Пишет имам аль-Ляляка‘и (ум. 418 г.х.):
Аль-Мунзир ибн Джарир передал от своего отца, который сказал: „Мы были у Пророка ﷺ и он сказал: „Кто ввел в Исламе добрый обычай, который потом соблюдался и после него, тот получит за него вознаграждение, а также вознаграждение того, кто ему последовал до Судного Дня, и это не уменьшит их награды. Кто же ввёл в Исламе плохой обычай, который потом соблюдался и после него, тот получит грех, а также грех того, кто ему последовал до Судного Дня, и это не уменьшит их греха“
(Хадис передали Муслим в своем «Сахихе» (1017); ат-Тирмизи в «Сунане» (2675) назвав его хорошим и достоверным, Насаи «Сунан» (5/75); Ибн Маджа «Сунан» (203); Ахмад в «Муснаде» (4/357,358,361); ад-Дарими (518), и Абд-ар-Раззак в своем «Мусанафе» (11/466).).
Джарир (رضي الله عنه) передал: „Посланник Аллаха ﷺ произнес перед нами проповедь и сказал: ‹[Человек,] который положит начало какому-нибудь хорошему обычаю, [получит] награду [не только] за это, но и награду тех, кто станет придерживаться этого обычая, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю, [понесёт на себе] как бремя самого этого греха, так и бремя грехов [всех], кто станет придерживаться этого обычая, что не облегчит бремени их собственных грехов ни на йоту!›“
(Хадис передал Муслим в своем «Сахихе» (1017) (2/706).).
…
Абу Хурайра (رضي الله عنه) передал, что посланник Аллаха ﷺ сказал: „Кто ввел добрый обычай, указывающий на правильный путь, и которому последовали, тот получит за него вознаграждение, подобное вознаграждению тех, кто ему последовал, и это не уменьшит награды последних. Кто же ввёл плохой обычай, ведущий к заблуждению, и которому последовали, тому будет записан грех, подобный греху тех, кто ему последовал, и это не уменьшит греха последних“
(Хадис передали ат-Тирмизи (2674); Ибн Маджа (207) и ад-Дарими (519). Иснад этого хадиса слабый, поскольку Хасан Басри не слышал хадисы от Абу Хурайры, а Суфьян ибн Хусейн много ошибался. Однако в пользу этого хадиса свидетельствуют другие хадисы, упомянутые выше.)
См.: «Шарх усуль и‘тикад ахлю-с-Сунна ва-ль-джама‘а, мин аль- Катаб ва ас-Сунна ва иджма‘ ас-Сахаба ва ат-Таби‘ин ва ман ба‘дахум»
Разъяснение основ вероубеждения последователей сунны и единой мусульманской общины из Корана, Сунны и консенсуса сподвижников и последователей.
Автор: Абу-ль-Касим ХибатуЛлах ибн аль-Хасан аль-Лялякаи.
Имам аль-Лялякаи привел это под главой:
«ИЗЛОЖЕНИЕ ТОГО, ЧТО ПЕРЕДАЕТСЯ ОТ ПРОРОКА ﷺ, ОТНОСИТЕЛЬНО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ТОМУ, КТО СОХРАНЯЕТ СУННУ, ОЖИВЛЯЕТ ЕЁ И ПРИЗЫВАЕТ К ЕЁ СОБЛЮДЕНИЮ.»
[Примечание не из книги]:
Шейх Сыддикъ Хасан Хан сказал: “На этот хадис и подобные ему опирались некоторые в качестве довода, что дозволено вносить в религию хорошее нововведение! Однако нет в этом хадисе никакого довода на это, поскольку под словами «сунна ханаса» в этом хадисе речь идет о совершении деяний, основанном на уже узаконенной Сунне, берущей начало от пророка (мир ему и благословение Аллаха), а не совершение чего-либо нового, у чего нет основы”. См. “ас-Сирадж аль-уаххадж” 10/420.
Чтобы понять то, о чем говорит посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в этом хадисе, следует привести его полностью: Джарир ибн ‘Абдуллах рассказывал: “Однажды в начале дня, когда мы находились у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), к нему пришли полунагие люди, одетые в полосатые куски шерстяной ткани, в которых они проделали дыры для своих голов, и опоясанные мечами. И большинство из них, а скорее всего все они были из племени мудар.
При виде их крайней нужды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) изменился в лице и зашел к себе в комнату, а потом он вышел и повелел Билялу, который сначала прокричал призыв к молитве, а потом объявил о ее начале.
И пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил эту молитву, а потом обратился к людям с проповедью и сказал: «О люди! Бойтесь вашего Господа, создавшего вас из одного человека, и создавшего из него же пару ему и рассеявшего от них (по земле) множество мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха именем которого вы просите друг друга, и бойтесь разрыва родственных связей! Поистине, Аллах – Наблюдающий за вами!» (ан-Ниса 4: 1).
А затем он прочитал еще один аят из числа последних аятов суры “Собрание”: «О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха, и пусть посмотрит человек, что приготовил он для завтрашнего дня» (аль-Хашар 59: 18).
А затем сказал: «Пусть же пожертвуют человек свой динар, или свой дирхем, или свою одежду, или са’ пшеницы или са’ фиников», – (и он продолжал перечислять) пока не сказал: «…или хотя бы половинку финика».
И после этого один человек из числа ансаров принес такой тяжелый кошель с серебром, что едва мог держать его в своей руке, а вслед за ним один за другим последовали и другие люди. И в конце концов я увидел, что на земле образовались две кучи – одна из еды, а другая из одежды.
И я увидел также, что лицо посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) засияло, будто позолоченное, и он сказал:
«Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит за это награду, а также награду тех, кто станет совершать это после него, что нисколько не уменьшит их собственных наград. Тот же, кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю в Исламе, понесет на себе как бремя самого этого греха, так и бремя грехов тех, кто станет совершать это после него, что нисколько не уменьшит бремени их собственных грехов!»”
Муслим 1017.
Узнав весь хадис, нам становится ясно, что имеет в виду пророк (мир ему и благословение Аллаха) под словами «хороший обычай». Речь идет о том, кто совершил что-либо благое из того, что установлено в Исламе, после чего за ним в этом последуют другие, т.е. о том, кто оживил Сунну.
И в данном хадисе речь шла о милостыне (садакъа), которая является узаконенной в Исламе и имеет шариатскую основу, в отличие от различных нововведений. Ведь в хадисе говорится: “И после этого один человек из числа ансаров принес такой тяжелый кошель с серебром, что едва мог держать его в своей руке, а вслед за ним один за другим последовали и другие люди”.
То есть, этот ансар был первым, кто понял и отреагировал на призыв пророка (мир ему и благословение Аллаха) сделать садакъа неимущим мусульманам, после чего его примеру последовали и другие мусульмане.
Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) и сказал после этого: «Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит за это награду, а также награду тех, кто станет совершать это после него, что нисколько не уменьшит их собственных наград».
Также то, что под «хорошим обычаем» речь идет о совершении Сунны понимается из похожего хадиса, переданного Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах): “Однажды один человек пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословения Аллаха), который стал побуждать людей дать ему милостыню. Один сказал: “Я имею то-то и то-то”, и не осталось ни одного человека в собрании, который не дал бы ему что-нибудь в качестве милостыни, много это было или мало.
После чего посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Кто начал что-либо хорошее, в чем за ним последовали другие, тот получит полную награду, и награду тех, кто последовал за ним, что не уменьшит их собственной награды. А тот, кто совершил что-либо плохое, в чем за ним последовали другие, понесет полную ответственность за это, а также ответственность за тех, кто последовал за ним, что нисколько не уменьшит их греха»”.
Ибн Маджах 204. Хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Таким образом, становится ясно, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не позволял никаких хороших нововведений в религии, и нет в этом хадисе никакого довода на это.
Во-первых, слово «Сунна» в словах: «ман санна сунна хасана» (кто положил начало хорошему делу), несет в себе языковое значение, а не шариатское. То есть, в данном хадисе под словом «сунна» подразумевается: «обычай», «путь» «дело». И невозможно, чтобы слово «сунна» в этом хадисе несло шариатское значение, поскольку это означало бы, что в Исламе также есть и плохая Сунна.
Ведь в таком случае слова: «ман санна сунна сайиа» (кто положит начало какому-нибудь дурному обычаю), означали бы то, что в Исламе есть и плохая Сунна, поскольку эти слова понимались бы так: «кто положит начало какой-нибудь плохой сунне…» По этой причине единственно правильное понимание этих слов: «хороший пример» и «плохой пример»!
Во-вторых, ни от кого из саляфов и ранних имамов не передается, чтобы они поняли слова «хорошее деяние (обычай)» в этом хадисе, как хорошее нововведение (бид’а хасана).
В-третьих, исходя из рассматриваемого хадиса, нам стало известно, что никто ничего нового в религии не совершил, и что сподвижник сделал садакъа, за которым в этом последовали другие. Таким образом, он просто оживил установленную Сунну, как милостыня. По этой причине многие имамы приводили этот хадис под главой: «О награде того, кто оживил Сунну», как например, это сделал имам аль-Лялякаи в своей книге «Шарх усуль аль-и’тикъад».
И прекрасно разъясняет смысл обсуждаемого хадиса и подобных ему, другой хадис, схожий с ним по смыслу: «Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду подобную награде всех тех, кто станет совершать эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды! А тот, кто внесет нововведение, которое будут совершать люди, понесет на себе бремя этого, что не уменьшит и бремени тех, кто совершал нововведения!»
Ибн Маджах 209, ат-Тирмизи 2677. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъауи, имам Ибн Хаджар аль-Хайтами и шейх аль-Альбани. См. “Сунан ат-Тирмизи” 3/128, “Шарх ас-Сунна” 1/198, “аз-Зауаджир” 1/98, “Сахих Сунан Ибн Маджах”.
Шейх Сыддикъ Хасан Хан после слов имама ан-Науауи к обсуждаемому хадису, что нововведение делится на пять видов (обязательное, желательное, запретное, порицаемое и дозволенное), сказал: “В этом хадисе нет никакого указания на такое деление! Поистине, в этом хадисе люди не совершили ничего нового, а последовали примеру пророка (мир ему и благословение Аллаха). И нет никакого довода на то, что нововведение делится на пять видов. А кто последовал за мнением о таком делении нововведения, не привел на это никакого довода!”
См. “ас-Сирадж аль-уаххадж” 3/565.
Шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубаракфури в отношении слов: «Ман санна сунна хасана», сказал: “То есть, тот, кто начал благое дело прежде других, как тот человек, который принес кошелек с серебром первым, став примером в благом для других. А что касается того, что его поступок был хорошим, то это известно из религии.
И смысл хадиса не о том, кто внес в религию что-то хорошее, о чем не было до этого известно из религии, что это хорошо, поскольку то, что неизвестно из религии как нечто хорошее, никогда не будет хорошим! И это указывает на негодность того, чему последовали некоторые, как деление нововведения на хорошее и плохое.
Поистине, любое нововведение – это заблуждение!
И здесь одно из двух: если это дело хорошее, то оно не может быть нововведением, а если это нововведение, то оно не может быть хорошим, даже если кому-то так кажется!
Например, молитва – вещь весьма хорошая, однако добавление сверхустановленных рака’атов в обязательной молитве – вещь весьма плохая, за совершение чего следует человеку каяться.
Также слова «Мухаммад – посланник Аллаха», это очень хорошие слова, однако добавление этих слов в конце азана является плохой вещью, за совершение чего человеку следует каяться.
И таково положение во всех благих делах, ибо то, на что указал шариат – не заменяется, не увеличивается и не уменьшается. И не говорится на что-либо «хорошая», кроме как если это соответствует шариату!”
См. “Миннатуль-мун’им фи шарх Сахих Муслим” 2/105.
Шейх Ибн ‘Усаймин относительно обсуждаемого хадиса сказал:
“Сказавший: «Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе» – это тот, кто также сказал: «Каждое нововведение – это заблуждение».
И не может быть так, чтобы правдивейший пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал что-либо, что опровергает его другие слова, как и не может быть такого, чтобы между его словами было противоречие!
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю», а не сказал: «Кто внесет нововведение».
И пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе», а нововведения не из Ислама. И он сказал: «хорошее», а нововведения не являются хорошими”.
См. «аль-Ибда’ фи камаль аш-шар’» 19-20.
[Конец примечания.]
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев