ПРОДОЛЖЕНИЕ. ПОСЛЕПОТОПНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Ветхозаветный судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами.
С падением нравственности и уклонением евреев в идолопоклонство Господь предал их в руки филистимлян. Жестокое иго продолжалось сорок лет с 1212 г. до Р.Х. и совершенно сокрушило Израиль. Пастушеский народ оказался не в силах противостоять филистимлянам, главным ремеслом которых была война. Народ впал в уныние и отчаяние, даже храброе колено Иудино сложило оружие. Но Господь уже готовил Израилю защитника в лице судьи Самсона.
Бездетной чете Маноя из колена Данова, которое особенно страдало от филистимлян, явился ангел Господень и возвестил о рождении у них избранника Божия: «Бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки филистимлян». «Пусть не пьет вина и сикера и не ест ничего нечистого», — наставлял супругов ангел (сикером евреи называли опьяняющие напитки не из винограда). Думая, что перед ним пророк, Маной хотел приготовить в угощение козлёнка, но ангел отказался и посоветовал принести козлёнка в жертву Господу. Когда Маной совершал всесожжение, ангел вознёсся в пламени от жертвенника, знаменуя своё Божественное посланничество. «И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон. И рос младенец, и благословлял его Господь». От юности Дух Божий действовал в Самсоне, наделив его сверхъестественной силой.
Как сын своего народа Самсон был подвержен и его немощам. Во время посещения израильского города Фимнафы ему понравилась язычница-филистимлянка. Безбрачие не входило в обет назорейства, но «отец и мать его сказали ему: разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всем народе, что ты идешь взять жену у филистимлян необрезанных?» Причина же такого выбора была не только в страсти Самсона, но в его намерении вступить в тесные взаимоотношения с филистимлянами и начать борьбу против них как своё личное дело, не подвергая опасности израильский народ.
Отец и мать не знали этого, но покорились настойчивости сына.
По дороге к невесте Самсон задержался, отстал от отца с матерью и остался один. На Самсона напал молодой лев, но «сошел на него Дух Господень, и он растерзал льва как козленка». Брачное соглашение было достигнуто, и через несколько дней Самсон с родителями отправился совершать свою свадьбу. По дороге он увидел, что в иссохших под палящим солнцем останках льва роятся пчелы и уже появился мед. Самсон отведал меда и дал его своим родителям, но не сказал им ничего. Описание необыкновенного претворения царя зверей в сладкую пищу не случайно вошло в текст Библии, в этом событии ветхозаветной истории содержится таинственный мессианский смысл: Своей смертью Царь мира Христос усладил горечь грехопадения падшего человечества.
Развеселившись на брачном пиру, Самсон предложил тридцати брачным друзьям невесты загадку, по восточному обычаю обещая им, если отгадают, тридцать перемен одежд, а если не отгадают — сами должны будут отплатить тем же. «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое», — сказал Самсон. Филистимляне несколько дней брачного пира силились разгадать загадку, но никак не могли. Раздосадованные неудачей, они приступили к молодой жене и под страхом поджога её дома уговорили выведать у Самсона разгадку. Та стала горько плакать перед мужем и укорять его: «Ты ненавидишь меня и не любишь». Самсон сжалился и в седьмой день пира открыл ей секрет, а «она разгадала загадку сынам народа своего».
Когда филистимляне торжествующе воскликнули перед Самсоном: «Что слаще меда, и что сильнее льва!»—он понял предательство жены и сильно разгневался. Самсон был оскорблён и воспользовался этим случаем, чтобы отомстить безжалостным притеснителям своего народа и устрашить их. «И сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды, и отдал перемены платья их разгадавшим загадку». С этого момента он стал во множестве избивать филистимлян.
Разгневавшись, Самсон ушёл в родительский дом, а отец жены выдал её за одного из понравившихся дочери брачных друзей. Так, промыслом Божиим Самсон был избавлен от нарушения Моисеева Закона и не вступил в родство с язычниками.
Когда гнев остыл, Самсон решил навестить жену. Узнав о вопиющем вероломстве жены и тестя, Самсон вознегодовал и учинил суд над филистимлянами. Он изловил триста лисиц, привязал к их хвостам горящие факелы и пустил обезумевших зверей в филистимские поля. В короткий срок выгорели хлеба, виноградники и масличные сады — всё достояние филистимских земледельцев обратилось в прах. В отместку Самсону филистимляне сожгли дом его бывшей жены вместе с ней и её отцом. Самсон же пришёл в город и искалечил многих филистимлян. Тогда они с войском вторглись в Иудею и стали требовать выдачи Самсона.
Под угрозой очередного опустошения страны израильтяне унизились до того, что стали укорять своего единственного героя в мести завоевателям: «Разве ты не знаешь, что филистимляне господствуют над нами? что ты это сделал нам?» Самсону пришлось оправдываться перед своим малодушным народом. Он сказал, что лишь отвечал на вероломство филистимлян: «Как они со мною поступили, так и я поступил с ними». Израильтяне потребовали, чтобы он дал связать себя и выдать врагам. Самсон покорился.
Когда Самсона привели в филистимское войско, «сошел на него Дух Господень, и веревки, бывшие на руках его, сделались, как перегоревший лен», Самсон с л
Ёгкостью разорвал их, схватил валявшуюся на земле ослиную челюсть и перебил ею около тысячи ошеломлённых филистимлян, разогнав всё войско. После этого он утолил жажду из чудесно образовавшегося источника и отправился в дом отца своего. «И был он судьею Израиля во дни филистимлян двадцать лет».
С годами чувственная страсть стала всё более одолевать судью-богатыря, в одиночку усмирявшего неприятелей. Однажды в городе Газе он пришёл к блуднице. Жители Газы, заметив его в городе, заперли городские ворота и приставили к ним стражу, чтобы поутру убить выходящего Самсона. Он же проснулся в полночь, разогнал стражу, «схватил двери городских ворот с обоими косяками, поднял их вместе с запором, положил на плечи свои и отнёс их на вершину горы», посрамив филистимлян. Гора эта и поныне носит название Самсоновой.
Распутством назорей осквернил свой обет, и Дух Господень уже не мог обитать в нём. Погибель Самсона была довершена коварной филистимлянкой Далидой. Узнав, что Самсон бывает у неё, филистимляне подкупили Далиду, чтобы она выведала секрет сверхъестественной силы Самсона. Назорей стал обманывать Далиду, она укоряла его: «Как же ты говоришь: люблю тебя, а сердце твое не со мною? вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чем великая сила твоя». Сердце Самсона дрогнуло, и он открыл Далиде, что с детства посвящён Господу и в знак преданности Богу не стрижёт волос своих, затем признался: «Если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди».
Усыпив Самсона на своих коленях, Далида велела остричь его и предала в руки соплеменников. Филистимляне связали Самсона цепями, выкололи глаза и заставили работать — с утра до ночи вращать тяжёлын мельничные жернова.
Однажды филистимляне во время праздника, посвящённого лжебогу своего приморского племени Дагону (идол с рыбьим телом, человеческой головой и руками), решили позабавиться беспомощным и униженным израильским богатырем. Они привели его в капище, стали говорить, что Дагон предал им Самсона, и радоваться победе своего идола над избранником Яхве. Язычники не видели той глубокой перемены, которая произошла с Самсоном. За долгие дни унижения он осознал свои грехи, душа его очистилась покаянием, у него отросли волосы, и к нему вернулась богатырская сила.
Представ беспомощным и душевно сломленным, Самсон просил отрока подвести себя к огромным колоннам капища, чтобы опереться. Сам же взмолился: «Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня», — и сдвинул с места два средних столба. Капище рухнуло, погребло Самсона и свыше трёх тысяч филистимлян, так что самоотверженной смертью своей истребил он врагов отечества более, нежели всей героической жизнью.
Подвиги одного Самсона не могли низвергнуть филистимское иго. Народ не оставлял своих грехов и поэтому не имел от Господа сил поддержать своего судью. Но героизм назорея Самсона (имя которого означает солнечный), сила его упования на Господа поднимали религиозный дух народа, озаряя угнетенную жизнь надеждой освобождения.
Самсон послужил в ветхозаветной истории правдивым зеркалом, в котором израильский народ должен был увидеть себя, вспомнить своё призвание и обрести путь к спасению. Как и весь Израиль, Самсон был посвящён Богу. Как и весь Израиль, он имел силу только тогда, когда исполнял заповеди Господа и следовал путям Его, а когда предавался грехам — подвергался унижению и оскорблению. Подобно Самсону богоизбранный народ, погружаясь в духовное распутство идолопоклонства, терял силы и делался несчастным рабом. Жизнь Самсона — олицетворение истории еврейского народа, вся сила которого заключалась в хранении Завета с Господом.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1