Юлий Меллер родился в Эстляндской губернии в семье обрусевшего немца Александра Меллера и дочери странствующего итальянского музыканта Генриетты Пиутти. В начале 1890-х он перебрался в Москву, где удачно женился на девушке из семьи купца Брежнева, сказочно разбогатев в одночасье: вместе с невестой шло приданое — около 300 тысяч рублей. Меллер купил небольшое помещение на Садово-Триумфальной улице, где открыл крохотную слесарно-механическую фабрику. В штат взяли всего 10 рабочих. Сидя в полутёмном сарае, они мастерили из металлических тонкостенных труб всевозможное цирковое оборудование: трапеции, стремянки и лестницы. Чуть позже портфель заказов расширился за счёт выпуска труб для парового отопления. Но Меллер на этом не остановился.
В те годы и в мире, и в России набирал популярность велоспорт. Будучи заядлым велосипедистом, Меллер не мог не заметить этот тренд и наладил серийный выпуск велосипедов: гоночных, прогулочных, женских, детских. Бизнес шёл в гору. Меллер превратил фабрику в акционерное общество «Дукс Ю. А. Меллер» (лат. dux — вождь).
Довольно скоро фабрике стало тесно в привычных помещениях. Пожар в декабре 1900 года, который, впрочем, не обернулся серьёзными убытками (имущество было застраховано), заставил владельца быстрее искать новую площадку. Весной 1901 года Меллер выкупил участок в Тверской ямской слободе, недалеко от Белорусского вокзала, и заложил там новое здание, в котором трудилось уже более сотни рабочих. Уже тогда «Дуксу» удалось заключить первые контракты с военными. До начала Русско-японской войны на вооружение отдельных полков взяли несколько моделей велосипедов, сформировав тем самым «самокатные» подразделения армии.
В 1902 году для доставки пассажиров с вокзала до гостиниц выпустили электрические омнибусы. Транспорт был рассчитан на 10 человек. Из цеха вышли и автодрезины, которые одинаково хорошо двигались и по мостовой, и по железной дороге, а также аэросани. Освоили и выпуск мотоциклов.
Юлия Меллера всё больше интересовали перспективы воздухоплавания. «Дукс» участвовал в создании дирижаблей для военных. Судьбоносной стала поездка в Париж в 1908 году, где на первом международном салоне по аэронавтике Меллер среди прочих зрителей наблюдал за показательными выступлениями Уилбера Райта. Пример братьев из США вдохновлял российского предпринимателя, ведь они, как и он, начинали с продажи велосипедов.
Спустя год на «Дуксе» собрали два аэроплана по модели американского «Флайера». Почти сразу определилась стратегия производства на ближайшие годы: завод будет копировать лучшие западные образцы самолётов. По французской лицензии на «Дуксе» стали собирать монопланы «Блерио».
Руководство страны к тому времени всерьёз озаботилось созданием военной авиации. Меллер выиграл конкурс и получил первый госзаказ на «Дукс-1» и «Блерио». Условия контракта были жёсткими, но завод справился с нагрузкой, оставив конкурирующие авиапредприятия далеко позади. За четыре года завод Меллера поставил более 300 аэропланов.
Была, даже, попытка создания собственного самолëта, но успехом она не увенчалась и Меллер вновь сконцентрировался на том, что получалось лучше всего, — серийном выпуске апробированных французских аэропланов. К 1914 году «Дукс» выпускал по 15 самолётов ежемесячно.
С началом Первой мировой войны количество заказов выросло кратно. Завод был загружен на полную, собирая по 60–70 аэропланов, и всё равно не дотягивал до установленных государством планок. Снова не хватало мощностей и места, чтобы удовлетворять потребностям военных. Было решено расширяться за счёт близлежащих к «Дуксу» земельных участков. С 1914 года по 1917 год было построено 190, 382, 481 и 543 самолёта соответственно — рекордные показатели для российских авиазаводов.
На фоне роста антигерманских настроений в обществе Меллер решил взять фамилию жены, став Юлием Брежневым. Обстановка в стране накалялась, предприниматель решил эмигрировать, уехав во Францию, и не застал Октябрьский переворот. После него вернуть себе активы Меллер-Брежнев уже не смог.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев