«Ах, Антониони, Антониони… Эти намёки, полунамёки… И правильно, сколько можно сразу в лоб», - знаменитый монолог Аркадия Райкина удивительно точно передал самую суть творчества мастера.
Антониони и Бергман – это последние из могикан эпохи «великого авторского кино». Каждый из них создал свой неповторимый мир. И каждый хотел своими средствами донести до человечества мысль о бессмысленности и тщете всего земного, о страдании и одиночестве как константе человеческого бытия.
Антониони стал всемирно известен ещё в 50-е годы прошлого века и считался одним из крупнейших мастеров итальянского неореализма. Но в историю мировой культуры он вошёл благодаря фильмам, созданным в 60-е-70-е годы.
Их не так уж и много, и каждый становился мировой сенсацией, подлинным шедевром киноискусства. Критика называла Антониони «певцом отчаяния и отчуждения», «метафизиком человеческой некоммуникабельности», создавшим неповторимый, фантастический, завораживающий визуальный стиль, узнаваемый с первых кадров.
Этот стиль маэстро впервые представил в потрясающем и сегодня шедевре 1960 года «Приключение», где банальная авантюрная история исчезновения одной из героинь становится символом иллюзорности чувственного восприятия мира.
Затем последовали «Ночь» и «Затмение» - последний фильм был куплен для советского проката, где имел немалый успех, поскольку в главных ролях снимались молодые и безумно красивые Моника Витти и Ален Делон. Витти на долгие годы стала музой и спутницей жизни Антониони, а гениальный режиссёр увековечил самую сексапильную актрису итальянского кино в своих картинах.
Критики единодушны во мнении, что вершиной актёрской карьеры Витти стал фильм Антониони «Красная пустыня», в которой маэстро впервые обратился к цвету. До сих пор этот шедевр поражает глубиной метафизического исследования человеческого одиночества и поразительной «музыкой кадра», ставшей фирменным стилем Антониони.
В 1967 году гениальный режиссёр снимает самый, пожалуй, загадочный фильм послевоенного европейского кино – «Крупным планом» («Фотоувеличение, или «Блоу-ап») по рассказу крайне модного в те годы Хулио Кортасара. История преуспевающего фотографа, ставшего свидетелем убийства в парке, превращается в психодраму и философскую притчу об абсурдности и эфемерности и физической, и психической реальности.
Большой успех выпал и на долю картины «Забриски Пойнт», в которой Антониони выразил своё видение социального протеста западной молодёжи в конце 60-х-начале 70-х годов. Исключительное богатство образов, психоделические фантазии как режиссёра, так и музыкантов «Пинк Флойда» до сих пор производят грандиозное впечатление.
А знаменитая эротическая сцена в пустынных горах многими считается самой изысканной сценой такого рода в истории кино...
30 июля 2007 ушел из жизни выдающийся итальянский режиссер Микеланджело Антониони.
Его называют «поэтом отчуждения» — за то, что темой своих лучших фильмов он сделал одиночество, неустроенность, пустоту, но его также можно назвать и поэтом красоты, свободы и человеческой души, которой всегда слишком тесно в рамках, которые предлагает мир.
....Как-то раз, посетив рабочую мастерскую художника Марка Ротко, Микеланджело Антониони заметил: «Ваши картины — как мои фильмы… Они очень точные… и ни о чём».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев