ПРЕПОДОБНОГО КУКШЫ ИЕРОМОНАХА ПЕЧЕРСКОГО, СВЯЩ.МУЧ.
Прославившись святостью своей жизни и глубокой назидательностью своих поучений, имея около 110 лет от рождения, египетский пустынник Пимен скончался ок. 450 г. Вскоре же он был признан святым угодником Божиим и в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу получил наименование Великий.
Преподобный священномученик Кукша проповедовал у вятичей во времена святителя Феоктиста, епископа Черниговского (1113–1123 гг.). Он был погребен, так же, как преподобный Пимен Постник, в Ближних пещерах (память Собора преподобных, почивающих в Ближних пещерах – 11 октября). Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Сщмч. Михаила Воскресенского, пресвитера, и с ним 28-ми мучеников (1918).
Красный террор в уезде начался тотчас и принял громадные масштабы. Жестокой расправе подвергся правый и виноватый. Многие центральные и местные газеты сообщили о массовых расстрелах. По Бортсурманам пронеся слух, что каратели всех истребят. Как призыв и погребальный звон, поплыл над селом колокольный набат. Никакой вины за отцом Михаилом не было, и мучители красноармейцы обвиняли его в том, что он велел звонить в колокол и ждал с радостью белогвардейский отряд Колчака. 8 сентября перед полуднем колонна из тридцати человек в сопровождении карателей двинулась из села по дороге на Курмыш. Отец Михаил шел впереди и громко пел погребальные песнопения, а вместе с ним и прихожане. Пройдя около пяти километров, дошли до оврагов. Местность эта в народе именовалась Степанихой. Именно здесь всем арестованным было велено выстроиться в один ряд, а каратели встали напротив.
Отец Михаил опустился на колени и с воздетыми руками молился Господу Богу. Ни одна из шестнадцати попавших в него пуль не смогла оборвать его жизни. Это было явным знамением, и тогда один из палачей подошел к священномученику и заколол его штыком в сердце.
● Сщмч. Стефа́на Немкова, пресвитера, и с ним 18-ти мучеников (1918).
В разгар гражданской войны, в 1918 году карательный отряд чекистов из села Бортсурманы прибыл в село Деяново. Каратели Гарина избирали жертвы, хотя и не было здесь участников крестьянского сопротивления. За день до мученической кончины о. Стефана к нему в дом явились двое красноармейцев. Священник принял их с любовью и накормил обедом. Во время обеда стали они уговаривать священника:
- Батюшка, скройся куда-нибудь, а то вас всех расстреляют. Ничто не дрогнуло в душе священника. С просветленным лицом он встал из-за стола и, широким жестом показав на пятиглавый храм Святой Троицы, сказал:
- Вон, видите, Троица. Я от нее никуда не пойду. Господь наш Иисус Христос не прятался и не скрывался, и я не буду.
К вечеру он был арестован, а с ним восемнадцать крестьян. Матушка его, Анна, собрала в дорогу котомку, но он ничего не взял. Арестованных привели в здание школы и долго били. Особенно жестоко избивали и глумились над священником, которому перед казнью остригли волосы. В воскресенье после полудня крестьян и священника вывели из Деянова и повели в сторону села Мальцева. Дойдя до оврага, палачи приказали арестованным выстроиться в ряд и затем расстреляли из пулемета. Отца Стефана казнили отдельно - выстрелом в голову. Но он не был убит, и убийца заколол его штыком.
● Сщмч. Павла Фокина, пресвитера (1918).
По предложению Областного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов была организована военная коллегия, членами которой стали «лица, пользующиеся незавидной репутацией», как писала позже газета «Уральская жизнь». Этим «лицам» были даны неограниченные полномочия. «Вся ваша жизнь в наших руках, что хотим, то и делаем», — говорили они односельчанам. Для наведения «порядка» военная коллегия время от времени стала вызывать в село карательные отряды. Все они были отправлены в Алапаевск. Расстрелы в Алапаевске происходили близ железнодорожной станции — за несколько месяцев 1918 года там встретило смерть около трехсот человек. Очевидцы-железнодорожники рассказывали, что вначале красные расстреливали рядом со станцией, за семафором, а затем стали в теплушках вывозить свои жертвы на расстрел за город. Было в Алапаевске и еще одно место массовых убийств, также поблизости от станции. Это была песчаная местность, где с давних пор местные жители брали для своих нужд песок, отчего там образовались большие ямы с «подходами», в виде нор. Красноармейцы, чтобы не рыть могил, стали использовать эти норы: приводили арестованного или заложника к такой норе, пристреливали, а сами забирались наверх и прыгали, пока не обваливался верхний пласт земли. «Судя по рассказам очевидцев, — констатировала газета «Уральская жизнь», — в деле убийств и расстрелов каждый красноармеец имел свою собственную инициативу». В одном из этих мест около станции Алапаевск и был убит священник Павел Фокин.
● Сщмчч. Иоа́нна Лебедева, Иоа́нна Смирнова, пресвитеров и прмч. Мефо́дия (Иванова), игумена (1937).
•После революции, предчувствуя надвигающиеся тяжелые испытания для верующих, отец Иоанн Лебедев часто повторял своим духовным чадам: "Только не отрекайтесь!" 8 сентября 1937 года тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила отца Иоанна к расстрелу за "систематическую провокационную агитацию пораженческого характера среди колхозников". 9 сентября 1937 года был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
•В 1937 году усилились гонения на Русскую Православную Церковь. В середине августа 1937 года следователь допросил лжесвидетелей, которые подписали показания, им составленные. 20 августа сотрудники НКВД арестовали отца Иоанна Смирнова, и он был заключен в одну из тюрем Коломенского района. Его обвинили в том, что он «высказывает контрреволюционного характера клевету на советскую власть, призывает население при выборах в советы голосовать против коммунистов, высказывает пораженческие настроения против советской власти, террористические настроения против коммунистов». Священник был перевезен в Москву в одну из тюрем НКВД. 8 сентября Тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Смирнов был расстрелян на следующий день, 9 сентября 1937 года, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
•Одними из первых, кто подлежал уничтожению, стали священнослужители. 26 июля руководство НКВД по Московской области отправило распоряжение начальнику Каширского районного отделения НКВД, требуя немедленного ареста игумена Мефодия. Причем предполагалось только в процессе следствия доказать его контрреволюционную деятельность, а также его связи «с антисоветским элементом из числа церковников», проживающих в Каширском районе и в Москве. 28 июля власти арестовали отца Мефодия. На вопрос о том, вел ли он антисоветские разговоры, отец Мефодий ответил отрицательно. 8 сентября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Мефодия к расстрелу, и он был перевезен в Москву в тюрьму НКВД. Игумен Мефодий (Иванов) был расстрелян 9 сентября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
● Сщмч. Алекса́ндра Цицерова, пресвитера (1939).
Протоиерей Александр был выдающимся проповедником; послушать его проповеди приходили из самых дальних деревень. Будучи человеком образованным, отец Александр к проповедям готовился тщательно, посвящая этому иногда по три-четыре часа. 27 ноября 1937 года был арестован НКВД по обвинению в контрреволюционной деятельности и после нескольких дней допросов в звенигородской тюрьме переведен в Таганскую тюрьму в Москве. 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Александра к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в город Свободный Хабаровского края. Был заключен в Амурский железнодорожный лагерь НКВД. Протоиерей Александр Цицеров скончался 9 сентября 1939 года в Буреинском исправительно-трудовом лагере НКВД на станции Известковая (ныне - посёлок Известковый Облученского района Еврейской автономной области) и был погребен в безвестной могиле.
● Сщмч. Влади́мира Соколова, пресвитера (1940).
11 марта 1937 года перед Пименовским храмом собралось множество православных, требовавших возвращения храма, что было с раздражением отмечено властями, и 20 апреля 1937 года отец Владимир был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. В обвинительном заключении, подписанном 26 мая 1937 года начальником Московского управления НКВД Радзивиловским, следователи писали:
«в своей повседневной практической контрреволюционной деятельности обвиняемый Соколов обрабатывал детей школьного возраста в контрреволюционном церковном духе. Устраивал в церкви специальные молебны, приуроченные к началу и окончанию учебного года, на которые через родителей привлекал большое количество школьников. Кроме того, Соколов ходил по квартирам и тайно преподавал школьникам Закон Божий». 2 июня 1937 года Особое Совещание при НКВД приговорило отца Владимира к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен этапом в Ухтпечлаг НКВД в город Чибью, но здесь он пробыл недолго и был отправлен дальше на север, в Воркутинский исправительно-трудовой лагерь, куда прибыл 22 июня 1937 года.
Cкончался 9 сентября 1940 года в Воркутинском лагере, в день празднования памяти преподобного Пимена Великого - престольный праздник храма, в котором отец Владимир прослужил почти всю свою жизнь.
● Исп. Дими́трия Крючкова, пресвитера (1952).
Новая волна арестов началась в 1946 году. Отец Димитрий никогда бы не был найден, если бы не был предан теми, ради которых рисковал жизнью в 1937–1939 годах.
Он был в третий раз арестован 17 мая 1946 года в возрасте семидесяти двух лет и заключен во Внутреннюю тюрьму МГБ СССР. Здесь ему пришлось убедиться в том, что почти все знакомые ему арестованные отцы, братья и чада его предали. Например, одна из духовных дочерей отца Димитрия сообщила следствию: «...священник Димитрий, начиная с 1936 по 1941 год включительно, систематически проводил нелегальные богослужения».
К моменту подписания обвинительного заключения он был переведен в Лефортовскую тюрьму. 30 сентября 1946 года отец Димитрий был приговорен к пяти годам ссылки. Скончался в ссылке 9 сентября 1952 года и был погребен в ныне безвестной могиле в окрестностях города Абакана.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев