Главная задача традиционной женской одежды и рукоделия
"Надевать или не надевать"
для женщины в известной степени равноценно вопросу
"быть или не быть".
Надевание того или иного наряда (обличия) ведет к проживанию дня в том или ином образе, и всегда, осознаем мы это или нет, это гражданский поступок, который в конечном счете выражается в том, что на чей-то счет зачислены определенные баллы - при этом калькуляции подвергается не только личный счет, но и счет отдельно взятой уже созданной семьи (или семьи, которая никогда не будет создана), счет общества, всего рода и всего народа. Горе нам жить в эпоху испытаний и экспериментов с душой, духом, мировоззрением.
В обществе искусственно задан тон вседозволенности, провоцирующий нас идти на немыслимые эксперименты, общество неоднозначно отвечает на наши судороги и метания. Надеть брюки? Надеть юбку? Облачиться в платье? Распустить волосы? Покрыть волосы платком?
Распустить волосы, надеть брюки - значит стать дерзкой, непредсказуемой, свободолюбивой, непокорной или ... надев юбку, повязав пояс, покрыв волосы платком - стать любящей, исполняющей свои обязанности как по часам, забывающей о самолюбии, покорной, смиряющейся, всецело отданной служению близким?
Женщина 21-го века подобна жонглеру - она видит вместо единого образа своего 20 разных версий, и если она идет по пути жонглирования образами - обречена потерять свою душу, отдать чуждым её народу сценариям. Потеря единства образа - путь потери души.
Одежда стародавнего кроя возводила в закон обязанности женщины.
Святые обязанности женщины главное значение которых - быть опорой близким, быть для них неиссякаемым источником, быть ключевой водой. Быть сердцем дома и семьи.
Стародавнего кроя одежда возвеличивала, чествовала, прославляла предсказуемость женщины и её поступков. В ней женщина и все её дела предсказуемы как по часам - от первого крика петухов до заката солнца. И все они - в служении близким или подготовке к этому служению. Кормление скотины, уборка дома, готовка еды, тканье холстов, нянчение детей, хлопоты по хозяйству. И это служение близким было расцвечено счастьем материнства, упоением красотой узоров, радостью созидания, настоящим вкусом событий, свершений, бытия.
Исполнять свой долг служения значило каждый день быть любящей, быть каждый день предсказуемой. И покоряясь долгу, исполняя его девушка, женщина становилась воплощенным благословением своей семье и своей земле.
Рукоделие учит женщину быть благословением родным и близким, быть благословением своему роду. Только отгадав такую роль рукоделия в жизни женщины можно заниматься рукоделием, воссозданием старинных узоров и... одеванием в народную одежду.
Если мы создаем вещь для конкурса, чтобы получить за неё лично для себя высокую награду - это значит, что мы ничего не поняли о традиционном укладе жизни. Одно из главнейших предназначений вещи во время её создания - внушить женщине мысль о радости служения любимым, родным людям. Не искать любви и признания чужих людей, не стремиться завоевать внимание чужих людей, не держать в поле своего зрения неведомых судей, безымянных зрителей. Вещь призвана восславить предсказуемость нашего дома, нашей одежды, нашего поведения, наших устремлений. Вещи знаменовали родство жителей одной деревни, являли похожесть узоров и художественных качеств вещей. Вещи призваны были радовать близких, родных, они учат нас радоваться их радостью, их вниманию, роли вещи в их судьбе.
Высшая награда - быть любящей женой, матерью, дочерью, хозяйкой, выковать душу в служении близким, в том, чтобы своё время посвящать в первую очередь дому, родным и нашей глубоко частной жизни.
Если мы надеваем одежду старинного кроя, чтобы появиться на подиуме, на сцене, выделиться, покрасоваться, и не носим её в повседневной жизни, не готовы взять на себя ношу служения близким - мы не до конца понимаем задачу народной одежды и её роль в жизни наших предков и (!) потомков!
Если мы везем одежду старинного кроя с фестиваля в чехле, а на нас надеты джинсы, мы очевидно используем народную одежду не по назначению, и не сроднились с ней как следует сродниться с ней наследникам тех, кто её создавал.
Стремление к личным наградам на конкурсах - это литье воды на мельницу индивидуального счастья, а не счастья семьи, дома, рода. Место женщины - дома, а не на общественных мероприятиях. Сердце женщины должно ликовать от счастливых улыбок близких, а не от клекота аплодисментов в темных залах или на площадях.
Стремление к личной славе, удовлетворению тщеславия при занятии рукоделиями перечеркивает главнейшую задачу традиционных рукоделий - научить женщину святости долга, покорности близким и самой судьбе. Вытравить из мыслей эгоизм, изгнать эгоизм и самолюбие из своей жизни.
Женщина должна быть благословением родным и близким. Рукоделие призвано приучить её к этой мысли, показать ей это её призвание, открыть ей тайну этого закона. Тайну настоящего и единственно полного счастья женщины. Тайну того, какой надо быть, чтобы и в доме, и в семье, и в душе всё было ладом.
Красота узоров - в ритмичности их повторов, в их предсказуемости, красота поступков женщины - в неизменности действий служения дому и семье.
Государству для его безопасности нужно не только физическое, но и нравственное могущество
Николай Карамзин
Нравственное могущество и подлинная мудрость женщины - в осознанном понимании своего предназначении. И это, и только это и должно руководить женщиной при наполнении своего гардероба.
Быть может это и не самый полный и исчерпывающий ответ на наши вопросы о традиционной одежде, не вся правда целиком, но от такого взгляда на бытование одежды ясности становится хотя бы отчасти больше, ясности и понимания того, в каком направлении надо искать ответы на эти самые неразрешенные вопросы о исконно народной о нашей родной одежде.
Автор: М.Н. Медведева
Нет комментариев