Вечером 1 сентября проводили обряд по обновлению огня. Он символизировал начало осени и всеобщее обновление. Обряд совершал глава семьи. Он гасил в печи старый огонь, который обозначал уходящий год, и зажигал новый. В некоторых губерниях огонь добывали ударами кремня, в некоторых — трением двух кусков дерева, обычно липы и дуба, реже — сосны и березы.
Дымом от добытого огня окуривали дом, чтобы задобрить домового. Обязательно заходили в хлев — так прогоняли злых духов от скота.
8 сентября наступали вторые осенины, которые на Руси встречали песнями и плясками. По народным поверьям считалось, что в этот день осень официально вступает в свои права. Вторые осенины объединяли в себе праздник урожая и женский день. Женщина как продолжательница рода была олицетворением матери-земли, которая щедро одаривала людей всем необходимым для жизни. Говорили, если погода в этот день будет хорошая, то и вся осень будет теплая, сухая.
В этот день навещали новобрачных. Молодая жена готовила круглый пирог и встречала с ним гостей: «К нашей хлеб-соли милости просим!» После угощения глава дома показывал гостям хозяйственные постройки, скот и собранный урожай. Старшие давали советы молодым и благословляли их на долгую и счастливую жизнь.
Осень встречали у воды. Девушки и замужние женщины в праздничных сарафанах рано утром выходили из дома и шли к реке или озеру. На берегу водоема они угощали богиню Мокошь — киселем и овсяным хлебом. Для этого девушки оставляли кисель возле воды со словами: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, мое житие-бытие освети!»
Все собирались в хоровод, в центре которого стояла самая старшая женщина, и пели песни. Овсяный хлебец разламывали и кормили им домашний скот.
На вторые Осенины поминали умерших и навещали родителей.
14 сентября (каждый сезон праздник на Руси, ибо каждое время года встречается в эти три дня - 1, 7, 14 января, марта, и т.д.)
День третьих осенин В народе говорили: «осень навстречу зиме двигает» и «Птица в отлет двинулась».
Считалось, что в эту пору медведи устраивают себе берлогу, а змеи могут затащить нежеланного гостя под землю.
Люди верили, что 14 сентября все птицы, змеи и насекомые переселялись до весны в ирий — подобие рая в славянской мифологии. Их торжественно провожали с посланиями для умерших предков. В этот день не ходили в лес.
проводили обряд, чтобы защитить дом и двор от нечистой силы. Прообразом знака креста в славянской традиции была свастика — символ солнца, которое разгоняет тьму. По народным поверьям на третьи осенины этот знак обладал особой силой. Крестьяне складывали крестом ветки рябины и вырезали кресты из дерева. Эти обереги развешивали в избах, амбарах и хлевах.
В этот день начинали рубить капусту . В деревнях организовывали капустники, которые продолжались две недели. Молодежь собиралась толпой и ходила по дворам рубить капусту для закваски. Нарядно одетые девушки — капустницы — пели веселые песни. Русский этнограф Иван Сахаров в XIX веке писал: «В домах, где приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками. За девицами является молодежь со своими гостинцами высматривать невест. Вечером по всему городу разыгрываются хороводы».
Вечером этого дня девушки гадали на суженых. Это происходило в овине. В народе верили, что там живет овинник — самый зловредный из всех домовых, который заправлял хозяйственными постройками. Его представляли в образе огромного черного кота с горящими глазами.
Девушки подкладывали в окно овина калач. Если лапа, которая брала хлеб, была теплой, жених будет богатым, а если холодной — бедным. Когда овинник отказывался от угощения, это означало, что в этом году свадьбе не бывать. После третьих осенин начинали молотьбу в овине. Обязательно спрашивали разрешения у овинника: «Батюшка-родимчик, дозволишь каменку истопить?»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев