Стоит отметить, что наличие ракет тяжелого класса – шаг России приблизиться к полноценному изучению космоса, той же Луны и Марса. Ракета "Ангара" полезна стране и в плане вывода на орбиту военных спутников. По словам Эйсмонта, у "Ангары" довольно сложная судьба. Данный проект был предложен чуть ли не 20 лет назад как разработка семейства носителей для разных целей: среднего класса, тяжелого или легкого. Сейчас разработана "Ангара-А5", ее относят к тяжелому классу.
То, что запускалось и запускается с помощью носителя "Протон", это все может делать "Ангара". Ее характеристики практически совпадают с характеристиками "Протона". Но есть существенная разница. "Протон" в свое время был разработан как баллистическая ракета для доставки той самой "Царь-бомбы", напомнил Эйсмонт. События развивались так, что вряд ли такая бомба кому-нибудь понадобится. Уже разработанная ракета была переориентирована в исключительно мирные задачи. В качестве баллистической она никогда не использовалась, пояснил собеседник Baltnews.
"К баллистическим ракетам есть требование: топливо в них должно быть долгового хранения: заправили и она стоит, ждет своего часа, который может быть никогда не наступит, слава Богу. У нас она называлась "Воевода". По-видимому, эта ракета самая мощная в мире. Там пропасть головок, которая летит в цели. Сколько же такие ракеты простояли и ждали своего часа? Десятилетиями. Но топливо смертельно ядовитое: это гептил и азотный тетраоксид. Такие ракеты, если мягко сказать, неэкологичны. Все перешли на топливо недолгого хранения – кислород и керосин, кислород и водород. Поэтому "Протон" был того класса, с ядовитыми компонентами, а "Ангара" с вполне экологичными", – заметил Эйсмонт.
Отправная точка – Луна
Безусловно, человек осваивает космос не только для того, чтобы улучшить свою жизнь на Земле, но и узнать, есть ли жизнь на других планетах, возможно ли там найти ценные ресурсы – в 2022 году, например, российские ученые испытали прибор для поиска редкоземельных элементов на Луне и Марсе – или вообще другую цивилизацию.
"Одна из фундаментальных задач – понять, откуда взялась Луна. Посмотреть, есть ли там редкоземельные минералы. Пока их не обнаружили. Для того, чтобы стимулировать добычу ископаемых на Луне, чтобы это было экономически обоснованным, должны быть очень дорогие материалы. – рассказал Baltnews Натан Эйсмонт. – Такие есть, но есть ли они на Луне – это не очень ясно. Одно время была задача посмотреть, а нельзя ли на данной планете добывать Гелий-3, чтобы использовать его в качестве топлива для термоядерных электростанций. Идея оказалась из области фантастики. Даже если бы удалось, то не очень понятно, как строить реакторы, которые бы использовали Гелий-3. Одно время такая идея ходила. Она не показалась достаточно убедительной, чтобы направлять все усилия на это".
Кроме того, Луна – прекрасный полигон подготовки экспедиции на Марс. Полететь туда – мечта всего человечества. Наглядный тому пример – проект Илона Маска, финал которого – отправить экспедицию с целью превратить это в первый шаг к колонизации Марса. Колонизация выглядит сомнительно, но что касается экспедиции – то это вполне реально по нынешнему состоянию технологий, дополнил ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН.
Поэтому и американский проект "Артемида", цель которого – возвращение американских астронавтов на лунную поверхность спустя более 50 лет после последней миссии, строительство окололунной станции и подготовка условий для возможной колонизации Луны в будущем, с нами, скорее всего, надолго.
Что касается российского стремления к единственному спутнику Земли, то планируется отправка первого аппарата к Луне под названием "Луна-25": "Следующий аппарат будет "Луна-26" – спутник Луны, который позволит построить очень подробные карты поверхности планеты и провести исследования с орбиты спутника, чтобы подготовиться к "Луне-27". Там целая программа. Самый большой аппарат отправится с тем, чтобы возобновить более тщательные исследования в полярных областях", – сообщил Натан Эйсмонт.
Дорожная космическая карта
Четко обозначено, для чего Россия осваивает космос. Но на пути еще много надежд и практических воплощений. Основные из них на ближайшую перспективу:
- Развитие пилотируемой космонавтики, в которой РФ накоплен обширный опыт, начиная с первого полета человека в космос. Сюда входит создание автономной, национальной орбитальной станции (РОС), проект которой открыт для сотрудничества с зарубежными партнерами. Планируется, что она станет преемницей российского сегмента МКС;
- Переход 100% контроля госкорпорации "Роскосмос" над оператором "ЭРА-ГЛОНАСС". Это позволит "ускорить процесс коммерциализации продуктов госкорпорации", как отмечается в соответствующем указе президента РФ;
- Создание с Китаем подкомиссии по сотрудничеству в сфере спутниковой навигации. Цель – обеспечение совместимости глобальных навигационных систем ГЛОНАСС и "Бейдоу";
- Завершить работы по строительству Национального космического центра к 2024 году. Он станет одним из крупнейших центров космической отрасли в мире. Его создание позволит объединить на одной площадке ведущие организации ракетно-космической отрасли: центральный офис и ситуационный центр ГК "Роскосмос", отраслевые институты и предприятия, конструкторские бюро и другие объекты;
- Наращивание спутниковой группировки – приоритет номер один в сегодняшней деятельности "Роскосмоса". В первую очередь космических аппаратов, решающих задачи дистанционного зондирования Земли и связи.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Автор:
Анна Кузнецова
Нет комментариев