Другие названия праздника: «Канун Иванова дня», «Ивановские ночи», «Лютые коренья», «Обетная каша».
Купальницей день прозвали потому, что ещё в давние времена возник обычай 6 июля массово купаться в водоемах.
6 июля наступает знаменитая ночь на Ивана Купалу. В народном сознании «Аграфена Купальница», «Иван Купала» и «День Петра и Февронии» слились в один большой праздник, наполненный огромным смыслом и вобравший в себя как христианские традиции, так и языческие верования. Это было время обрядов, примет, гаданий и легенд.
В народе считалось, что собранные в ночь на Ивана Купалу травы и коренья обладают особенной целебной силой. Из уст в уста передавалась легенда о цветке папоротника, который распускается один раз в году в эту волшебную ночь и всего на несколько минут. Тот, кто его найдет, сможет стать провидцем и получит способность находить клады.
Одним из довольно распространённых купальских обрядов было обливание водой всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку, чтобы наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и малолеток.
Но более всего, разумеется, доставалось девушкам. Парни врывались даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали их с ног до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням. Кончалось тем, что молодые люди, перепачканные, мокрые, в прилипшей к телу одежде, устремлялись на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купались вместе.
Еще одна, кулинарная, традиция этого дня - обетная каша. Так называли обед из постных блюд, который жители деревни собирали вскладчину и выставляли на улице для нищих и путников. В Вологодской губернии в день святой Аграфены для нищей братии среди деревни ставили столы с постными яствами. Нищих собиралось иногда человек до 300 и все они ели за счет деревни.
По всему северу России 6 июля крестьяне заготовляли банные веники на целый год. Для этого бабы и девки после обеда запрягали лошадей и уезжали в лес ломать молодые березовые ветки. Иногда веники делали из различных пород лиственных деревьев и растений. Тогда в каждый веник входило по ветке: от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и других растений.
Это были ритуальные веники: одними из них пользовались в этот день в бане, другими обряжали недавно отелившихся коров, третьи перебрасывали через головы или бросали на крышу бани с целью узнать будущее (если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрёт, а если не вершиной, то останется жив).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
Очень-очень интересно!!