Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
14 января Гуру Махарадж продолжил чтение книги «Кришна. Верховная Личность Бога», глава 7: «Спасение Тринаварты». Чувство вины — это тамагуна чистейшей воды. Чувство вины — это желание вызвать жалость к себе, это форма оправдания. Если ты признал свою ошибку, то при чём тут чувство вины? Ты просто должен её исправить. История, которую рассказывал Сатсварупа Махарадж, когда он забыл отправить письмо Шрилы Прабхупады, — оно неделю пролежало. Прабхупада ругал его, там стены тряслись. Махарадж был молодой тогда, он испугался гнева Прабхупады, почувствовал вину и заплакал. Прабхупада ещё сильнее стал ругать его. Махарадж сказал: «Прабхупада, я сейчас всё исправлю», — и в
Если вы хотите выходить в социум, вы должны заботиться о своей внешности. Привлекательная внешность, богатство, образование — всё это атрибуты материального успеха. И вы должны выглядеть успешными людьми. Если даже вы монах, вы должны выглядеть чисто — чистота людей привлекает. И как быть таким привлекательным: хорошо одетым, чистым, хорошо говорить, разумно давать советы (как развивать полезные вещи), и как оставаться при этом не в майе? Как не привлечься самим собой, своей славой, своим успехом, как не возгордиться? Для этого существует ягья, санкиртана-ягья. Вы приходите каждый день после своего успеха, кланяетесь алтарю и предлагаете всё, что у вас
ЛЮБОВЬ К БОГУ УСТРАНЯЕТ ВСЕ СТРАДАНИЯ, НАКОПЛЕННЫЕ ЗА МИЛЛИОНЫ ЖИЗНЕЙ
18 января Гуру Махарадж продолжил чтение «Шримад-Бхагаватам», песнь 10, глава 38: «Прибытие Акруры во Вриндаван», текст 1. Игры Кришны полны блаженства, знания и вечности. Эта любовь никогда не кончается. Даже если есть причина для разрыва — разрыва никогда не произойдёт. Эта сила любви, которой нет в материальном мире. Страдания затмевают это понятие — любовь. Никто не может понять, что любовь к Богу устраняет все страдания, накопленные за миллионы жизней — такая сила любви. Это трудно представить ни мыслителям, ни гьяни, ни йогам. Но Кришна говорит: «Если ты Мне предложишь листок, цветок, плод, немного воды с любовью —
Здесь описывается обязанность мужа. Женщина, охваченная вожделением, не может пойти ни к кому другому, кроме своего мужа. Его обязанность — привести в равновесие её ум каким-то образом, либо удовлетворив её желание, либо духовной силой. Здесь духовной силы не хватает у Кашьяпы Муни, поэтому он должен как муж исполнить её желание, обязан. Смотрите, как это важно, иначе брак может быть разрушен, уничтожен. Сексуальная основа — главная в этом мире сила, и она либо разрушает, либо созидает. Если она не созидает, она разрушит. Она должна найти место, она никуда не уйдёт, и поэтому регулируется в браке. Поэтому он говорит: «Любое твоё желание я должен выполн
13 января Гуру Махарадж продолжил чтение книги «Кришна. Верховная Личность Бога», глава 6: «Смерть Путаны». Чистое преданное служение вне майи, вне иллюзии. Я нахожусь в майе, но мой Гуру Махарадж даёт наставления — они вне иллюзии, вот и всё. Таким образом я действую вне иллюзии. Но мои качества и позиция ещё могут быть в гунах, но действие я совершаю правильное. Согласно «Бхагавад-гите» так и нужно действовать — следовать указаниям Всевышнего, потому что эти указания вне иллюзии. Хотя я в иллюзии нахожусь, но указания — вне иллюзии, по ним, как по лестнице, я могу идти к Богу. Это тонкий момент — как удовлетворить Кришну. Вы ничем не привлечёте Его в
Другой мистический момент был во Вриндаване не так давно, когда я пришёл в комнату Шрилы Прабхупады во Вриндаване. Там есть мурти Прабхупады в очках, он пишет книги, надиктовывает, занят. Ему проводят там пуджу каждый день. Я там повторял мантру. У меня был в голове вопрос: «Что я могу сделать именно для Вас? Я уже проповедую, но чувствую, что можно что-то ещё особое сделать». И мне было видение: Прабхупада взял в руку какой-то предмет и посмотрел на книгу. Я увидел, что это лупа, увеличительное стекло. Это всё, что я увидел. Мне нужно было понять этот жест. Потом меня осенило: «Понятно всё! Я просто должен под лупой каждый абзац рассматривать внимательно, ко
Тело, которое есть у нас — это анартха. И если ты занимаешь тело преданным служением — это называется анартха-нивритти. Вот и всё. Как только ты не занимаешь тело преданным служением — это анартха. Пой, танцуй и ешь прасад, больше киртана — больше духовной занятости. И это уже анартха-нивритти. Разве в киртане ты не чувствуешь, что в сердце у тебя нет материальных желаний? Это анартха-нивритти, потому что ты занимаешь это тело. Но не думай, что если ты не занимаешь это тело, то тело может быть анартха-нивритти. Тело — это анартха, оно должно быть занято преданным служением. Преданные, похоже, ожидают, что тело может стать анартха-нивритти, и можно ничего не
ЛЕКЦИЯ Е.С. ДЖАЯПАТАКИ СВАМИ МАХАРАДЖА ПО «ШРИ ЧАЙТАНЬЯ ШИКШАМРИТЕ»
Существует два типа садхана-бхакти: вайдхи-садхана-бхакти и рагануга-садхана-бхакти. Шрила Бхактивинода Тхакур уже описал видхи-маргу. Теперь он собирается описать раганугу. Совершая вайдхи-бхакти, мы постепенно увеличиваем нашу привязанность к Кришне, и это называется рагой. Преданными на стадии рагатмики движет их привязанность к Кришне. Когда человек жаждет личного служения Кришне, он достигает рагануга-бхакти. Благодаря вайдхи-бхакти мы осознаём свои естественные отношения с Кришной, и тогда мы естественным образом приходим к рагануга-бхакти. Если у человека действительно есть привязанность к Кришне, он, естественно, дел
ВОЗМОЖНО, МЫ ЕДИНСТВЕННЫЕ ИСКРЕННИЕ ЛЮДИ НА ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ
«Сим уведомляю, что получил твое письмо от 27 декабря 1972 года, и с огромной радостью прочитал цифры твоего распространения книг за три дня с 22 по 24 декабря. С трудом верится, что один храм смог продать более 17000 книг за три дня. Это даёт мне понять, что люди в этой стране стали хоть немного серьёзнее относиться к Движению сознания Кришны. А иначе зачем бы они покупали наши книги? Но они видят, что наши юноши и девушки очень серьёзно распространяют послание сознания Кришны. Вид этих молодых людей поражает их, они восхищаются и покупают книги. Ничего подобного в мире больше нет. Возможно, мы единственные искренние люди на всей план
РЕЧЬ Е.М. ЧАЙТАНЬЯ ЧАНДРА ЧАРАНА ПРАБХУ НА ВЬЯСА-ПУДЖЕ Е.С. БХАКТИ БХРИНГА ГОВИНДА СВАМИ МАХАРАДЖА
… Вы относились ко мне как к созревшему преданному. Мне было неловко это чувствовать от Вас, потому что я всегда пытался получить маха-прасад с Вашей тарелки, и Вашем присутствии я просил и брал что-то. А Вы в ответ брали с моей тарелки что-нибудь. Ваша любовь по-разному проявлялась. Я всегда ощущал в вас глубокие чувства к преданным, и ко мне тоже. Это была настоящая глубина, неважно, гневались ли вы, или были довольны — это было глубоко и духовно. Однажды Вы меня обняли так, что у меня треснуло ребро. У меня не хватало духовного тела, чтобы общаться с вами! И конечно у меня в сердце очень м
ЛЕКЦИЯ Е.С. ДЖАЯПАТАКИ СВАМИ МАХАРАДЖА ПО «ШРИМАД-БХАГАВАТАМ» 3.11.34
Сегодня мы читали стихи, которые немного больше объясняют жизнь Господа Брахмы. В комментарии к стиху также говорится, что Господь Брахма умирает через 100 лет своей жизни. Хираньякашипу попросил у Брахмы благословение на бессмертие. Господь Брахма сказал: «Я не бессмертен, поэтому я не могу дать это благословение». Если вы родились в материальном мире, вам также придётся умереть. Садхана-бхакти заключается в том, чтобы мы вернулись к Кришне. И секрет в том, чтобы делать всё для Кришны. У Брахмы есть служение по созданию вселенной в начале каждого своего дня. Это его служение. А в чём заключается ваше служение? Шрила Праб
Мы понимаем, что не все люди готовы сотрудничать. Самые разумные могут быть терпеливы, если ещё не могут сотрудничать, они будут терпеть ситуацию, будут пытаться, — из этикета это будут делать, при помощи разума. Поймите, сотрудничество с преданными — это не этикет, это вкус, это вид духовного счастья. Это нужно иметь очень высокое духовное образование. А нам сейчас при помощи садханы это приходится делать, при помощи усилий. Нам говорят: «Сотрудничать надо». Я должен себя заставить, смириться с этим. Это тоже метод, но не чисто духовный. Буддхи-йога здесь — я разум применяю. И я могу немного уставать, разочаровываться в такой практике. Но духовное сотрудничество —
К истории Прачетов в «Шримад-Бхагаватам» сейчас часто обращаются преданные, хотя она простая и очень кратко описана. Людей больше всего поражает не качество какого-то человека, его успех или слава, а то, как он дружит с другими. Это самое поразительное, самое удивительное в жизни. Вы видите, что человек может быть настоящим другом, может кого-то по-настоящему любить. Не просто ходит в своей единоличной славе — это тоже вызывает интерес к человеку, но не так глубоко потрясает, как его способность дружить с другими людьми. Если преданные просто будут духовно дружить больше, это привлечёт огромное количество внимания людей к этому Движению. Сла
ЛЕКЦИЯ Е.С. ДЖАЯПАТАКИ СВАМИ МАХАРАДЖА ПО «ШРИ ЧАЙТАНЬЯ ШИКШАМРИТЕ»
Шрила Бхактивинода Тхакура объясняет, что знание и отречение не являются ангами преданного служения. Шрила Прабхупада сказал, что отречение делает сердце жестким. Поэтому Шрила Прабхупада не давал нам суровых аскез. Четыре регулирующих принципа и так далее — это максимальная аскеза. Даже в преданном служении он не предписывал очень жесткого следования, например, что касается соблюдения поста в экадаши. Он сказал, что просто не надо есть зерно, крупы и бобовые. Бхакти само по себе совершенно. Нет необходимости в вайрагье или гьяне. Преданные естественным образом обладают вайрагьей и гьяной. Преданные могут постепенно подни
КАК ГЬЯНА (ТЕОРИЯ) ПЕРЕХОДИТ В ВИГЬЯНУ (ПРАКТИКУ)?
Теория может быть оторвана от практики, если мы рассуждаем на философские, вселенские темы. Мы развиваем философский кругозор. Но гьяна (теория) переходит в вигьяну естественным образом. Гьяна означает: эти вещи правильные, а эти неправильные — мы различаем. Это хорошо, а это плохо — упрощённо говоря. И когда мы утверждаемся в гьяне, результат таков, что мы перестаём делать плохие вещи — начинается вигьяна. Вот для чего нужна гьяна. Потому что, если нет гьяны, я могу не знать, что хорошо, а что плохо. Люди могут иметь дурные привычки, но они не понимают, что это плохо, у них нет гьяны, нет убеждённости в этом — это недостаток знания. Но ес
ЛЕКЦИЯ Е.С. ДЖАЯПАТАКИ СВАМИ МАХАРАДЖА ПО «ШРИ ЧАЙТАНЬЯ ШИКШАМРИТЕ»
Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что бхакти-йога более возвышенна, и поэтому необходимо каким-то образом достичь высших ступеней вайдхи-бхакти, рагунага-бхакти. К сожалению, если у человека нет этого желания, то у него не возникнет вкуса к достижению высших ступеней бхакти. В вайдхи-бхакти есть восемь ступеней: первая — слушание, следующая — общение с преданными, затем выполнение бхаджана-крийи и принятие посвящения, затем анартха-нивритти, отказ от вредных привычек, затем ништха, сосредоточение на преданном служении, затем ручи, обретение вкуса к преданному служению. Затем асакти, сильная привязанность к преданному служе
Сначала нужно получить знание — что такое жертва. Это нужно получить только от духовного учителя. По-другому это никто не сможет дать. В материальном смысле жертвы не существует. Каждый живёт для себя. Жить для своей семьи — тоже для себя. Как принцип — она существует, но работать за деньги — это уже не жертва. Но как принцип мы как будто бы совершаем жертву, хотя бы внешние усилия, но внутри не совершается ягья. Ягья — это внутренний процесс. Он называется — самопожертвование. Когда мы жертвуем умом, чувствами, разумом — это уже близко к жертве. Поэтому Кришна в «Бхагавад-гите» описывает в четвёртой главе различные виды жертвоприношений. Даже выдыхаемый воздух — это жертва
ЛЕКЦИЯ Е.С. ДЖАЯПАТАКИ СВАМИ МАХАРАДЖА ПО «ШРИ ЧАЙТАНЬЯ ШИКШАМРИТЕ»
Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет разницу между карма-кандой и вайдхи-бхакти. Качествами вайдхи-бхакты являются служение только Вишну, любовь к трансцендентным предметам, служение брахманам и вайшнавам, которые развили в себе добродетель и ненасилие. Далее Шрила Бхактивинода Тхакур описывает взаимосвязь между вайдхи-бхакти и варнашрама-дхармой. Цель варнашрама-дхармы — практиковать бхакти. И если варнашрама не помогает развитию бхакти, то она бесполезна. Основные принципы варнашрамы заключаются в том, чтобы регулировать свою жизнь в гуне благости и практиковать бхакти-йогу. Если человек правильно практикует бхакти-йогу, т
Вопрос: «Души, обитающие в духовном мире, царстве Вайкунтхи, никогда не падают в материальный мир, ибо мир Вайкунтхи вечен» («Шримад-Бхагаватам» 3.16.26). Может ли обычная джива попасть на Вайкунтху? Ответ: Ты — свободная душа, ты можешь выбрать всё, что угодно, когда угодно и куда угодно. Ты можешь попасть на Вайкунтху. Из духовного мира не падают. Откуда ты упала? Падают с уровня Брахмана, вот оттуда ты и упала. Потом попадают в гуны природы и в цикл рождения и смерти. С Вайкунтхи не падают. С Вайкунтхи уходят. По своему желанию могут уйти: «Кришна, до свидания. Я хочу побыть там (в материальном мире)». Мы свободные души, поймите. Попытайтесь
11 января Гуру Махарадж продолжил чтение «Шримад-Бхагаватам», песнь 11, глава 14: «Господь Кришна объясняет Шри Уддхаве систему йоги», текст 22. Чем наслаждается человек в этом мире? Это запретный плод. Поэтому материалисты боятся духовной практики. Они думают, что тогда они не будут наслаждаться: если не есть мясо, рыбу, яйца; не принимать никаких интоксикаций, даже чай и кофе; если не играть в азартные игры и не заниматься сексуальной деятельностью, особенно незаконной, оставаясь свободным при этом, только для наслаждения. Они пугаются. Как тогда жить? Ради чего? Смысл в чём? Наслаждаться человек должен. Прабхупада говорит: «Быть опьянённым — е