(Откровение 20:11-15)
Однажды рано утром молодой адвокат, которому не спалось, размышлял о своем будущем. В голове сами по себе возникали вопросы:
— Что ты будешь делать, когда станешь членом адвокатской коллегии?
— Буду работать юристом.
— А что потом?
— Разбогатею.
— А что потом?
— Уйду на пенсию.
— А что потом?
— Умру.
— А что потом?
Ответ пришел не сразу, а после небольшой запинки: “Суд”.
Мысль, что он предстанет перед Богом для суда, изменила жизнь того молодого человека, как может изменить и вашу. Великого государственного деятеля Дэниэла Вебстера однажды попросили поделиться своей самой важной мыслью. Он ответил: “Самой важной мыслью, которая когда-либо приходила мне в голову, была мысль о моей личной ответственности перед Богом”.
Соломон писал: “Веселись, юноша, в юности твоей... и ходи по путям сердца твоего... Только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд” (Еккл. 11:9). Павел сказал философам в ареопаге: “...Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную...” (Деян. 17:30, 31). Коринфским христианам он писал: “Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово” (2 Кор. 5:10). Автор Послания к евреям утверждал: “...Человекам положено однажды умереть, а потом суд” (Евр. 9:27).
В первой части Отк. 20 мы видели судьбу сатаны. Позже, в главах 21 и 22, мы увидим судьбу тех, кто следует за Богом. Изучаемый нами текст (последняя часть главы 20) является мостиком между 20:1-10 и последними двумя главами Откровения. В нем показана судьба тех, кто упорно следует за сатаной. Весть стихов 20:11-15 предназначена для всех - включая и вас. В них провозглашается “пять фактов, которые вам надо знать о суде”.
СУДНЫЙ ДЕНЬ БУДЕТ
В стихе 12 мы читаем:
“И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни. И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими” (Отк. 20:12).
В Библии есть несколько описаний судного дня; одно из них - Мф. 25:31-46. В Отк. 20 судный день описан чрезвычайно сжато. Но, как отмечает Глассон, “это одно из наиболее впечатляющих описаний последнего суда из всех, несмотря на его сжатость”.
Наверное, сначала следует установить, что в Отк. 20:11-15 действительно говорится о последнем судном дне, так как некоторые считают, что это просто еще одно символическое изображение земного суда, который в свое время свершился над Римом. Такое возможно, но большинство авторов полагает, что здесь имеется в виду окончательный суд, и я с этим согласен. Примем во внимание следующее:
(1) Этой сцене суда предшествует то, что не предшествует никакому другому суду в Откровении: избавление от сатаны (20:10). Сатана будет брошен в ад лишь в конце нашей эры.
(2) В этом отрывке содержатся основные элементы последнего судного дня: мертвые воскресают, все стоят перед Господом в ожидании суда. Неправедные отправляются в ад, а праведные идут на небеса (см. Мф. 25:34, 41, 46). Рубел Шелли говорит: “Сцена суда здесь полностью согласуется со всеми другими фактами, о которых сообщается в остальных местах Нового Завета”.
(3) Эта сцена суда содержит еще один элемент, которого нет ни в одной другой картине суда в Откровении: уничтожение смерти (20:14). Смерть “истребится” только по окончании теперешнего царствования Христа (1 Кор. 15:25, 26).
(4) До сих пор в книге Откровение шло нарастание драматического эффекта. Если главы 20—22 продолжают говорить просто “все о том же”, тогда книга завершается спадом. Однако, как пишет Уэст, “в последней части 20 и в главах 21 и 22 содержится финал всей книги Откровение, и эти главы представляют собой полную и окончательную кульминацию. Без них книга была бы незавершенной”. По этим причинам я прихожу к выводу, что стихи 20:11-15 говорят о последнем судном дне.
Следует подчеркнуть, что в Библии говорится только об одном великом судном дне. Ранее я отмечал, что большинство премилленариев учит нескольким воскресениям. Многие также учат и нескольким судным дням. Однако Библия учит, что будет только один суд. Иисус часто говорил о “последнем дне” (Ин. 6:39, 40, 44, 54). Праведные воскреснут в “последний день” (Ин. 11:24), и нечестивые будут судимы в “последний день” (Ин. 12:48). Может быть только один “последний день” - тот день, когда мертвые воскреснут, когда все предстанут перед судом.
Первый факт, который вам следует знать о суде - это то, что судный день будет. Эдвард Мак-Доуэлл пишет: “В наших проповедях мы по большей части утратили... ощущение Божьей руки в истории, Его направления истории к определенной цели и завершению. Нам нужна... твердая уверенность в том, что Бог все ведет именно к завершению”. Это “завершение” и есть судный день. Жизнь на земле движется именно к этому кульминационному моменту. История мира однажды подойдет к нему.
ВАШИМ СУДЬЕЙ БУДЕТ ГОСПОДЬ
Приступая к описанию этого дня, Иоанн говорит:
“И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места” (Отк. 20:11).
Впервые мы увидели этот престол в главе 4: престол в центре вселенной. Здесь он назван белым, потому что Сидящий на нем свят. Он назван великим, потому что он превыше всякого иного престола.
Кто же этот “Сидящий на нем”? Престол назван “судным престолом Божьим” (Рим. 14:10; Восстановительный Перевод) и “судным престолом Христа” (2 Кор. 5:10; Восстановительный Перевод). На престоле восседают Отец и Сын, и оба судят. Павел говорил, что Бог “назначил день, который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых” (Деян. 17:31). В одном из посланий Павел пишет, что “Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа” (Рим. 2:16).
О Сидящем на престоле Иоанн пишет: “От лица [Его] бежало небо и земля, и не нашлось им места”. Эти слова могут означать, как пишет Шелли, конец “космоса, который мы знаем по нашим физическим ощущениям”. Иисус говорил, что “прейдет небо и земля” (Мф. 5:18). Петр писал: “придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят” (2 Пет. 3:10). Как мы увидим в следующей главе, ликвидация “прежних” небес и земли сделает возможным появление “новых” неба и земли (21:1).
В контексте, однако, подчеркивается не столько гибель вселенной, сколько Господня слава. “Сидящий на престоле излучает такой яркий всепоглощающий свет, что земля и небо исчезают, как роса на солнце” (Метцгер).
Второй факт, который вам надо знать о судном дне, - это то, что Судьей будет Господь. Однажды проститутку спросили о ее молитвенной жизни. Отвечая на вопрос, она сказала: “Бог не будет судить меня. Я вообще не думаю, что Бог будет судить кого-нибудь”. Такое убеждение облегчало ей жизнь, но оно не верно. В судный день Господь будет Судьей, и “истинны и праведны суды Его” (19:2).
БУДЕТЕ ТАМ И ВЫ
Иоанн продолжает:
“И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни. И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими” (Отк. 20:12).
Даже на суде “нет лицеприятия у Бога” (Рим. 2:17; см. Деян. 10:34). “Важные” и “неважные” - все призваны на суд. Не будет ни уклонившихся, ни исключений.
В следующем стихе сказано:
“Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерь и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим” (Отк. 20:13).
На протяжении всего Откровения смерть и ад связаны между собой (1:18; 6:8). “«Смерть» - общая судьба людей... а «ад» - их общее пристанище...” (Моррис). Вы, может быть, помните, что “смерть” была четвертым всадником в главе 6, за которым следовал “ад”.
На протяжении всей мировой истории смерть претендовала на тело человека, а ад - на его душу. В тот “последний великий день” смерть и ад будут вынуждены отпустить тела и души, которые они держали в заточении.
Слова “тогда отдало море мертвых, бывших в нем” не совсем понятны, потому что тела и души утонувших в море находятся у смерти и ада точно так же, как и умерших на суше. Многие авторы считают, что эти загадочные слова отражают общепринятое древнее представление, согласно которому важное значение для существования после этой жизни имело правильное погребение - которого не получили погибшие на море. Поэтому слова из 20:13 давали уверенность в том, что Бог может воскресить и воскресит всех мертвых - независимо от того, где и как они умерли. Что бы ни означали эти слова, их главная мысль такова, что никому не избежать суда.
Море, смерть и ад, отдающие своих мертвых, - это символы, выражающие идею воскресения мертвых. Иисус сказал, что “наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения” (Ин. 5:28, 29). По словам Павла, “будет воскресение мертвых, праведных и неправедных” (Деян. 24:15). Когда вернется Христос, “мертвые воскреснут”, а живые “изменятся” (1 Кор. 15:52), после чего все предстанут перед судом.
Некоторые отрицают, что праведные предстанут перед престолом в судный день; они утверждают, что это великое событие - только для неправедных. Я признаю, что в Отк. 20:11-15 акцент ставится на судьбе неверующих, но детали этого отрывка согласуются с общим библейским учением, что судный день задуман как для праведных, так и для неправедных.
Павел писал христианам: “Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое” (2 Кор. 5:10). В Рим. 2:6-8 он описывает, что произойдет в тот день Господнего праведного суда: “[Бог] воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев” (см. ст. 9-10).
Петр отмечал, что суд начнется “с дома Божия” (1 Пет. 4:17). В Мф. 25 творившие добрые дела судимы будут в одно время с не творившими добрых дел (Мф. 25:31-46). Даже книга Откровение указывает, что вознаграждение верных будет в то общее для всех время, когда будут судимы мертвые (Отк. 11:18). Писания учат, что когда-нибудь все мы должны будем предстать перед Богом. Одной из целей судного дня для верных, как представляется, будет оправдание праведных. Я знаю людей, которых обвинили несправедливо, и которые хотели получить свой “день в суде”, чтобы показать свою невиновность.
Означает ли это, что мы знаем все о суде? Означает ли это, что мы в точности понимаем, что произойдет? Означает ли это, что мы можем решить любую трудность, связанную с судом? Нет, нет и нет. Говоря о том, что лежит за пределами этой жизни, мы подобны нерожденным младенцам, рассуждающим о жизни, находящейся за утробой матери. Тем не менее, мы можем знать то, что Бог положил нам знать: будет судный день, каждый человек будет на нем присутствовать и каждый будет судим!
Третий факт, который вам надо знать о суде, - это то, что и вы там будете.
ВЫ БУДЕТЕ СУДИМЫ ПО ВАШИМ ДЕЛАМ
В видении Иоанна, когда великое множество стояло перед престолом, “книги раскрыты были”, “и судимы были мертвые по написанному в книгах” (ст. 12).
Божье Слово
Текст не дает нам много подробностей о раскрытых “книгах”, но мы можем быть уверены, что главной среди них будет Божье Слово. Иисус сказал: “Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день” (Ин. 12:48). Мы будем судимы не по писаниям людей - только по Библии.
Запись наших дел
Очевидно, некоторые книги содержат записи о жизни людей (их мысли, слова и поступки), ибо нам дважды говорится, что мертвые будут судимы: “сообразно с делами своими” (ст. 12), “по делам своим” (ст. 13).
Некоторые не согласны с тем, что мы будем судимы по нашим делам, но этот принцип проповедуется на протяжении всей Библии. Мудрец сказал: “Ибо всякое дело Бог приведет на суд и все тайное, хорошо ли оно, или худо” (Еккл. 12:14). Павел писал, что в судный день Бог “воздаст каждому по делам его” (Рим. 2:5, 6). Иисус говорил, что, когда Он придет в славе со Своими ангелами, “тогда воздаст каждому по делам его” (Мф. 16:27). Он же говорил христианам в Фиатире: “Воздам каждому из вас по делам вашим” (Отк. 2:23).
Кто-то может возразить: “Но ведь никто из нас не может сделать достаточно добрых дел, чтобы спастись”. Это правда (Еф. 2:8, 9), но вопрос не в спасении делами, а в делах как неоспоримом свидетельстве фактической связи человека с Богом. Наши дела показывают нашу веру (Иак. 2:18), выражают нашу любовь (Ин. 14:15; 1 Ин. 5:3) и дополняют наш ответ Господу (Иак. 2:21, 22; Еф. 2:10).
Некоторые рисуют в своем воображении ангелов, записывающих все наши слова и поступки. Более вероятно, что книги суть образ “всеведения Бога-Судьи, который все знает и ничего не забывает” (Питерс).
Тот факт, что жизнь всех людей “записана” на небесах, говорит о двух вещах: (1) важен каждый из нас и важно все, что мы делаем; (2) независимо от того, понимаем мы это или нет, каждая наша мысль, каждое слово и каждый поступок могут иметь свои последствия в вечности (см. Мф. 12:36).
Не могу представить себе ничего более неловкого, унизительного и ужасного, чем выставление напоказ всех до единого моих недостатков и грехов. Поэтому позвольте тут же заметить, что, как говорит Кэрд, “содержание книг определяется... решением Бога запомнить или забыть”. Слава Богу, что Он обещал забыть некоторые вещи (Иер. 31:34; Евр. 8:12)! В частности, Он не вспомнит тех грехов, которые омыты кровью Его Сына (Рим. 5:9; Еф. 1:7).
В этой связи Гарольд Хейзлип пишет: “Мартин Лютер рассказывал об одном своем сне, в котором дьявол зашел в комнату, вдоль стен которой стояли стеллажи с томами книг, и приказал ему читать. Вскоре он увидел, что в книгах его же рукой была описана его собственная жизнь. Сатана спросил: «Все здесь правда? Это ты написал?» Лютер вспоминал, что он страшно испугался, почувствовал себя несчастным и потерял дар речи, а дьявол взял книги и собрался уходить. И тогда он закричал: «Это правда, каждое слово правда, я писал это своей собственной рукой, но поперек всего этого напиши: Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха»”.
Если бы не было других причин креститься во Христа, кроме как чтобы очиститься Его кровью (Деян. 22:16), этого уже было бы довольно! Если бы не было иных мотивов для того, чтобы продолжать “ходить во свете” Божьего Слова, кроме как ради постоянного очищения этой кровью (1 Ин. 1:7), этого уже было бы достаточно!
В конце девятнадцатого века шведский химик Альфред Нобель однажды утром, встав с постели, прочитал в местной газете свой собственный некролог: “Вчера скончался изобретатель динамита Альфред Нобель, который придумал способ, позволяющий убивать на войне больше людей, чем когда-либо ранее; он умер очень богатым человеком”. На самом деле умер старший брат Альфреда, а репортер в некрологе все напутал. Но заметка очень подействовала на Нобеля. Он захотел прославиться благодаря чему-нибудь другому, нежели средству эффективного убийства людей и приобретению таким способом состояния. Поэтому он учредил Нобелевскую премию - награду для ученых и писателей за содействие миру. Нобель говорил: “Каждый человек должен иметь шанс исправить свою эпитафию еще при жизни и написать новую”.
Сегодня у вас есть такая возможность. Взгляните на свою жизнь так, будто она уже завершилась. Представьте, что бы открылось всем на суде, если бы вы умерли прямо сейчас. Если вам не понравится то, что вы увидите, то “перепишите” характеристику вашей жизни, немедленно обратившись к любящему и милостивому Господу!
В тот день многие захотят отдать все, что у них есть, чтобы внести хотя бы одно маленькое изменение - но тогда будет слишком поздно. Однако сегодня вы можете довериться Иисусу Христу и покориться Его воле, тем самым изменив не только одну небольшую часть записи, а всю ее целиком - омыв и очистив кровью Иисуса Христа!
Книга жизни
Открыта была и последняя книга: “И иная книга раскрыта, которая есть книга жизни” (ст. 12). Книга жизни неоднократно упоминается в Откровении (3:5; 13:8; 17:8; 21:27); это запись о верных Божиих. [В Синодальном Переводе слова “книга жизни” есть также в 22:19, но в лучших рукописях в этом месте стоит “дерево жизни” (см. Восстановительный Перевод, Славянское Евангельское Общество и Современный Перевод)]. В древнем мире правители вели реестры подданных царства; только в том случае если человек умирал или утрачивал свои права гражданства, его имя вычеркивалось. Книга жизни - это реестр взятых в Божий удел. Иначе говоря, в этой книге перечислены те, чьи грехи покрыты кровью Иисуса.
Проповедуя о судном дне, я иногда прошу людей представить себе, как записи человеческих жизней сверяют с Божьим Словом, а затем их имена ищут в книге жизни - последнем официальном документе. Ведь в стихе 15 говорится, что “кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное”. Нам еще раз нужно признать, что мы не знаем в точности того, что произойдет, но мы знаем то, что хочет открыть нам Бог. Когда мы предстанем пред Богом, откроются книги, и нас будут судить по этим книгам сообразно с тем, что мы сделали в этой жизни.
Четвертый факт, который вам надо знать о суде, - это то, что вы будете судимы по вашим делам.
ВЫ БУДЕТЕ ПОСЛАНЫ НА НЕБЕСА ИЛИ В АД
Сцена суда в Мф. 25 говорит о вечной судьбе как праведных, так и неправедных. “Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира»... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его»... И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную” (Мф. 25:34-46).
Однако в Отк. 20:11-13 в центре внимания те, кто отверг Божьи предложения любви. Прежде чем перейти к главам 21 и 22 и узнать о судьбе праведных, прочтем, что же произойдет с теми, кто последовал за сатаной.
Уничтожение смерти и ада
Последняя часть нашего текста начинается словами:
“И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая” (Отк. 20:14).
Смерть и ад в Откровении изображаются как два прожорливых и ненасытных чудовища, готовых поглотить все человечество. В стихе 13 нашего текста они вынуждены извергнуть свою добычу. Их предназначение потеряло смысл, и тогда сами они были ликвидированы. Павел сказал: “Последний же враг истребится - смерть” (1 Кор. 15:26).
Смерть и ад были брошены в “озеро огненное”. Сразу вслед за этим делается такое примечание об их последнем пристанище: “Это - смерть вторая”. В Библии слово “смерть” употребляется в смысле отделения: физическая смерть происходит, когда дух отделяется от тела (Иак. 2:26), духовная смерть наступает, когда наши грехи отделяют нас от Бога (Еф. 2:1; 1 Тим. 5:6; Ис. 59:1, 2), а “смерть вторая” - это вечное отделение от Бога (2 Фес. 1:8, 9; см. Мф. 7:23; 25:12)!
Судьба неподготовленных
“Смерть вторая” будет в “озере огненном” (ст. 14). В следующей главе мы читаем: “Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов - участь в озере, горящем огнем и серою; это - смерть вторая” (21:8). Туда уже были брошены союзники сатаны (19:20), туда был брошен сатана (20:10); теперь это место приготовлено для тех, кто позволил дьяволу и его помощникам управлять своей жизнью.
Иисус назвал это жуткое место “печью огненной” (Мф. 13:42). В других местах Он называл его “тьмой внешней” (Мф. 22:13). Поскольку огонь, как правило, дает свет, а не тьму, то Иисус, вероятно, пытался образно описать неописуемое. Это не умаляет ужасов ада, а усиливает их. Вспомните о ночных кошмарах, вспомните о жгучей боли ожога. Увеличьте эти ужас и боль в триллион раз, растяните их до бесконечности, и все равно вы не сможете выразить то, как на самом деле страшен ад.
Многие хотят верить в небеса, но не в ад; однако та Книга, которая открывает одно, говорит и о другом. Если вы не верите в то, что Библия говорит об аде, вы не можете верить и тому, что она говорит о небесах. Нравится это людям или нет, но “озеро, горящее огнем и серою”, есть.
Наш текст завершается словами, рвущими душу. Я не могу их читать без тяжести на сердце:
“И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное” (Отк. 20:15).
Бог не хочет, чтобы кто-либо погиб (2 Пет. 3:9). Он сделал все от Него зависящее, чтобы избавить людей от ада. Коффман пишет: “Христос раскинул Свои кровоточащие руки на кресте, чтобы никто не понес наказания проклятых, но предпочитающие не замечать этого должны взять на себя всю ответственность за последствия своей несостоятельности”.
Пятый факт, который вам нужно знать о суде, - это то, что по его завершении вас отправят либо на небеса, либо в ад.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Однажды, когда один проповедник закончил свою проповедь, один мужчина выразил желание вернуться к Господу. Он рассказал проповеднику свой страшный сон. Был судный день, и Господь читал из книги жизни. Бог говорил то одному, то другому: “Хорошо!” И вот Господь подошел к тому месту, где должно было стоять имя этого человека, но оно так и не прозвучало. Он зашел за трон и заглянул через плечо Господа в книгу жизни. Его охватил ужас, когда он увидел, что его имя вычеркнуто! Мужчина признался проповеднику: “Я знал, что мне нужно делать как христианину, но не делал этого. Но теперь я хочу вернуться. Хочу вернуть свое имя в книгу жизни Агнца!”
Некоторые моменты в Отк. 20 трудно постичь, но самое важное понять не трудно. Джей Локхарт дает такой отличный совет: “Вместо того, чтобы путаться в сенсационных домыслах, лучше позаботимся о том, чтобы наши имена были вписаны в книгу жизни!”
А ваше имя есть в книге жизни Агнца? Вы выразили свою веру в Иисуса через покаяние и крещение (Деян. 2:37, 38; Гал. 3:26, 27)? Вы сохраняете свою верность Богу (Отк. 2:10; 3:5)? Если ваше имя никогда не вносилось в книгу жизни или же было вычеркнуто из нее, не ждите, не раздумывайте. Позаботьтесь об этом сегодня!
> ПРЕДЫДУЩИЙ УРОК
#Откровение #ВсеПроповеди #Ад #Возмездие #Заблуждения #БожийСуд
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев