Повесть «Старик и море» получила Нобелевскую премию по литературе в 1954 году, и одно только это должно бы заставить отнестись к произведению со всей серьёзностью. Да и Хэмингуэй — признанная величина в американской и мировой литературе.
Однако, достаточно прочитать в первом абзаце книги, что «…Вот уже восемьдесят четыре дня старик ходил в море и не поймал ни одной рыбы…» — да, стоит только прочесть эту фразу, и юмористическое настроение уже не покинет вас до самой последней страницы.
Одинокий старик, проживший всю свою долгую жизнь в рыбацком посёлке на берегу океана, отправляется на очередную рыбалку, и ему попадается добыча, самая крупная из тех, что когда-либо доставалась ему и его знакомым. 6-метровый марлин, заглотив наживку и попавшись на крючок, утаскивает лодку старика в открытое море.
Весь сюжет книги заключается в борьбе старика с рыбой. Намучился он с ней действительно изрядно. Только вот русскому читателю сложно воспринимать серьёзно пафос американца Хэмингуэя.
Начнем с того, что борьба отнюдь не является схваткой равных противников. Старик может в любой момент по своему усмотрению перерезать леску и отправиться домой (понятно, что рыба лишена этого преимущества и не может «выйти из игры»). Никакие высокоумные рассуждения Хэмингуэя о стойкости и мужестве не способны отменить тот простейший факт, что «подвиг» героя заключается в банальном убийстве жертвы, не способной оказать настоящего сопротивления.
Книга полна бытовых противоречий и странностей. Старик, будучи самым опытным рыбаком в деревне, отправляется на рыбалку без элементарного запаса пищи и воды. Мы по наивности привыкли даже в трёхчасовой поход на природу брать с собой кое-какие припасы. Но нет, у Хэмингуэя всё по-другому, о таких прозаических предметах его герой не беспокоится, хотя и знает заранее, что рыбалка может затянуться на несколько дней. В результате старик, чтобы не умереть с голоду, ест в сыром виде пойманных летучих рыб вместе с костями и давится до тошноты ломтиками сырого же тунца (соль он тоже не догадался прихватить), а воду цедит по глоткам из единственной взятой с собой бутылки. А всего дел-то было, что бросить в лодку рюкзачок с провизией.
Такая же история и с рыбацкими снастями. Не позаботился старик ни о запасном гарпуне, ни о ноже. Как и следует ожидать, непредусмотрительность приводит героя к различным неудобствам и неприятностям, которые Хэмигуэй, тоже вполне предсказуемо, изображает с преувеличенным пафосом, пытаясь придать им содержание неких «ударов судьбы».
Однако, несмотря на все вышеперечисленные казусы, не следует быть чрезмерно строгим ни к незадачливому старику, ни к патетическому автору. «Старик и море» читается, что называется «на одном дыхании».
Книга содержит историю действительно увлекательного морского приключения, заставляет поволноваться вместе со стариком и разделить его охотничий азарт. За несколько дней своего рыбачьего скитания по океану старый рыбак проживает целую жизнь, насыщенную событиями и переживаниями.
«Старик и море» — книга о судьбе и смысле жизни. Открытое море — превосходный фон для изображения человеческого одиночества и уязвимости. Люди — пылинки во Вселенной. Описание рыбацкого посёлка и жилища старика вместе с короткими набросками из истории его жизни — это прямо-таки воплощение идей фатализма, предопределённости и конечности существования.
Повесть Хэмингуэя — это ещё и захватывающая дух картина Океана. Безбрежная морская даль, закаты и рассветы, летучие рыбы, акулы, — читатель чувствует всё это, как будто сам находится в рыбацкой лодке.
«Старик и море» — рассказ о стойкости и упорстве. «Не сдаваться, никогда не сдаваться, бороться до самой последней минуты, и будь что будет» — такая фраза хоть и не звучит в книге, но может считаться главным принципом жизни старика. И этот постулат очень понятно, по-человечески доходчиво, благодаря мастерству Хэмингуэя, достигает ума и сердца читателя. Надо сказать, что Хэмингуэй в собственной бурной жизни придерживался таких же правил, интересующиеся могут в этом легко удостовериться, почитав биографию писателя.
Ещё одна интересная особенность «Старика и моря», мимо которой никак не сможет пройти русский читатель, – это описание мира и образа жизни, совершенно нам не знакомых, экзотических и странных. Мы легко схватываем бытоописания города или деревни, лесные и сельские пейзажи, но образ Океана, как он изображён Хэмингуэем, почти столь же удивителен, как если бы речь шла о путешествии на другую планету. Картины одиночества, стойкости, борьбы, дружбы, — всё это, безусловно, знакомо, но Хэмингуэй показывает их с новой, необычной для читателя, точки зрения. Одним словом, впечатление от прочтения книги гарантируется.
© 2023
Комментарии 1