СУТЬ ПРЕМЫ
«Дорогой брат, те, кто постиг суть премы, узнают ее присутствие, когда видят, что размягченное сердце преданного порождает в нем дрожь и другие внешние признаки экстаза»
(«Брихад-Бхагаватамрита», часть 2).
То есть по внешним признакам можно увидеть присутствие премы.
«Это утверждение порождает сомнение относительно истинной природы премы. Раз према возникает из полной беспомощности — дайини, чувствует ли обладатель ее себя самым несчастным? Или же раз према — это высшая из всех целей, то она представляет собой особое ощущение блаженства, которое приходит, когда человек освобождается от всего, что делает его несчастным. Нарада утверждает, что разглядеть прему могут лишь те, кто уже постиг ее природу. Суть премы невозможно описать словами. В лучшем случае ее можно распознать по второстепенным признакам. Внешнее ее присутствие проявляется как дрожь, потоки слез, вставшие дыбом волоски на теле и прочее. Размягчение сердца также является внешним признаком, поскольку его можно постичь умом, хотя его можно отнести и к внутренним признакам, поскольку увидеть его внешне невозможно»
(«Брихад-Бхагаватамрита», часть 2).
Ум — это тоже внешняя энергия. Хотя он внутри тела находится, но относится к внешней энергии. Поэтому умом нельзя определить до конца и описать прему —нет возможности.
«Для тех, кто обрел прему, пылающий пожар мучений становится подобен нектарной воде Ямуны» («Брихад-Бхагаватамрита», часть 2).
Парадокс описывается. Внешне это выглядит как очень сильное страдание — то, что испытыют гопи в разлуке. Если подробно описать симптомы их страданий в разлуке всех враджаваси, то мы будем в шоке.
Человек подумает: «Зачем же эти страдания? К чему же я пришел? Я уходил от материальных страданий, а пришел к еще большим страданиям!»
Внешне выглядит, как очень сильные страдания. Они не спят, не едят, они почти не дышат, они почти ничего не понимают во внешнем мире в этом состоянии разлуки. И как они живут — никто не знает. Это какое-то особое состояние, и никто при этом не умирает. Это то, что видел Уддхава во Вриндаване, когда приехал по просьбе Кришны. Печи заросли паутиной. Как они жили? Коровы просто лежали и даже не щипали траву на пастбище. Все были в состоянии между жизнью и смертью. И так продолжалось долгое время.
«Пылающий пожар их мучений становится подобен нектарной воде Ямуны. И в то же время он их обжигает. Яд для них словно нектар, а нектар — словно яд. Смерть для них — это счастье, а жизнь — всего лишь продолжение страданий. Тому, кто опьянен премой кажется, что источники счастья приносят лишь боль, и наоборот. Другими словами, грань между счастьем и страданиями для них стерта. Такой человек ненавидит то, что приносит ему благо, ибо эти вещи напоминают ему о его Возлюбленном, которого он пытыется забыть. То же, что помогает ему забыть о Нем, он считает благоприятным».
Такое описание премы. Это невозможно описать: какое это счастье и страдание одновременно, но ни то, ни другое. Это не относится ни к счастью, ни к страданию. Это связь с Кришной. Это не называют ни счастьем, ни страданием. Это что-то вне этого, вне двойственности.
Е.М. Чайтанья Чандра Чаран прабху
31.07.2024 Вриндаван Парк, Казахстан
КНИГИ АЛЕКСАНДРА ХАКИМОВА НА САЙТЕ:
https://ok.me/oXy41#АХакимов #Хакимов #ЧайтаньяЧандраЧаранПрабху
Комментарии 1