«Поздравляю с женским днем! Желаю счастья и исполнения желаний! Посылаю моё интервью местной радиостанции. Желаю приятного прослушивания.»
«Здравствуйте, Андрей Васильевич! Очень приятно, что вспомнили! Еще более приятно было услышать Ваш голос, как будто только вчера сидела на Вашем уроке и боялась, что вызовете к доске показать путь из варяг в греки».
Казалось бы сколько лет уже прошло с восьмого класса? Дорогие девушки и женщины хочу сразу сказать, что прошло не более пяти лет с тех пор. А ведь врезалось в память и до сих пор вызывает чувство страха вопрос: вызовет – не вызовет к доске отвечать. А потом: «Ах, ты чёрт, я ведь уже взрослая – не вызовет». Почему же осталась в памяти и в душе эта небольшая тема из школьного курса Истории России за восьмой класс?
Может быть потому, что раньше был учитель истории, с которым спокойно учили всё, что было в учебнике, а затем оказались у Андрея Васильевича, с которым уже надо было сомневаться во всём. И это была первая тема и возникший контраст между тихим, спокойным прошлым и бурным, непредсказуемым настоящим и вызвал тот шок, который не забывается, несмотря на уже прошедшие годы.
А может быть, всё было проще? Андрей Васильевич вызывал к доске и спрашивал этот вопрос у каждого ученика в классе в течение нескольких уроков. По несколько ответов за урок. Первым было тяжело, но с каждым новым ответом, с повторяющимися замечаниями учителя на повторяющиеся ошибки, можно было выучить вопрос, сидя за партой в классе.
Давайте же почитаем то, что вызвало такое воспоминание.
«Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста» - сказал Андрей Васильевич, после того как прозвенел звонок и ученики встали со своих мест. «Сегодня мы будем рассматривать торговый путь, который пересекал территорию Руси и называется «путь из варяг в греки». Посмотрите на карту. Торговый путь изображен красной пунктирной линией от Скандинавского полуострова с современной Швецией, далее с севера Руси на юг. Историки считают, что путь проходил по рекам: сначала вниз по Неве и Волхову, затем суда волоком перетаскивали посуху и дальше они шли вниз по Днепру до его устья и далее к столице Византийской империи или греков, нынешнему Стамбулу Турции.
Теперь же давайте обратимся к тексту «Повести временных лет», в котором и был описан этот путь. Сегодня мы будем пользоваться "Повестью временных лет" по Лаврентьевской летописи в переводе академика Д.С.Лихачева. Аня, раздай, пожалуйста, текст».
Аня встала, взяла стопку листов с текстом летописи и раздала одноклассникам.
«Прочитайте, пожалуйста, весь текст самостоятельно. После прочтения мы его обсудим».
«Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, - по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра».
Ученики прочитали текст, и Андрей Васильевич спросил, есть ли вопросы. У учеников 8 класса вопросов не было, им всё было ясно. Вот текст перед глазами, а вот как торговый путь проходил на карте, которая была прикреплена скотчем на доске. Всё совпадает. Вопросов нет.
«Хорошо» - сказал Андрей Васильевич, «давайте пройдёмся по тексту внимательно».
Мы видим, что в тексте нет такого названия торгового пути как «из варяг в греки». Это фраза из текста, а не заголовок. С этой фразы начинается торговый путь, следовательно, её нужно понимать буквально: варяги были рядом с греками и между ними не было ничего промежуточного - ни морей, ни рек, ни озер, ни других нардов. Однако если это так, то где же находились и варяги и греки, если в тексте они находятся радом? Явно не в современных Швеции и Греции, иначе между ними пришлось бы указывать множество народов, рек и морей. Не на самолете же перелетали? Возможно поэтому историки отнесли эту фразу к заголовку, чтобы исключить противоречие с современностью. Запомнили? Идём дальше.
Следующая фраза «из Греков по Днепру», т.е. греки проживали рядом с Днепром или с устьем Днепра. Грекам не надо было плыть по морю до устья Днепра, они могли по суше добраться до него, иначе бы это было указано в тексте. Следовательно, греки должны были находиться в Причерноморье, например на Крымском полуострове, где со времен античности были греческие поселения. Тогда где мы локализуем варягов? Идём дальше.
Следующая фраза «по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское». Здесь в основном всё совпадает с географией, за исключением конца фразы. Вместо «великого озера Нево» была река Нева. Однако заметим, что хотя путь историки называют путём «из варяг в греки», но описывается он в обратном направлении - «из грек в варяги».
В дальнейшем в тексте летописец указывает, что «по Двине - в землю варягов». Из этих двух фраз можно предположить, что варяги не только проживали на берегу Варяжского моря и дали ему своё имя. Однако и в начале описания торгового пути упоминались варяги. Получается, что варяги жили не только на берегу Варяжского моря, но и в других местах. Например, известно, что варяги были и в современной Нормандии Франции и на острове Сицилии. Идём дальше.
Следующая фраза «И по тому морю (Варяжскому) можно плыть до Рима».
Дети, Вас ничего не смущает? Ведь Рим находится на Аппенинском полуострове, который омывается Средиземным морем. Конечно же летописец в начале XII века записывал со слов тех, кто ходил по торговому пути, который существовал много веков. Однако сколько же времени штурман был в запое, если попав в Балтийское море, дальше не заметил ни Северного моря, ни Атлантического океана, а очнулся только в Средиземном море? Причем, если он беспробудно пил, то кто дважды поворачивал корабль? Сначала из Северного моря, чтобы обогнуть современные Францию и Испанию, и затем снова поворачивал уже в Средиземное море через Гибралтар?
Мелочью на этом фоне является то, что Рим никогда не являлся морским портом, куда судно могло бы пришвартоваться. Идём дальше.
Следующая фраза «а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду». Здесь описание совпадает с современной географией. И Рим, и Царьград (Константинополь или позже Стамбул) находятся на берегу Средиземного моря. Однако странно, что это море летописец называет Варяжским. Современные историки Варяжским морем считают всё таки Балтийское по берегам которого проживало много варягов или норманнов.
Следующая фраза «а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река». Да, на современной карте между Царьградом и устьем Днепра находится Понт море (Черное море). Однако, современные историки считают, что Царьград был столицей Византийской империи, которую могли принимать за греческую. Но летописец не связывает греков с Царьградом. Напомню, что между греками и Царьградом было Понт море (Русское море).
Следующая фраза «Двина … впадает в море Варяжское. … Поэтому из Руси можно плыть … по Двине - в землю варягов». Таким образом, в Варяжское море можно было попасть двумя путями или по рекам Ловати, Волхове и озерам Ильмень, Нево, или по реке Двина.
Подведем итоги нашего исследования.
Во-первых, греки не связываются с Царьградом и территорией Греции.
Во-вторых, варяги жили не только у Варяжского моря, но и рядом с греками.
В-третьих, между устьем озера Нево и Понтом морем находится Варяжское море.
В-четвертых, Рим и Царьград находятся не на берегах Средиземного моря, а Варяжского.
В-пятых, между двумя морями Понтом (Русским) и Варяжским находится Русь с речной системой, пригодной для движения на ладьях.
Ребята, вам не кажется, что здесь слишком много противоречий и несовпадений? Представьте, что у нас урок геометрии! Возьмем получившуюся фигуру и попробуем расположить её так на карте, чтобы было меньше всего несовпадений!
Этот процесс занимает время. Сложно, прежде всего, в сознании, да еще и в восьмом классе, оторвать модель, конструкцию от привычного местоположения и начать прикладывать к разным местам на карте в поисках подходящего. Ученики предлагают один вариант за другим. Каждый из них обсуждается, и в итоге отбрасываются, пока не находят более или менее подходящий.
Какой же спросите Вы, вариант предложили ученики восьмого класса? А Вы готовы к такому тяжелому испытанию Вашей психики? Если Вы в себе не уверены, то лучше остановиться и не читать дальше. Нет, Вы уверены в себе и хотите продолжать? Что ж, это Ваше добровольное решение и вся ответственность за последствия ложиться на Вас. Согласны?
Тогда позвольте Андрей Васильевич предложит Вам вариант Насти, одной из учениц восьмого класса. Во-первых, если мы днепровско-волховскую речную систему перенесем на реки Дунай и По, то из Варяжского моря не надо будет переплывать в Средиземное, они соединяться. Во-вторых, греков разместим в Крыму, а варягов в Поддонье. В-третьих, из уроков истории прошлого года мы знаем, что варяжские государства были во многих частях Европы: в Восточной Англии, в Нормандии, на Сицилии, на Руси. В нашем случае в качестве варягов у Варяжского моря подходят варяги на Сицилии. В итоге, у нас получится более не противоречивая картина, чем ранее.
Что не ожидали? Русь на Балканах, Днепр это Дунай, Волхов это По, греки в Крыму, а одни варяги в Поддонье, а другие на Сицилии? Какие-то академики Морозов с Фоменко?
Кстати, после выступления студентов с вот этим на семинаре, они часто получали экзамен автоматом, с условием молчания на последующих семинарах вплоть до экзамена. Хотя, казалось бы, разве сложно преподавателю ответить студенту? Археология показывает, что от Ладоги до устья Днепра находят варяжские погребения и следы торговли. Следовательно, торговый путь был, артефакты подтверждают. В летописи изложена идея благоприятного расположения Руси между Варяжским морем, Понтом (Руским) и Хвалынским (Каспийским) морем для торговли. Однако детализация описания не соответствует географии. Вот и вопрос почему?
Но это уже не вопрос для учеников восьмого класса! Ответ на него следует давать другим - историкам и филологам, а никак не ученикам школы, причем средней. Но чем могут овладеть ученики в данном случает, так это способностью внимательно анализировать информацию и предлагать варианты решения без противоречий и ошибок. Возможно, со временем, они научаться не только предлагать варианты решений, но и доказывать их правильность.
#рассказ #яценко #ирония
Нет комментариев