Николай Лосский (1870-1965) был в 1922 году выслан из Советского Союза в числе большой группы представителей интеллигенции (более 100 человек), которые не разделяли идеи марксизма. Как выразился тогда Троцкий, «для расстрела не было оснований, поэтому решили их выслать».
С самых первых страниц Лосский, что называется, "берёт быка за рога". Книга начинается так: «Русская культура XlX и начала ХХ в, имеет всемирное значение. Следует отметить, что национальная культура приобретает известность во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней, становятся достоянием всего человечества. Прежде всемирное значение имела культура Древней Греции и Древнего Рима. В настоящее время такое значение имеет культура Англии, Франции, Германии и Америки. Русская культура …, несомненно, также имеет всемирное значение.»
Очень похоже, что на написание книги Лосского вдохновил труд Бертрана Рассела «История западной философии», во всяком случае, имя этого автора упоминается.
Русские философы распределены хронологически в соответствии с их философскими предпочтениями.
Наиболее содержательная и интересная часть посвящена славянофилам 19 века. Самым значимым представителем этого направления был В.С.Соловьев, философские идеи которого достаточно подробно раскрыты в книге. Николай Федоров пожалуй самый оригинальный из последователей этой школы. Он считал, что главной целью науки должно стать достижение возможности воскрешения всех поколений людей, когда-либо живших на земле. Также интересно написана глава об авторе идеи соборности Хомякове.
Из западников только Чаадаев оставил заслуживающие внимания философские произведения. Белинский и Герцен были в большей степени литераторами, чем философами.
Нигилисты Писарев, Чернышевский , Добролюбов, выставлены скорее в анекдотическом свете. В качестве примера можно привести высказывание Писарева о том, что «пара башмаков имеет большую ценность, чем все произведения Шекспира, вместе взятые».
Из разделов о философах 20 века, наибольший интерес представляют главы о Павле Флоренском и Николае Бердяеве.
Основной представленный в книге Лосского пласт русских философов, по меньше мере тех, которые оставили после себя значительные труды, должен быть отнесен к школе Владимира Соловьева. Все они являются либо предшественниками Соловьева, либо его последователями, разделявшими значительную часть его идей. Представители всех прочих школ и направлений, таких как, позитивисты, рационалисты, символисты, и т.д., похоже действительно не оставили серьёзного философского наследия, при том что они являлись заметными фигурами русской культуры, науки, общественной жизни и историческими деятелями. Большинство из тех, кто застал революцию, покинули страну и прожили последующие годы жизни в странах Европы и Америки.
В целом книга производит сильное впечатление именно с точки зрения восприятия классической русской философской школы, как важной составной части русской культуры и науки. Особенности именно русского классического философского подхода, как кажется, заключаются в синтезе на основе идей христианского мировоззрения двух европейских направлений - идеализма и рационализма.
Лосский уделяет очень малое место в своей книге последователям марксистской философии и идеям диалектического материализма. Это существенный недостаток книги, которая озаглавлена «История русской философии», и следовательно претендует на полное раскрытие темы. Как бы кто ни относился к Ленину и его идеям, но следует признать, что с точки зрения как масштаба творчества, так и масштаба личности и степени влияния на русскую и мировую историю, его следует отнести к наиболее значимым деятелям, в том числе и философской науки. Также несомненно, что советская философская школа марксизма-ленинизма оставила значительное наследие, которое ещё нуждается в осмыслении. В главе, посвященной диалектическому материализму, Лосский чрезвычайно кратко и с плохо скрываемой неприязнью касается основ этого учения и очень бегло упоминает Ленина и ещё несколько фамилий. Но каким бы кратким не был этот экскурс, он будет весьма полезен для прочтения, и может пробудить интерес к этому философскому направлению. Диалектический материализм в изложении Лосского совсем не похож на грубый механистический материализм, каким его принято считать, и который сводит все процессы примитивно к химическим и физическим явлениям. Оказывается в своем основании диалектический материализм вполне может оказаться синтезом материализма и идеализма. Во всяком случае такой вывод можно сделать из тех цитат Ленина, которые приведены в книге.
Наиболее важным недостатком книги следует считать полное замалчивание темы Второй Мировой войны (книга вышла в 1952 году). Деятели русской эмиграции по разному восприняли Великую Отечественную войну, которая стала одним из самых значимых переломных моментов в истории России и русского народа. Это замалчивание выглядит очень красноречиво. Гораздо более уместным было бы дать оценку позиции, занятой русскими философами за границей по этому вопросу.
Книга Лосского талантливо написана, после её прочтения гарантированно появляется желание познакомиться с произведениями русского и советского философского наследия. Во всяком случае, по некотором размышлении, складывается впечатление, что русскую и советскую философскую школы необходимо будет однажды рассмотреть в совокупности, с точки зрения их роли в русской культуре и науке, а также оценки их вклада в мировое наследие.
© 2022
#книги
#books
#философия
#историяроссии
#история
#лосский
Нет комментариев