Дело было в Сыктывкаре. Вы можете сейчас сразу вслух произнести название этого северного города без запинки и правильно? Не Сыктыквар, а Сык-тыв-кар. Если Вы можете это название правильно выговорить с первого раза, значит Вы из Сыктывкара.
Так вот в конце летних каникул Андрей Васильевич шел вечером по одной из улиц Сыктывкара, по той которая проходит рядом с городским рынком. И у перекрестка, где еще сохранился старый двухэтажный деревянный дом, столкнулся со своей ученицей, которая в новом учебном году будет учиться в выпускном классе.
Андрей Васильевич работал учителем истории в одной из школ города. А еще он работал преподавателем по праву в одном из институтов города. А еще он работал преподавателем обществознания на вечерних подготовительных курсах в единственном университете города. И много ещё где работал Андрей Васильевич. Но заканчивался учебный год: в июне в школе, в июле в институте и университете и в августе он становился свободен. Он был свободен целый месяц вплоть до 1 сентября. Однако когда у Вас общая педагогическая нагрузка составляет 50 часов в неделю при норме 18, т.е. 50 часов в неделю Вы должны говорить, говорить с утра до вечера, говорить на уроках, на лекциях и на курсах, то к концу августа, за целый месяц вынужденного молчания, у Вас возникает не просто потребность поговорить, а очень сильная потребность поговорить.
И вот у перекрестка Андрей Васильевич столкнулся с Настей. Нет, это не та Настя о которой мы уже рассказывали, как о юном строгом экзаменаторе на экзамене по географии у студентов. У Андрея Васильевича училось много умных и красивых девушек. Многие из них носили имя Настя, а вот имя Мальвина было только у двух за многие годы работы Андрея Васильевича в школе. Но сейчас мы расскажем Вам о Насте.
Девушка училась у Андрея Васильевича уже 4 года. А каждый год учебы у Андрея Васильевича можно было смело считать за два как на фронте, более того – как на передовой. Видимо что-то в прошлой жизни человеком было совершено не так, поэтому ему назначался формально пятилетний срок искупления у Андрея Васильевича за прежние грехи, а по сути то - десять лет! Даже юристы подтверждают, что 10 лет – это срок.
Правда, нужно сказать, что частичную компенсацию за это мученик получал уже на первом курсе вуза.
Если студент учился в Сыктывкаре, то преподаватели, наученные собственным опытом, сразу на первом же занятии по истории России выявляли возможных «диссидентов» - бывших учеников Андрея Васильевича. Студент ставился перед выбором: или молчание на всех семинарах по предмету за зачет автоматом или … Ну, Вы понимаете, что предполагалось иначе. Или на худой конец студент должен был подводить итоги в конце каждого семинара вместо профессора и на экзамене получал зачет автоматом. Таким образом, студент фактически освобождался от одного предмета на первом курсе любого факультета. А некоторые и от двух, если им преподавали ещё и на следующих курсах право.
В вузах в других городах преподаватели не каждый год сталкивались с бывшими учениками Андрея Василевича, поэтому они с интересом слушали иные точки зрения на исторические события, в дискуссии не вступали, но на экзамене ставили хорошие оценки.
Вы когда-нибудь ползли на животе по земле под проливным дождем, отталкиваясь локтями от липкой грязи, и сверху поливаемые свинцовым шквалом огня? Не во взрослом состоянии, когда Ваша психика уже устоялась и Вы внутренне готовы к трудностям самостоятельной жизни, нет, а в детстве?
Учебники истории пишут одни доктора исторических наук, а их проверяют другие доктора исторических наук или даже академии. Вы же за чистую правду воспринимаете каждое слово учителя, потому что Вы ребёнок, а он взрослый. И Вы за чистую правду воспринимаете каждое слово в учебнике, потому что он для Вас как Библия! Вы верите каждому слову учителя и каждому слову в учебнике.
Вы приходите к Андрею Васильевичу, а у него в классе вместо икон святых авторов – ничего. Пустота! И он учит, вернее, заставляет делать «конспекты». В его мире нет никаких авторитетов и нет веры! Некому верить! Нет твердой почвы под ногами! На каждый параграф ты должен сам делать «конспект»!
Под этим ужасным словом «конспекты» скрывалось написание нового учебника истории каждым учеником, в том числе и Настей. И это в каждом классе из года в год. Проверяется всё - от заголовка до каждого факта и его оценки в тексте параграфа. Противоречия выявляются и ликвидируются, осуществляется периодизация и систематизация. Итоговый вариант параграфа может значительно отличаться от первоначального. И оба варианта нужно было учить наизусть и объяснять на устном ответе, где была допущена ошибка или противоречие и как предлагается ее исправить. Даже в Министерстве образования, которое находилось в двух кварталах от школы, признавали, что в школе фактически осуществлялось углубленное изучение истории по школьному учебнику. Но дети поступали в эту школу, не зная об этом! Да, слова из песни Аллы Пугачевой оказались пророческими: «Нагружать всё больше нас стали почему-то, нынче в школе седьмой класс вроде института!»
Через три года такого обучения у школьника не оставалось веры ни к кому, и он взрослел раньше, чем ему исполнялось 18 лет.
Однако Настя не хотела взрослеть и честно признавалась Андрею Васильевичу, что она далека от этой взрослой жизни. «Андрей Васильевич» - говорила она: «Посмотрите на меня и скажите, где я и где конспекты. Я в них ничего не понимаю. Я в лучшем случае делаю их по шаблону, а в худшем – списываю».
Андрей Васильевич ценил в человеке честность и уважал Настю за эту прямоту. Однако всё равно из года в год заставлял её делать «конспекты». На что он надеялся, Насте было абсолютно не понятно. А главное ему ведь было не лень бесплатно проверять у каждого в классе сделанный «конспект». По двадцать «конспектов» каждую неделю и это только в одном классе. А их у него было шесть. Сумасшедший одним словом.
И вот вечером в конце августа Андрей Васильевич встретился с Настей у перекрестка рядом с городским рынком. Истосковавшийся по общению, он, конечно же, не мог пройти мимо ученицы, которая с грустью провожала каждый день, как песчинки в песочных часах, которые падая, приближали наступление каторги - нового учебного года в школе.
И тут Андрей Васильевич! Он же не сможет просто спросить: « Настя, как ты провела лето?» Обязательно спросит что-нибудь мудреное. А ведь каникулы еще не закончились и каждый день каникул так сладок, как каждая минута утром перед тем как вставать! Но ведь и не скажешь нет, он злопамятный! И больше чем другие учителя поставит оценок в выпускной аттестат.
Предчувствие её не обмануло! Андрей Васильевич обрадовался Насте и спросил, не сможет ли она решить одну задачку. Настя честно попыталась отказаться, но не получилось.
В университете есть преподаватель, который считает, что на пять его предмет знает только Господь Бог. Он, преподаватель, знает его на четыре. Поэтому студенты могут знать его предмет только на три. И никто из его студентов никогда не получал на экзамене выше тройки. У всех в зачетных книжках красовались тройки. Студенты градировали эти тройки по тому, с какого раза она ставилась. Если студент получал тройку с первого раза – она ценилась как пятерка. Если студент получал тройку на первой пересдаче – она ценилась как четверка. Если же студент получал тройку на второй пересдаче – она ценилась как тройка.
Настя, долго не задумываясь, ответила. Предмет преподается в рамках программы, которая утверждается Министерством, и преподаватель не должен оценивать знание или не знание студента, выходящее за рамки утвержденного предмета в университете. Сам преподаватель должен знать свой предмет на пять и уметь так же отлично преподать его студентам. В данном же случае мы видим со стороны преподавателя завышение требований и, как следствие, занижение оценок студентам. Взгляды этого преподавателя давно известны на факультете, однако не было ни одной попытки исправить его заблуждение. Следовательно, и декан, и заведующий его кафедры, и коллеги преподаватели по факультету так же не владеют формальной логикой и произвольны в своих суждениях. Хотя в университете должны преподаваться только научные дисциплины, а наука всегда основывается на формальной логике и научном эксперименте.
Заместитель председателя РФ Татьяна Голикова не права, когда поздравляя учителей с Днем учителя, сказала, что «самая большая награда учителя, когда он видит заслуги детей, видит их рост, видит их состоявшимися».
Эта «награда» какая-то умозрительная, где-то там вдалеке. Может быть и сияет, но уж никак не греет. Она не вызывает в учителе эмоции, чувства достижения желанного и кажущегося не реальным результата, после таких долгих лет изнурительного, но упорного труда, даже без веры в победу. «Делай что должно и будь что будет!» Ты на вершине, казалось бы неодолимой горы! Причем вдруг! И ничего, абсолютно ничего, этого не предвещало!
Ты научил девушку, которая всегда не верила в себя, помимо её желания. Да, за три года, но ты достиг цели. Было ли это озарением, или за годы учебы её подсознание научилось решать сложные задачи – это не важно. Важен результат. Пусть устами Насти глаголет истина. Важен результат. Истина глаголится.
После окончания школы о Насте Андрей Васильевич ничего не слышал. Поэтому не мог получить никакую «награду». На его кителе вообще мало «наград». Он ведь работал не за «награды». О заслугах девушки он ничего не знает. Но он помнит августовский вечер и свою радость на сияющей вершине, которая внезапно оказалась у перекрестка.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев