Аэропорт Елизово, утро
Экипаж самолёта Ан-2 готовился к рейсу в поселок Байково. На борту — 10 пассажиров и груз, хотя официально числилось лишь пятеро. «Лишние» заняли места в хвостовой части. Пилоты знали: взлетный вес превышает допустимый на 262 кг, но закрыли глаза. «Кукурузник» — машина выносливая, да и маршрут знакомый — всего 200 км над тайгой. Никто не ожидал, что этот полет станет уроком на грани жизни и смерти.
12:30. Нарушая минимумы
Погода в Байково ухудшалась: туман полз по долинам, видимость упала до 800 метров. Метеоминимум аэродрома для посадки по ПВП — 1500 м, но экипаж решил рискнуть. «Слепой» заход начался на высоте 300 м. Пилоты выключили приборы, перейдя на визуальный полет, — они рассчитывали разглядеть полосу сквозь пелену. Но туман оказался коварнее: через минуту самолет нырнул в белую мглу, где не было ни горизонта, ни земли.
Самолет снижался со скоростью 5 м/с. Второй пилот крикнул: «Надо уходить на второй круг!», но командир махнул рукой: «Вижу опору ЛЭП впереди — полоса близко!» Он потянул штурвал, пытаясь «прощупать» землю колесами. Ан-2, перегруженный и неустойчивый, словно пьяный, терял высоту
Удар, разрезавший тишину
Сначала колеса шасси задели кочку. Воздушный винт угодил в склон холма и разрушился. Обломки рассекли фюзеляж за кабиной, образовалась щель. Пассажиры, сидевшие на ящиках с грузом, получили травмы. Один мужчина, вылетел через пробоину и погиб мгновенно. Двое других, с переломами, застряли в обломках.
Расследование выявило цепь роковых решений:
Перегруз: 262 кг, смещение центра тяжести к хвосту сделало самолет неуправляемым при снижении.
Игра со СМУ: Посадка в условиях ниже минимума без контроля (диспетчер Байково не следил за рейсом, хотя оборудование работало).
Плохая видимость: Вместо ухода на второй круг пилоты упрямо искали землю.
Также комиссия установила:
Неоформленные пассажиры оказались родственниками сотрудника аэропорта. «Серые» перевозки были рутиной для отдаленных поселков.
Диспетчер Байково не имел доступа к данным о реальном весе рейса — бумаги экипаж заполнял «на глаз».
Руководство авиаотряда десятилетиями закрывало глаза на нарушения: «Кукурузники» считались «неубиваемыми».
Основано на реальных событиях. Некоторые детали изменены.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев