Если мы не имеем внутренней доброты, то нет никакой пользы от внешних трудов. Не имея любви, внешне лишь, изображая почтение ближнему - есть лицемерие. Все же наша жизнь должна быть управляема совестью и разумом, что означает рассуждением с советом опытных. Лукавый там находится, где люди верят своему уму и не желают поучиться у опытных, не берут совета у духовника, не соизмеряют свою жизнь с Евангелием, не прислушиваются к советам святых отцов.
Для последних времен позднейшие святые отцы уже более предлагают в руководство Священное Писание и писания отеческие, не отвергая и весьма осторожный совет с современными отцами и братиями, при тщательном содержании в мыслях и чувствованиях духа смирения и покаяния.
Это делание, дарованное Богом нашему времени; и мы обязаны с благоговением пользоваться даром Божиим, данным нам во спасение.
Удалиться от мира
Многие совершенно неверно воспринимают и понятие "удалиться от мира" и считают, что это больше к монахам относится, но на самом деле это не так.
Протоиерей Валентин Мордасов, Псковский старец так поясняет:
Удалиться от мира – это значит оставить нравы, обычаи, правила, привычки, требования, совершенно противоположные Духу Христову.
То есть начать жить по Богу.
Духовник против
Бывают ситуации в жизни, когда вдруг духовник отказывается исповедовать чадо. И в таком случае многие не знают как поступить.
Святитель Феофан Затворник так же даёт прямой ответ:
Если ваш духовник отказывается выслушивать вашу исповедь, то можете обратиться к другому.
Тщеславие
Тщеславие один из грехов, которые не всегда понятен особенно новоначальным, но и воцерковленных, порой, узнают о нем впервые.
Ответ очень прост, у старца Валентина (Мордасова) записан он в старой тетрадке:
Тщеславие - страсть к земным почестям, желание выглядеть в глазах других хорошо, лучше других. Чтобы его избежать, до́лжго не слушать своих рассуждений и помысла, все делать с благословения, а не по своей воле, а иначе через тщеславие всё потеряешь.
Голос совести
Все так или иначе слышат голос совести, но не всегда следуют ему. Но всё-таки сомнения возникают по поводу достоверности.
И тот же отец Валентин пишет:
Непременно нужно слушать голоса совести: сим голосом нередко к нам вещает Ангел хранитель наш, впрочем, чтоб этот голос был верен, его надо поверять со Словом Божиим.
Отказ от греха
Особо часто спрашивают о том, как не соприкасаться с грехом и понимают, что так или иначе это практически невозможно, но все же ищут более лёгкий путь.
Преподобный Симеон Новый Богослов все же нас предупреждает и наставляет:
Кто хочет быть непричастным греху и переменить свою жизнь от болезни греховной, тот должен принимать горькие лекарства, которые очищают болезни души, то есть терпеть со благодарением Бога гонения и скорби, как травы целительные.
Исповедь не засчитана
Вопрос, который очень важен для тех, кто действительно желает спасения: может ли быть исповедь недействительной?
Архиепископ Арсений (Чудов) говорит:
Мы приходим на исповедь с намерением получить прощение грехов от Господа Бога через духовника. Так знай же, что исповедь твоя бывает пуста, бездельна, недействительна и даже оскорбительна для Господа, если ты идешь на исповедь без всякой подготовки, не испытав своей совести, по стыду или другой причине скрываешь свои грехи, исповедуешься без сокрушения и умиления, формально, холодно, механически, не имея твердого намерения вперед исправиться… Некоторые умудряются иметь несколько духовников с таким расчетом, чтобы одному говорить одни грехи, а другому – другие.
Есть о чем серьезно задуматься.
Усопшие молитвенники
Кто-то однажды написал в комментариях, что умершие ее родственники теперь молятся за нее. Правда немного позже она сама же усомнилась, так как никто из родственников не причащался и не исповедовал грехов. И такие заблуждения, порой, доводят до того, что человек начинает считать своих усопших ближних чуть ли не святыми.
Игумения Феофания (Говорова)