(Прочтите Наум 1—3)
Ни один читатель никогда не усомнится в том, что пророчество Наума говорит о мщении Бога. Хотя «Господь долготерпелив» (1:3), и «благ Господь», и «убежище в день скорби» (1:7), пророк обращает внимание на другую сторону Бога. Пророк заявляет, что «мститель Господь и страшен в гневе» и «мстит Господь врагам Своим» (1:2).
Тема мстительности Бога заставила некоторых сомневаться в ценности книги Наума. Джеймс Брукнер пишет: «Книгу Наума тяжело читать, особенно христианам, которые серьезно относятся к заповеди Иисуса любить врагов своих (Мф. 5:44; Лк. 6:27-30)». Три вопроса возникают в связи со мщением.
1. БЫВАЮТ ЛИ СИТУАЦИИ, КОГДА ЖЕЛАНИЕ ОТОМСТИТЬ МОЖНО ОПРАВДАТЬ?
Некоторые не одобряют ни принцип, ни само мщение, будь оно со стороны Бога или со стороны человека. Всегда неправильно, утверждают они, наказывать жестокость жестокостью, убивать людей за то, что они убили других людей. Откуда бы ни возникла такая идея, она не соответствует ни человеческой природе, ни библейскому учению.
Человеческая природа
«Мщение» можно определить как наказание за преступление с целью восстановления состояния праведности. Как написал один человек, «Мщение, при котором правый возвращается в прежнее положение, отражает чувство справедливости». Причина мщения — в чувстве дисбаланса, в ощущении того, что в мире творится что-то неправильное. Подобно тому как некоторые люди испытывают дискомфорт, пока криво висящая на стене картина не будет выровнена, и подобно тому как практически все предпочитают хаосу порядок и бессмысленности смысл, людям естественно хотеть порядка и в нравственной сфере. Почти повсеместный вопль: «Это несправедливо!», когда люди чувствуют, что их неправомерно обидели, свидетельствует о том, что люди жаждут справедливости. Поэтому требование мщения — исправления нанесенного зла через наказание обидчиков — естественно и присуще всем людям.
Библейское учение
Не только человеческой природе свойственно желать отмщения, но и мщение (возмездие, воздаяние) одобряется и даже требуется в библейских законах. Справедливость проявляется в действиях Бога. После потопа Бог сказал: «Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека» (Быт. 9:6). Закон Моисея предписывал за нарушение его уставов разные виды наказания, вплоть до смертной казни за тяжкое преступления. Новый Завет подтверждает право государства наказывать преступников (даже, похоже, предавать их смерти; Рим. 13:1-5). Бог представлен в Библии не только как Бог любви, но и как Бог гнева (см. Рим. 11:22; 2 Фес. 1:8; Евр. 10:27-31; Отк. 20:11—21:8). В библейской истории много примеров того, как Бог воздавал людям — как отдельным личностям, так и народам, как Израилю, так и его врагам. Говорить, что мстить плохо в принципе, — значит отрицать ясные библейские учения. Те, кто верит в богодухновенность Библии, должны верить и в то, что Бог по Своей абсолютной святости и справедливости имеет право мстить Своим врагам. В наше время мы не должны мстить за себя, когда нас преследуют как христиан, но должны позволить Богу отомстить за нас: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божьему. Ибо написано: “Мне отмщение, Я воздам, — говорит Господь”» (Рим. 12:19).
2. ИМЕЕМ ЛИ МЫ ПРАВО РАДОВАТЬСЯ, КОГДА БОГ МСТИТ ДРУГИМ?
Даже признающие, что Бог вправе мстить Своим врагам, могут все равно задумываться от том, какой должна быть на это подобающая реакция с нашей стороны. Чтобы помочь людям понять, почему Наум (и другие) радовался гибели Ниневии (см. 1:15; 3:19), Глисон Арчер поделился следующими наблюдениями. (1) Радость Наума по поводу падения Ниневии, столицы Ассирии, не следует принимать за «проявление националистического фанатизма и мстительной злобы». Будучи Божьим пророком, он говорил, как человек полностью преданный воле Господа на земле. (2) Наум желал, чтобы Бог защитил Свою святость перед народами, ибо бесчеловечное обращение ассирийцев с подневольными народами было бунтом против Него. (3) Только сокрушительное поражение Ассирии «могло научить мир, что в конечном счете не кто сильнее, тот и прав, и что даже самый могущественный безбожник абсолютно беспомощен перед справедливым гневом Яхве».
Народ Божий радуется уничтожению врагов Божьих не столько оттого, что счастлив видеть гибель тех, кто мучил его, как оттого, что Божье дело торжествует — что Бог демонстрирует, что Он действительно свят, справедлив и способен усмотреть, чтобы справедливость была, наконец, осуществлена и зло в полной мере наказано. Поэтому нет ничего в своей основе плохого в том, чтобы радоваться гибели нечестивых, если эта радость вызвана желанием видеть торжество справедливости и наказание зла.
3. ОПРАВДЫВАЕТ ЛИ СЕГОДНЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БОГОМ ОТМЩЕНИЯ НАШЕ СОБСТВЕННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ОТОМСТИТЬ?
Иногда протест против изображения Бога как Бога мщения вызван страхом, что, если признать, что Библия в каком бы то ни было виде допускает месть, у людей появится оправдание для своей личной мести. Общеизвестно, что в прошлом некоторые христиане, неправильно поняв и применив Писание, оправдывали ими, например, крестовые походы против мусульман, сожжение ведьм и личную месть. Однако признание библейского учения о Божьем возмездии необязательно приводит к таким зверствам.
Во-первых, Бог больше не ведет дела с народами так, как Он вел с Израилем в ветхозаветные времена
Он иногда мстил Своему народу, и Он мстил другим народам за то, как они обращались с Его народом. Сегодня ни один народ — ни христиане, ни другие — не является эквивалентом ветхозаветного Израиля. Духовный Израиль в настоящий христианский век — это церковь, а церкви запрещено поднимать оружие против врагов Божьих (Еф. 6:10-17). Если мы не хотим погрешить против Библии, то должны признать, что в период действия Ветхого Завета Бог (имея на то основания) иногда использовал Свой народ для отмщения другим. Однако, будучи верными Библии, мы должны также сказать, что Бог больше не дает полномочий Своему народу использовать силу для защиты Его дела.
Во-вторых, Бог не дает (и никогда не давал) разрешения на личную месть
Хотя в ветхозаветные времена Бог требовал от близкого родственника («мститель за кровь»; Втор. 19:6, 12) отомстить за смерть человека; такая месть, которую осуществлял данный человек, регулировалась законом. Так общество решало проблему убийства. Кроме того, закон «глаз за глаз» (Исх. 21:24) никогда не оправдывал личную месть. При Новом Завете христиане повинуются гражданским властям и признают за ними право требовать соблюдения закона и наказывать правонарушителей. Нам не разрешается мстить за себя; наоборот, нам сказано любить наших врагов, творить им добро и молиться за гонителей наших (Мф. 5:38-48; Рим. 12:20). Еще раз: если мы хотим быть верными Писанию, то должны признать, что Бог осуществлял мщение в ветхозаветные времена, но сегодня Он не дает полномочий христианам поступать так же.
Признание библейского учения о Божьей мести не обязательно заставляет и не должно заставлять сегодня христиан думать, что Бог разрешает нам мстить нашим врагам или врагам Бога. https://dzen.ru/a/Znm-LBgesS7IV_-q #Возмездие #ВопросОтвет #Заблуждения #МиниУроки
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2