 77 городов во всем мире. Люди выродятся; физическая слабость будет доходить до возможно максимальных размеров. Рост у людей будет почти детский. В последние дни останется лишь 77 мальчиков, они будут так слабы, что вместе только зарежут одного барана и будут есть его целый день. Перед концом света поднимется Китай и никому несдобровать от этой великой могучей силы. А предводительствовать китайской силой будет Антихрист. Он теперь уже народился и служит тайно у важного китайского сановника... Слушая рассказы об Антихристе, я указывал на тот факт, что уже за много лет раньше тоже все говорили, что Антихрист явится, что он уже народился, однако до сих пор его не было... «Это что, - отвечали мне, - то был ошибочный, а теперь настоящий». В конце света «земля и небо сгорят на локоть», объяснения последнего я не мог добиться у казаков. Вероятно, они и сами ничего определенного не представляют под этими словами. Одно только определенно у них сложилось: огонь так или иначе будет фигурировать при конце света.
Загробная жизнь рисуется казакам почти в таком-же виде, как и большинству русского народа. Казаки рассказывают о многих случаях «обмирания» (видимо речь идет клинической смерти – К.С.), во время которого обмиравшие были руководимы каким-то стариком, показывавшим все ужасы ада и прелести рая. «Рай - прекрасный сад... Посреди бежит молочная река. Около реки - дети благочестивых родителей, под руководством старика, играют, веселятся... В саду много фруктовых деревьев; тысячи птиц без умолку щебечут... Пение птиц неземное... Все в один раз принимают пищу... Живут парами». Всякая умершая девушка, на том свете находит мужа-юношу, умершего неженатым... «Парные будут», - говорят казаки. По обычаю, девушку убирают как невесту во время похорон, и косы ее раздвоены. У тех, кто с детства не грешил, золотые венцы на голове... «Хорошо так, приятно». У входа в рай стоит ангел... Тут-же кружками сидят кающиеся грешники. В этом-же роде рассказывала мне о рае и одна обмиравшая...
Об аде представление более определенное. Здесь вы тотчас-же отгадываете могучее влияние книжного издательства Сытина и Ко. Лубочные картины Страшного суда и наказаний, чрезвычайно распространены среди казаков, в каждом доме, и непременно на видном месте, вы можете встретить их. Яркость изображения и глубокое чувство так и сквозили в описаниях, указывая на то, что представление о будущих муках ада отчетливо рисуется в воображении казаков. Одна казачка, рассказывая, настолько увлеклась своим описанием будущих мук, что с ясно выраженной тревогой спросила меня; «А как вы думаете, я не попаду туда?.. Я так много прощала в своей жизни, что может быть и даст Господь некоторое облегчение». Также вполне существует уверенность в бесконечности страдания в загробной жизни. Правда среди некоторых старообрядцев-уставщиков есть некоторое сомнение. Мне предлагали следующий вопрос: «А что и вправду на том свете будет вечное мучение»?
Оригинально, между прочим, представление казаков о месте нахождения рая, а также и части его. Рай и ад находятся в горах, откуда идут горячие ключи. Рай, собственно, находятся под горой Казбеком. Там есть роскошный светлый дом и в этом доме пользуются всеми райскими наслаждениями люди, угодившие Богу. В аду страшная жара и доказательством этого могут служить горячие источники. Вода этих источников течет прямо из ада, где она постоянно кипит. Меня чрезвычайно поразило в этом рассказе о рае примесь сказания о каком-то доме. Насколько распространено это верование, я не могу определенно утверждать, но даже и встреча с таким представлением мне кажется весьма любопытной. Замечательно еще то, что рассказавший об этом не употреблял выражений в роде того, «как я слышал» или «рассказывали», а говорил об этом таким тоном, что верование это не просто рассказ или выдумка, а как-бы органическая часть его миросозерцания. Интересен этот факт и потому, что подобное представление существуешь у горцев-пшавов.
Всего тяжелее будет на том свете положение самоубийц. «Самоубийца - черту баран», - так определенно выразился взгляд казака на этих лиц. Хоронят самоубийц отдельно от остальных жителей. Поминать его или молиться за него грех... Есть лишь один путь умилостивить Бога за этот великий грех, грех самоубийства - это тайные жертвы. Такова же жертва и для отступников. «Отступнику нет спасения». И это одна из причин устойчивости старой веры. Родители об отступниках делают тайный помин. Приготовляют сто яиц, столько-же булок и темной ночью приносят к паперти часовни и оставляют... Утром приходят люди, разбирают и при этом поминают общими словами. Такой помин делается до 40 дней. Тяжело положение на том свете и детей, умерших некрещеными. «Они как головни дымятся... Они не виноваты, но страдают за родителей».
Продолжение следует...
https://t.me/tass_agency/260123
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев