ПУТИНОМИКА: ГОВЯДИНА "СДЕЛАНО У НАС"
Не устаю удивляться предприимчивости российских предпринимателей. Удивляться их ушлости. Помню, в армии был у нас прапорщик словно писанный с наших "бизнесменов". Помню, как он открыто бахвалился своей основной жизненной позицией: чтобы не делать — лишь бы ничего не делать. Но деньги при этом получать. Вот российские предприниматели как этот прапорщик: чтобы не делать — лишь бы страну не развивать. Но деньги при этом грести лопатой. И лучше, если за счет бюджета.
С таким подходом к бизнесу общество сталкивается все последние 30 лет, когда основой ведения дел стало умение прихватить под себя какой-нибудь жирный советский общенародный актив, выжать из него максимальную прибыль, людей уволить, производство потерять, а потом обанкротить, выведя за рубеж полученную капусту. Это путь самых удачливых из них — самых эффективных. Ведь эффективность меряется объемом полученной прибыли, а не объемом произведенных благ для общества в целом, как было в СССР.
Самые удачливые бизнесмены были подпущены к Большой дележке, когда были розданы самые жирные и прибыльные активы из области нефте-, газодобычи и переработки. Или иные сырьевые отрасли типа черной и цветной металлургии, которые тоже породили ряд олигархов-миллиардеров типа Мордашева с Дерипаской. Клан Чубайса получил в собственность всю электроэнергетику и теплогенерацию. Тоже оказались очень жирные куски для извлечения прибыли на готовой советской инфраструктуре.
Но есть и менее удачливые бизнесмены из тех, кого не подпустили или они не успели к Большой дележке. Этим достались обрабатывающие отрасли типа машиностроение, станкостроения и прочего, где требуются голова, руки и прочие более сложные навыки, чем просто "купи-продай". Эти тоже избрали путь наименьшего сопротивления: сдача в аренду площадей, сокращение или закрытие производств. Или полное банкротство и продажа земли под бывшими заводами гигантами, которую мы наблюдали на примере ЗИЛа, Сталинградского тракторного и десятков тысяч других заводов и фабрик.
Те заводы, что выжили при таком подходе легли под иностранцев и переключились на сборку иностранных комплектующих. Иногда с сохранением отечественного шильдика на капоте авто или станка. Внешне, вроде, все наше, а копнешь — там все не наше:
Нет комментариев