Фильтр
Все темы

16 / 29 июля н. ст. - празднование иконы Божией Матери "Чирская" ("Псковская").

Чирская (Псковская) икона Божией Матери – один из древнейших списков иконы Божией Матери Одигитрии. Первоначально икона находилась в храме в честь Рождества Христова села Чирски Псковской епархии, отчего и получила название Чирской.
В 1420 году, в период правления великого князя Московского Василия I Димитриевича, на Псковской земле разразилось моровое поветрие. Усмотрев в этом кару Божию за содеянные грехи, псковичи, по благословению архиепископа Новгородского и Псковского Симеона (1415–1421), наложили на себя пост и покаяние. Больные и страждущие искали спасительного утешения в молитвах к Царице Небесной. Ка
  • Класс!37

14 / 27 июля н. ст. - празднование иконы Божией Матери "Елисаветградская".

По архивным материалам, икона упоминается с начала 19 века. В кафедральном соборе города Елисаветграда (ныне Кропивницкий, Украина) находилась до 1922 года. После Второй мировой войны собор, построенный в 1832 году, был разрушен, и на его месте возведено здание обкома (сейчас размещается горисполком).
В 1995 году в Харькове найдена рукопись акафиста Елисаветградской иконе, написанного в 20-х годах прошлого века священномучеником Онуфрием (Гагалюком), епископом Елисаветградским. Годом позже в церковных архивах Санкт-Петербурга нашёлся чёрно-белый рисунок иконы. По нему и был воссоздан образ. В настоящее время икона
  • Класс!61

12 / 25 июля н. ст. - празднование иконы Божией Матери "Троеручица".

В VIII веке, во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 780; память 4 декабря) был оклеветан императором Львом III Исавром (717–740) перед Дамасским калифом в государственной измене. Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке. К вечеру святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия
  • Класс!179

12 / 25 июля н. ст. - празднование иконы Божие Матери "Самонаписавшаяся".

Икона из афонского скита Продром (Τιμίου Προδρόμου, святого Иоанна Предтечи), находящегося в пределах Лавры Святого Афанасия.
Празднование в честь иконы Божией Матери, именуемой Самонаписавшаяся, установлено в XIX веке.
В 1863 году игумен молдавского (позднее румынского) скита во имя святого Пророка Иоанна Предтечи на Афоне Нифонт с несколькими братиями отправился по делам скита в Молдавию. Одним из дел было приобрести для обители икону Божией Матери. С этой целью иноки стали искать художника, отличавшегося благочестием и воздержанием, чтобы заказать ему нужную икону. Такой художник, уже преклонных лет, Георгий Нико
  • Класс!66

11 / 24 июля н. ст. - празднование иконы Божией Матери "Борколабовская" ("Барколабовская").

Борколабовская (Барколабовская) икона Божией Матери – чудотворный образ, получивший свое название по месту своего нахождения в главной церкви Борколабовского женского монастыря в честь Вознесения Господня в селе Борколабове Быховского района Могилевской области (Республика Беларусь). Основание его относится к 1648 году.
В монастырском архиве хранится следующая запись об истории этой иконы. «Тайну цареву подобает хранити, – говорится в летописи, – а дела Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше и Литве, в лето от сотворения мира 7167, а от Рождества Христова 1659 г., грядуще обратно
  • Класс!131

11 / 24 июля н. ст. - празднование иконы Божией Матери "Рудненская-Ратьковская".

Впервые Рудненская икона Божией Матери явилась в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии. В 1689 году местным иереем отцом Василием она была перенесена в Киево-Печерский женский монастырь. С 1712 года образ Пресвятой Богородицы пребывал в Киевском Флоровском монастыре на Подоле после его объединения с Киево-Печерской обителью. В 1920-х годах прошлого столетия чудотворный образ, помещенный в прекрасную ризу, украшенную бриллиантами, исчез; по всей видимости, он был украден из храма. Но сейчас в Вознесенском соборе можно приложиться к списку с чудотворного образа. Известно довольно много почитаемых спис
  • Класс!48

11 / 24 июля н. ст. - празднование иконы Божией Матери "Оковецкая" ("Ржевская").

26 мая 1539 года, в день Сошествия Святого Духа, в Тверской епархии, на Вырышенском городище, находившемся среди дремучего леса на берегу речки Вырышни в Оковецкой волости, недалеко от города Ржева, иноком Стефаном при стечении народа из четырех окрестных деревень были обретены: прибитый к сосне большой железный крест и на другом дереве - небольшая, старого письма, икона, изображавшая Божию Матерь с Младенцем и с предстоящим святителем Николаем Мирликийским, Чудотворцем. При явлении святого креста и иконы воссиял необычный свет и совершались исцеления. В продолжение недели от Духова дня до заговенья пред Петров
  • Класс!53

10 / 23 июля н. ст. - празднование иконы Божией Матери "Коневская".

Этой святой иконой греческого письма благословил в 1393 году святого Арсения, основателя Коневской обители (сведения о нем помещены 12 июня), преподобный Иоанн, игумен одной из афонских обителей. Напутствуя своего любимого ученика, он предсказал, что преподобный Арсений будет игуменом новоявленной обители. Жизнеописатель святого Арсения Коневского свидетельствует об этом событии следующим образом: «Благословение от него (архиепископа Иоанна) приять, отыде на Новоозеро (Ладожское) в Коневский остров, и вселился ту со святою иконою, юже прият во святой горе. И созда церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и обитель».
П
  • Класс!114

9 / 22 июля н. ст. - празднование иконы Божией Матери "Колочская".

Как свидетельствуют старинные летописи и древнерусская «Повесть о Луке Колочском», чудотворная Колочская икона Божией Матери явилась в 1413 году в вотчине князя Андрея Димитриевича, внука Иванова, правнука Иванова и праправнука Даниила Московского, в 15-ти верстах от города Можайска, в местечке Колоча Смоленской губернии.
Крестьянин этого селения по имени Лука обрел и с благоговением перенес святой образ в свой дом, в котором в то время находился некий расслабленный больной. Услышав о чудесном явлении иконы Пресвятой Богородицы, болящий с верою приложился к иконе и получил полное исцеление.
Об этом чудесном исцелении стало
  • Класс!46

9 / 22 июля н. ст. - празднование иконы Божией Матери "Кипрская Стромынская".

Одним из списков древней чудотворной Кипрской иконы Божией Матери является святыня не сохранившегося до наших дней Стромынского монастыря (бывшего Богородского уезда, Московской епархии), находящаяся ныне в Успенской церкви села Стромынь.
В Русских летописях можно найти следующее упоминание об основании монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы на Стромыне: «... того же лета 6887 (1379 г.) повелением Великого Князя Дмитрия Ивановича преподобный игумен Сергий создал монастырь на реке на Дубенке на Стромыне, и постави в нем церковь Успения Пречистая Богородицы и игумена приведе из своего монастыря, от Святой Т
  • Класс!150

8 / 21 июля н. ст. - празднование иконы Божией Матери "Благовещение Устюжская".

Почитание чудотворной Устюжской иконы Божией Матери тесно связано с именем преподобного Прокопия, Христа ради юродивого, подвизавшегося в Великом Устюге. Блаженный Прокопий все свое время проводил в коленопреклоненных слезных молитвах на паперти местной соборной церкви. Однажды, объявив своим согражданам, что за тяжкие грехи им грозит праведный гнев Божий, святой призвал устюжан к покаянию. Но призывы юродивого оставались тщетными, горожане лишь посмеивались в ответ на предостережения Прокопия о том, что Господь за грехи человеческие пошлет огненный град на город и погубит его. Все дни и ночи в неустанных молит
  • Класс!158

8 / 21 июля н. ст. - Явление иконы Пресвятой Богородицы в Казани.

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.
Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар св
  • Класс!284

7 / 20 июля н. ст. - празднование "Влахернской" иконы Божией Матери.

Влахернская икона Божией Матери обретена в Иерусалиме императрицей Евдокией во времена святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского (память 2 июля), и преподобного Евфимия Великого (память 20 января). Святая икона была послана в Константинополь, где императрица Пульхерия поставила ее в церкви Влахернской, там же хранилась честная риза Богородицы (празднование 2 июля).
Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно с этой иконой Патриарх Сергий (610–631) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничес
  • Класс!136

6 / 19 июля н. ст. - празднование иконы Божией Матери "Казанская" (Богородско-Уфимская).

Время обретения чудотворной Богородско-Уфимской иконы Божией Матери (копия Казанской, только более темных тонов) относится к началу XVII века – времени, когда на территории современной Башкирии образовывались первые православные поселения. Явилась она чудесным образом одному из крестьян села Кадомцева Уфимского уезда в 1621 году за три дня до празднования Казанской иконе Пресвятой Богородицы. После такого чудесного и удивительного события село Кадомцево было переименовано в Богородское и под этим названием просуществовало до 1931 года.
В XVII–XIX веках чудотворный образ именовался Казанским и Богородск
  • Класс!141

5 / 18 июля н. ст. - празднование иконы Божией Матери "Экономисса"("Домостроительница").

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Экономисса» или «Домостроительница» находится на Афонской горе, в лавре святого Афанасия. История ее появления такова.
В X веке великий Афонский подвижник старец Афанасий основал на Афоне лавру. Однако вскоре из-за сильного голода всем инокам пришлось покинуть обитель в поисках другого пристанища. Остался один старец-игумен, но и сам он в скором времени вынужден был оставить лавру. С железным посохом отправился он в путь, но вдруг увидел идущую навстречу ему Женщину под голубым воздушным покрывалом. Св. Афанасий удивился: откуда могла появиться здесь женщина, если
  • Класс!172

2 / 15 июля н. ст. - празднование иконы Божией Матери "Ахтырская".

Ахтырская икона Божией Матери получила наименование от названия небольшого города Ахтырка в Харьковской губернии. В этом городке был храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где в первой половине XVIII века жил благочестивый и добродетельный священник Василий Данилов (в службе он называется иереем Даниилом). Летом 1739 года, по Промыслу Божию, отец Василий обрел чудотворную икону Божией Матери, которая впоследствии и стала называться Ахтырской. Однажды он косил траву около своего дома и внезапно в густой высокой траве увидел светящуюся необыкновенным светом икону, на которой была изображена Божия Матерь, молящаяся перед Ра
  • Класс!103

2 / 15 июля н. ст. - празднование иконы Божией Матери "Феодотьевская".

Святыня Рязанской земли. Явилась в 1483 году в окрестностях Рязани в пустынном месте, именуемом «Старое», близ села Феодотьево. Поскольку от иконы стали совершаться многочисленные исцеления, то по повелению рязанского князя она была перенесена в город Рязань и с подобающей честью поставлена в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы. В 1611 году по распоряжению архиепископа Рязанского Феодорита с явленной иконы была снята копия и отослана в село Феодотьево.
Летописи зафиксировали чудесные исцеления силой Божией Матери от моровой язвы в 1771 году. Феодотьевскую икону носили как по городу, так и по окрестным селениям.
  • Класс!67

2 / 15 июля н. ст. - празднование иконы Божией Матери "Пожайская".

На живописном берегу реки Неман у села Пожайце находился Пожайский Успенский мужской монастырь, основанный в XVII веке, драгоценной святыней которого была чудотворная икона Божией Матери, именуемая Пожайской. Она весьма древнего происхождения и была прислана из Рима папой Александром VII в знак особой благосклонности основателю Пожайского монастыря Христофору Сигизмунду Пацу, канцлеру Великого княжества Литовского в 1661 г. Помещен святой образ был за левым клиросом соборного Успенского храма, выстроенного в 1662–1674 гг., в овальной золоченой раме.
Икона была написана на холсте овальной формы неизвестным художником; некото
  • Класс!120

30 июня / 13 июля н. ст. - празднование "Волынской" иконы Божией Матери.

Относительно времени написания этого чудотворного образа существуют несколько предположений. Согласно одному из них, икона написана около 1289 года для кафедрального собора Луцка по заказу князя Мстислава Даниловича. Впоследствии чудотворная икона оказалась в луцком храме Покрова Пресвятой Богородицы, построенном в XV веке. Другая версия относит время написания Волынской иконы к началу XIV века.
Искусствоведы относят Волынскую икону к произведениям местной иконописной школы, хотя и отмечают охридское и, в целом, балканское влияние. Подлинное происхождение её неизвестно, возможно, какое-то отношение к её созданию имел
  • Класс!32

1 / 14 июля н. ст. - празднование "Валаамской" иконы Божией Матери.

Икона, написанная в 1878 году валаамским иконописцем Алипием, по неизвестным причинам около двадцати лет пролежала в монастырской кладовой церкви святителя Николая. Обрели икону в 1897 году. При этом исцелилась от застарелой болезни ног паломница Наталья Андреева, которой Божия Матерь явилась накануне.
До 1940 года икона оставалась на Валааме. С приходом на остров советской власти, монахи, перебравшиеся в Финляндию и основавшие там «Новый Валаам», забрали её с собой, и этот чудотворный образ до настоящего времени является главной святыней Преображенского собора Ново-Валаамского монастыря. На старом же Валааме остался списо
  • Класс!61
Показать ещё