Коллаж Анатолия Евстропова
Почему, несмотря на все предостережения правоохранительных органов, люди попадаются в расставленные обманщиками ловушки и переводят крупные суммы на их счета?
Возможно, дело в том, что обычным гражданам противостоят организованные преступные группы, использующие современные электронные технологии и знания человеческой психики.
В последние годы на жителей России ежедневно обрушивался шквал звонков с целью выманить деньги. С такими попытками сталкивались до 80% наших сограждан. И, к сожалению, не все они были безуспешны. Злоумышленники, по разным данным, уже похитили у россиян от 5 до 14 миллиардов рублей.
НЕ ВЕРЬ УШАМ СВОИМ… И ГЛАЗАМ
Приведу несколько примеров из личного опыта общения с телефонными мошенниками. Первый раз это случилось более 10 лет назад, когда сын ещё учился в университете. Как-то утром раздался звонок и «сын» сообщил, что попал в полицию за драку. На вопрос, в каком он отделении, сказал, что не знает, и что сотрудники полиции сами со мной свяжутся. На этом разговор оборвался.
В тревоге я позвонила сестре, у которой были знакомые в полиции и попросила узнать, куда его увезли. Первое, что она сделала, — позвонила моему сыну на сотовый. Оказалось, что он у себя дома, и ни в какую полицию не попадал. А мне, скорее всего, звонили мошенники, чтобы выманить деньги за его «освобождение». Но я готова была поклясться, что слышала в трубке голос сына! Как они могли его подделать — для меня долго оставалось загадкой. Возможно, испуг так переформатировал моё восприятие? Однако позднее я узнала, что существуют компьютерные программы, позволяющие генерировать голоса. А сейчас можно создавать даже видео с любым человеком. Поэтому эксперты предупреждают: если вам по телефону или видеосвязи позвонил ваш родственник, друг, сослуживец и сообщил о случившемся несчастье — не спешите верить, а перезвоните ему или кому-то из его близкого окружения, чтобы уточнить информацию.
Потом было много случаев, когда от моих знакомых приходили СМС с просьбами одолжить взаймы крупную сумму. Позже эти же знакомые звонили и предупреждали, что их аккаунты взломали мошенники. Поступали телефонные звонки с предложениями различных банковских и прочих услуг. В отдельные дни их количество доходило до 10 и более.
Как у многих граждан, у меня уже выработалась привычка не отвечать на вызовы с неизвестных и подозрительных номеров. Но недавно мошенники испробовали на мне новую схему Fake Boss (поддельный руководитель), к которой я оказалась совершенно не готова.
РАЗЫГРАЛИ КАК ПО НОТАМ
В один прекрасный день в Телеграме мне пришло СМС от директора организации, где я работаю. Он сообщил, что якобы у нас идёт проверка персонала на причастность к экстремистской деятельности, и что мне может позвонить сотрудник ФСБ, чтобы задать несколько вопросов. При этом начальник особенно настаивал, чтобы я ни с кем из коллег не делилась этой информацией. А через 15 минут по тому же Телеграму позвонил некто, представившийся офицером ФСБ.
— На ваше имя оформлен кредит на 1 миллион рублей, деньги переведены за границу в поддержку украинских террористических организаций. Кто мог оформить кредит от вашего имени, кому вы передавали свои личные данные? У вас есть родственники на Украине? Нам необходимо это знать, чтобы выявить и пресечь мошенническую цепочку, — сказал собеседник.
Меня словно обухом по голове ударили. Кредит на миллион? Да мне таких денег за всю оставшуюся жизнь не выплатить! Да ещё обвинения в пособничестве террористам!
Решив, что достаточно напугал меня, собеседник перешёл к тому, ради чего затевался весь этот хорошо поставленный спектакль.
— Зная ваши персональные данные, злоумышленники могут похитить все ваши сбережения. У вас есть деньги на счёте в банке?
— Нет, все сбережения ушли на ремонт квартиры...
— А дома есть деньги?
— Осталось немного до зарплаты, — честно ответила я, всё ещё уверенная, что разговариваю с офицером госбезопасности.
— Сколько вы получаете? Когда у вас зарплата? — продолжал допытываться лже-сотрудник ФСБ.
И тут у меня в голове словно зажглась красная лампочка: «Стоп! Что-то не так!»
— А почему вы задаёте мне такие вопросы по телефону? Я вас не вижу, вашего удостоверения тоже не видела и отвечать не обязана, — твёрдо сказала я.
Видимо, смекнув, что «жертва» начала о чём-то догадываться, человек на том конце провода пригрозил уголовным преследованием за нежелание помочь спецслужбам и отключился.
«ЦЫГАНСКИЙ ГИПНОЗ»
О том, что от имени сотрудников полиции и ФСБ могут звонить мошенники, я, разумеется, слышала и раньше. Но совершенно не ожидала, что будет использована такая двухступенчатая схема. Как было не поверить, когда о звонке из спецслужб тебя предупреждает твой же начальник! При этом аферисты точно знали, где я работаю и как его зовут! Впрочем, как считают специалисты в области электронных технологий, все базы данных россиян уже давно гуляют по просторам Интернета. Часть похищена злоумышленниками, а порой мы сами легкомысленно предоставляем свои персональные данные. И число мошенничеств с использованием социальной инженерии, когда граждане добровольно передают сведения злоумышленникам, постоянно растёт.
Техника телефонного обмана сродни «цыганскому гипнозу». Сначала человека оглушают неприятным известием. Это делается для того, чтобы выбить его из психологического равновесия и лишить способности мыслить здраво. В таком состоянии его потом легче заставить выполнять все указания злоумышленников.
В некоторых случаях жертву обрабатывают сразу несколько несколько участников спектакля: «офицер полиции», «сотрудник банка», «сотрудник службы безопасности» и так далее. А в подтверждение своих полномочий могут даже пересылать в мессенджер сканы удостоверений.
Популярны звонки от «сотрудника службы безопасности банка», когда клиента пугают известием о том, что с его карты прямо сейчас пытаются списать крупную сумму. А чтобы помешать краже, надо назвать номер карты, CVV-код и код из СМС. Узнав их, аферисты получают доступ к денежным средствам клиента.
С внедрением банковских электронных сервисов процедура получения кредита упростилась не только для честных граждан, но и для мошенников. Если раньше для этого надо было не только лично посетить банк, но и привести с собой одного-двух поручителей, то теперь всё можно сделать онлайн. Пользуясь этим, аферисты присылают «сообщение от банка» об одобренном вам кредите, а для его оформления просят перейти по ссылке. Как только вы открываете её, деньги улетают жуликам, а на вас повисает долг.
Ещё один популярный способ — запрос «цифрового кода подтверждения». Например, человеку сообщают, что надо явиться в Пенсионный фонд для перерасчёта пенсии. А чтобы не терять зря время, лучше заранее записаться в электронную очередь. Для этого надо всего лишь переслать код из СМС. По той же схеме действуют мошенники, якобы предоставляющие услуги доставки. Человеку отправляют цветы или какой-то недорогой подарок, а спустя день-два запрашивают «код подтверждения доставки». Сразу после отсылки кода они получают доступ к Личному кабинету потерпевшего на Госуслугах и его банковским счетам.
СЛОВА, которые часто используют телефонные аферисты: «ФСБ», «МВД», «Центральный банк», «безопасный счёт», «сообщите код из СМС», «данные карты, паспорта, СНИЛС».
БУДЬ НАЧЕКУ!
В июле 2024 года вступил в силу закон, который повышает ответственность банков за осуществление операций по переводу денег клиентов. Закон обязывает кредитные организации до списания средств проверять все денежные переводы на наличие признаков мошенничества, включая сверку с базой данных Банка России о случаях и попытках несанкционированных переводов. Если деньги переводятся на сомнительные счета, или сомнения вызывает сама операция, банк может приостановить такие переводы или операции на 2 дня.
Кроме того, банки должны отключать дистанционное обслуживание мошенника при наличии информации от МВД о возбуждённом уголовном деле либо записи в книге учёта заявлений и сообщений о преступлениях. Если банк, получив такую информацию и видя, что средства переводятся на счёт, который используется злоумышленниками, все же осуществит перевод, то будет обязан возместить эти средства в полном объёме в течение 30 дней после получения заявления клиента, а при трансграничном переводе — в течение 60 дней.
Но прежде всего бдительность должны проявлять сами граждане. Если подозреваете, что с вашего счёта пытаются украсть деньги, первым делом позвоните в свой банк для отмены операции. И даже если деньги не успели украсть, обязательно обратитесь в полицию. В заявлении укажите время звонка и номер телефона, ФИО и «должность» того, кто вам звонил, содержание разговора. Если перевели деньги — сообщите отправленную сумму. Основание для уголовного расследования — статья 159 УК РФ, если мошенник уже получил от вас деньги, и часть 3 статьи 30 УК РФ (если ему это не удалось сделать). Если у вас есть запись звонка — приложите её к заявлению. Можно будет также заявить гражданский иск о возмещении ущерба, причинённого в результате действий мошенника.
10 способов обезопасить себя от кибераферистов
1. Не вступать в разговор с неизвестными людьми по телефону.
2. Не отвечать «да» на телефонный вызов. Используйте нейтральное «алло».
3. Не сообщать по телефону информацию о себе, паспортные данные, номера пин-кодов и карт.
4. Если пришло известие о несчастном случае с близким человеком, попытайтесь дозвониться до него или до его родственников и знакомых.
5. Можно поставить услугу от оператора телефонной связи, чтобы отсекать мошеннические вызовы.
6. Не переходите по сомнительным ссылкам в сообщениях.
7. Для оформления крупных кредитов приходите в банк лично.
8. Внимательно проверяйте адреса сайтов банков, интернет-магазинов, салонов красоты, чтобы не попасть на фишинговые (поддельные) сайты.
9. Не храните пароли в браузере или файле и чаще меняйте их.
10. Если всё же попались на удочку кибермошенников, как можно быстрее обратитесь в полицию.
Николай Кудаев, заместитель начальника отдела уголовного розыска УМВД России по г. Липецку:
— Телефонные мошенничества составляют до 90% незаконных способов выманивания денег у граждан РФ. В Липецкой области с начала 2024 года зафиксировано 5 тысяч подобных случаев. Причём количество таких преступлений увеличилось на 20%. Только за одну неделю жители области переводят мошенникам по несколько миллионов рублей. В реальности общая сумма похищенных у липчан денежных средств может быть гораздо больше, так как не все потерпевшие обращаются в полицию, особенно если сумма ущерба невелика.
Между тем, первое, что должен сделать человек, у которого обманным путём выманили деньги, — прийти в полицию и написать заявление. Эти сведения анализируются, и далее по ним проводится следствие. Важно помнить: ни один сотрудник полиции или других спецслужб не будет спрашивать, сколько денег на вашем счету, номера банковских карт и пин-кодов.
Схемы, которые применяют телефонные мошенники, очень разнообразны, и к каждому они стараются подобрать свой ключик, чтобы войти в доверие. Порой даже сотрудникам полиции или банка трудно объяснить человеку, что его хотят обмануть. Например, из банка нам сообщают, что их клиент пытается через банкомат перевести крупную сумму денег на подозрительный счёт. Мы подъезжаем к банкомату, находим его и просим не делать этого, так как он рискует потерять свои сбережения. Но человек нам не верит, убегает, потом находит другой банкомат и всё же совершает перевод. Деньги, естественно, уходят на счёт мошенников. Одна женщина даже уехала в другой город, чтобы там перевести деньги. Другая перевела аферистам почти 50 миллионов рублей, которые убедили её, что она таким образом выгодно инвестирует средства и получит хороший доход. Мы тоже пытались её предупредить — не поверила. А когда поняла, что её обманули, пришла к нам с просьбой найти преступников и вернуть ей деньги.
Много случаев мошенничества совершается при сделках на сайтах купли-продажи. Например, «продавец» просит скинуть ему на карту аванс в подтверждение сделки, а потом исчезает. Или «покупатель» для оплаты просит номер карты продавца, а затем код из СМС якобы для совершения банковского перевода, а на самом деле пытается войти в онлайн-банк продавца и списать деньги с его счёта. Порой покупателю приходит ссылка на сайт, где можно посмотреть фото или видео продаваемой вещи, машины или квартиры. Но, перейдя по ней, человек предоставляет мошенникам доступ к онлайн-банку.
Одно из последних ноу-хау — кража денег через маскировку вредоносных программ под баннеры с рекламой «обновления браузера».
Не секрет, что массированные телефонные атаки на жителей России идут через кол-центры, размещённые за рубежом и подконтрольные украинским спецслужбам. Найти и наказать преступников нет возможности, так как нет соответствующего соглашения с этими странами. Но часто телефонные аферисты используют дропперов — живущих в России людей, которые за вознаграждение предоставляют реквизиты своих банковских карт для совершения мошеннических сделок и обналичивания добытых таким путём средств. Их легче вычислить, и уже готовится к принятию закон об уголовной ответственности за такое посредничество.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
#5дек2024мошенники11лм
Комментарии 1