И.Р. Габдуллин пишет, что фамилия Девлеткильдеевых в начале 18 века встречалась в таких селениях Темниковского уезда (до объединения с Кадомским уездом): Урей, Карги Адаево и Нижний Пишляй, а также Тарханове Шацкого уездов (ныне Республика Мордовия). «Позднее, в XIX в. Девлеткильдеевы упоминаются среди касимовских дворян и проживают в с. Коверское Касимовского уезда. С конца XVIII в. Девлеткильдеевы начинают переселяться и в Башкирию. Так, в д. Юмраново Уфимского уезда (ныне Кушнаренковский район Республики Башкортостан) поселилось семейство служилого мурзы Аликея Измайлова сына Девлеткильдеева (род. 1748). … В XIX в. Девлеткильдеевы проживали также в деревнях Крутояр, Адаево Краснослободского и Мочалейка Керенского уездов».
Вы думаете, что это все? Ошибаетесь.
В 2012 году на сайте TatarGen.Ru была опубликована статья М. Ишеева и М. Акчурина «Татарские князья-тёзки и происходящие от них фамилии», в которой авторы показали рода, имеющие двойников, т.е. рода никак не связаны между собой, но, т.к. у родоначальников одинаковые имена, то и фамилии оказались одинаковые.
Историки пишут: «В Мещерском крае нам известно два князя с именем Девлеткильдей. Первый из них - князь Девлеткильдей княж Тиняев сын Акишев впервые упоминается в 1557/58 г. (вся информация об этом роде показана выше). … О князе Девлеткильдее Аганине (ум. до 1609) нам известно из жалованной грамоты на княжение, данной Лжедмитрием II в 1609 г. его сыну кадомскому Ишмамету мурзе Девлеткильдееву. … До князя Девлеткильдея над чепчерской мордвой княжил князь Чет Аганин. Князь Ишмамет Девлеткилдеев упоминается в 1613 г. Казнен в 1652 г.». Из этих сведений следует, что был второй род князей Девлеткильдеевых, но … продолжения, видимо, у него не оказалось.
Остановимся и переведем дух. А потом, как говориться, «снимем шляпы» и поклонимся перед историками: ведь все понятно, и открыто начало многих родов, а у Девлеткильдеевых расписано целых два рода! О чем тут еще можно писать?! Покажите любого князя или мурзу Девлеткильдеева, и сразу будет определено его место в этих родословных.
Но вопросы есть, и есть проблемы, а не решенные проблемы порождают загадки, которые могут привести к нехорошим мыслям.
Начнем с малого, с вопросов. Вот пример: из выше сказанной информации видно, что все предки Девлет-Кильдея Тиняев были князьями и принадлежали роду Акишевых (смотрите, сколько поколений носило эту фамилию!!!), от которого произошли ветви остальных родов: Кленчеевых, Чекаевых, Дебердеевых, Бибарсовых, Макуловых и Девлеткильдеевых. Вопрос: это все рода, которые вышли из древа Акишевых? Вопрос не праздный. Есть татарские рода Тинеевых, а еще Акишевых (возможно, не один), и все они проживали в Темниковском и других уездах, но их родоначальников никто установить пока не смог. Даже сыновья Девлет-Кильдея: Байбарс, Кульбарс и Бибарс, были записаны как князья Тинеевы (Тиняевы), а куда потом пропала эта фамилия?
А теперь проблемы. Первая: древо Девлеткильдеевых, Бибарсовых и Макуловых вроде изучено полностью, но как присоединить к нему Ижбулата Булаева сына Девлеткильдеева и возможных его сыновей: Умряка и Кодряка Ижбулатовых детей Девлеткильдеевых, показанных в статье Мулланура Ишеева «Дело о дворянстве мурз Маматказиных, как источник информации по истории деревни Татарщино Тамбовской области»? Причем их сословие не написано.
Странно, но И.Р. Габдуллин также упоминает Ижбулата (Избулата) и «подкидывает» новое имя: «Кроме него в этом походе (Чигиринском в 1678 г.) участвовали Из(ж)булат Булаев и Емай Девлесупов дети Девлеткильдеевы».
Как видно, в схеме нет ни Девлесупа, ни просто Юсупа. Зато в Ландратской переписи 1716 года по селу Никольское Урей написано, что у мурзы Мустая Ибраимова Девлеткильдеева, помимо своего сына Смаила, есть пасынок – Сулейман Юсупов сын Девлеткильдеев.
А еще есть «Разборный список Кадомских служилых татар 130-го (1621/22) г.» в публикации А.В. Белякова, который показывает нам: «Булай Девлеткилдеев. Поместья за ним 30 чети с осминою. Однодворец. Быти ему на службе на мерине. Мерин коня стоит. Собою добр».
Думая, что любители истории меня сейчас начнут упрекать за излишнюю фантазию: «Скорее всего, они не принадлежат к княжескому древу Девлеткильдеевых, но и нет отдельного рода Девлеткильдеевых, т.к. фамилия этих служилых татар показана в дедичестве» - так скажет любой историк или исследователь.
Давайте представим, как надо понимать это объяснение о дедичестве: у следующего поколения от Ижбулата, например, у его сына, фамилия будет другая, в данном случае – Булаев, а у следующего поколения, у внука – Ижбулатов и т.д.
Согласитесь, звучит убедительно. Но меня всегда смущало понятие «дедичество». Например, а если у потомков фамилия перестала изменятся? Можно сказать, что это полноценный род со своим родоначальником?
Жаль, что у меня нет возможности изучить потомков Булая и Юсупа, и возразить мне нечего, т.к. я не увидел их потомков в Темниковском уезде.
Вторая проблема. Для изучения татарских родов Темниковского уезда в 17 веке надо обязательно свериться с важным архивным документом – «Переписная книга Темниковского уезда 186 (1678) года Андрея Самарина» (я написал не совсем точное название, для удобства понимания). К сожалению, в этой книге не показана перепись татарского населения уезда, есть только мордовские жители и помещики (в т.ч. татарские князья и мурзы) со своими русскими крепостными крестьянами. Но уже эта информация о помещиках помогает уточнить, для примера, древо Девлеткильдеевых – Бибарсовых - Макуловых, где показано, что их поместья располагались в таких селениях как: Айсино, Ковыляй, Чекаево, Велязма, Урей, Вачь Помра, Пошаты, Черное, Бритовка и Уразаев Починок.
Справедливости ради надо сказать, что подавляющее количество персон этого древа показаны в Переписной книге 1678 года, но … есть и отсутствующие, т.е. в книге они есть, в родословной – их нет.
Кто-то скажет: «Да разве это проблема? Вставляй в схему новых, и нет проблем».
Согласен, если понятно куда поставить, то сделать так можно и нужно. Вот пример, в деревнях Ковыляй и Бритовка показан помещик Ждан мурза Бегеев сын князь Бибарсов, а в схеме его нет, как и нет его отца Бегея. Но я понимаю, что все предки Бибарсовых происходят от Богдана Бибарсова, и других ветвей нет. Значит, «пристыкуем» к нему Бегея и его сына. Это было сделать легко. И таким образом, я включил в схему еще пару персон, т.к. их место очевидно по показанному родству.
Но есть проблемы посложней.
В четырех селениях, из выше показанной книги, вместе со всеми Девлеткильдеевыми показан Илюк мурза Сафаров сын князь Девлеткильдеев. Если вы попытаетесь найти Сафара в этих схемах, то вас ждет разочарование, т.к. единственно существующий Сафар Илюков (ирония имен), никак по возрасту не мог быть отцом искомого Илюка Сафарова.
Тогда, как его соединить с родословной?
Есть подсказка: в Переписной книге есть пометка, что Илюк Сафаров является двоюродным братом Смольяна мурзы Курмашева. Здорово, надо теперь найти этого Смольяна. И он есть, причем один, только он по отчеству – Асакаев. А Смольян мурза Асакаев неоднократно показан в Переписной книге, и перепутать его с Курмашевым не могли, т.к. в Ковыляй они даже рядом написаны, как отдельные помещики.
Согласитесь, видно, что ситуация усложняется: у нас явно не хватает двух веточек. А дальше, еще интересней. В этой Переписной книге четко написано, что у Смольяна мурзы Курмашева есть родной брат Ибраим мурза Курмашев, такой же помещик, и неоднократно показанный в разных селениях.
Значит, надо теперь найти в родословных мурзу Курмаша. Но его нет. Вернее, есть в ветви Бибарса, Курмаш мурза Богданов сын князь Бибарсов, но в 1678 году, его, по всей видимости, уже не было в живых, т.к. Переписная книга показала несколько раз его сына – Досая, который носил фамилию – Бибарсов. В этом случае, Курмаш мурза Богданов отпадает, как претендент на место отца Ибрая и Смоляна мурз Курмашевых детей князь Девлеткильдеевых.
Полные возмущения от таких мелочей читатели и потомки древа Девлеткильдеевых сейчас скажут: «Да, какая разница: кто кому приходится? Ну, есть маленькая проблемка в отсутствии двух-трех ветвей. Смысла родословной, это не меняет. Данная проблема порождает только одну версию - есть не изученные ветви. Историки потом найдут и дополнят эти ветви, где есть Булай и Юсуп, Курмаш и Сафар, и все! Главное, что мы все Девлеткильдеевы знаем, что произошли из княжеского рода!».
Эх! И я так думал!
Но поверьте, есть другие аргументы и факты для другой версии, и они достаточно убедительны, более того, они порождаю загадку происхождения некоторых Девлеткильдеевых!
Девлеткильдеевы из деревни Исенские Полянки Инсарского уезда
(ныне Большие Поляны Инсарского р-на РМ)
Начну с того, что покажу такую грамоту:
«7184 – 7185 (1676-1677) года. О поступке служилого татарина Кодряка Акмаметева Девлеткильдеева (он пишется Девледвильдеевым (так написано)) "для старости и одиночества" из поместья своего на Исипском диком поле 15 четьми племяннику своему "Темниковскому служилому татарину Инсарского уезду деревни Исенских Полянок" Бекмаюву и 5 четьми дочери своей девке Кримоалтан».
А в Выписи поименной Кадомских мурз и татар значатся: Иштерячка Ахмометев сын Девлеткилдеев и Кодрячка Ахмометев сын Девлеткилдеев (написаны рядом).
Стоит отметить, что Акмамет Девлеткильдеев, это реальная персона древа Девлеткильдеевых (второй сын Байбарса), он мурза и у него есть сыновья (смотрите схему), но Кодряка и Иштеряка среди этих сыновей - нет. Никто из составителей этой родословной служилых татар Акмаметевых в княжеско-мурзинском роду Девлеткильдеевых не обнаружил.
Перешагнем в начало 18 века. Ландратская перепись 1716 года и первая ревизия рассказывают, что в этом селении стоял двор родных братьев татарина Ибрая (1658 г.р.) и татарина Мелпамана (1683 г.р.) детей Курмашевых, а также двор их двоюродного брата татарина Ишмамета Иштерякова (1658 г.р.) детей Девлеткильдеевых.
Это первая ревизия, для примера, чтобы не было сомнений в фамилии основателей.
Нет комментариев