Жители села Нароватово Темниковского уезда
История села Нароватово во многом схожа с историями возникновения близлежащих сел, и, в первую очередь, с селами Мельсетьево и Шокша. Найденные близ поселения мордовские могильники, еще раз подтверждают, что мордва жила в этих местах еще в 13-14 веках. Но принято утверждать, что тогда еще эта деревня возникла в конце 17 века и относилась к Еректинскому беляку.
Первые жители деревни показаны в писцовых книгах 1614/ 1630 годов: «(Дрв) Нороватово, на реке на Мокше. А в ней Шичедяй Оманов, Пятуня Учаев, Кижедей Шичоговов, Федор Рызыдеев, Селдай Селдушев, Кирдяпшь Ашасев, Налдуш, бобылиха вдова Ардай Налетовская жена. Да в той же деревне мордовских же девять дворов пустых да место дворовое мордовское. И всего живущих пашенных семь дворов мордовских, да двор бобыльской ... Пашни паханые, добрые земли …». Далее указывается, что в деревне Нароватово также живут и бортники (сборщики дикого меда): «Пятой Чиндясов, Дечай Чиндясов, Ермоват Мишитин, Комай Познеков, Терушь Пинемасов…». При этом указывается, что все жители должны платить: «медвенова оброку, ясаку 10 денег, куниц, воденова оброку, посопнова хлеба … ржи и овса». Кстати сказать, что версия о названии деревни от языческого имени Нороват (или Нароват) имеет под собой серьезное основание, ведь, такое имя существовало и в те времена, и было достаточно распространено. Но, что интересно, мы не увидели ни в именах, и ни в отчествах первых жителей деревни, даже корня этого имени, а это еще больше подтверждает, что люди здесь стали жить гораздо раньше конца 17 века, в т.ч. и Нароват.
Схожесть Нароватово с другими поселениями, проявляется не только в истории возникновения села, но и в традициях, национальности, образе жизни и вероисповедании его жителей. Особенно это видно в правиле передачи фамилии главой семьи (тестем) при отсутствии сыновей, своим зятьям, которые строго соблюдали эту традицию. Также приемные сыновья, пасынки и подкидыши сами выбирали себе фамилию и отчество, в зависимости от своего возраста и памяти. Многие семьи после проведения Ландратской переписи и 1 ревизии 1723 года скрылись в прилегающих дремучих лесах, а потом, со временем, вынуждены были вернуться в деревню, и пришлось их «воскрешать» из числа умерших: «В прежней переписи были объявлены мертвыми, а по следствию явились живыми». Возраст мужчин составлял всего 50-60 лет, а женщин – еще меньше. Свадьбы проводились в достаточно молодом возрасте, и при этом невесты были старше своих женихов. В семьях, где рождалось много сыновей, кого-то из них обязательно забирали в рекруты, но при этом местный деревенский сход давал возможность этим парням жениться и завести собственного сына. И были такие рода, которые прекратили свое существование, т.к. после смерти главы семьи его жена повторно выходила замуж, уходя в другую семью, а молодые сыновья, не претендуя на наследство, один за другим уходили в рекруты. И, конечно же, все жители страдали от высокой смертности. Например, из ревизских сказок видно, что в 1785-1787 годах в деревне бушевала какая-то эпидемия, т.к. в эти годы умерло очень много маленьких детей и стариков. Стоит отметить, что так и не удалось найти каких-либо исследований, доказывающих, что в Нароватово проживают не просто мордва-эрзя, а ее этническая группа шокша.
Но есть серьезные отличия и нюансы. Во-первых, жители Нароватово, православное христианство начали принимать в самом конце 17 века, а некоторые, не приняв его, умерли в начале 18 века со своими языческими именами. И это дало возможность увидеть, от каких имен образовались некоторые родовые фамилии. Во-вторых, все люди из Нароватово, кто укрылся в лесах, в отличие от жителей других поселений, вернулись в свою деревню до конца 2 ревизии, т.е. до 1745 года. Самое интересное, что писари этой ревизии указали отцов (или приемных отцов), большинства родившихся в 1 ревизии младенцев. В-третьих, возраст женихов составлял 15-17 лет, и невесты были всего на 2-3 года их старше. Удивило и количество детей в семьях, не более 7 человек, причем достаточным количеством мальчиков считалось 2-3. И только в 1 ревизии показаны всего несколько семей, в которых сыновей было очень много. Гораздо меньше в деревне Нароватово было сожительств мужчин с «солдатками» - все старались заключить законные браки, чтобы иметь законнорожденных детей. Но, конечно, не без исключений. Еще одной особенностью являлось незначительное количество одиноких вдов. Так как женщины умирали все же чаще, чем мужчины, то вдовцы очень быстро приводили в свой дом другую вдову, заключив второй, а то и третий брак.
Численность населения деревни Нароватово десятилетиями медленно, но неуклонно росла. Так, по результатам 1723 года, в ней проживало 163 мужских душ; в 1745 году – 159 мужских душ, т.к. не все еще вернулись «из бегов». 1763 год показал численность 403 человека, в т.ч. 209 мужчин. Удвоение этого числа произошло только в 1858 году, когда общее количество жителей составляло 821 человек, из них 402 мужчины. Влияние на это количество вновь приписанных и приезжих семей в Нароватово почти минимально. И селом Нароватово стало только с 1862 года, когда начал свою работу еще не достроенный местный храм «Святого Николая Чудотворца».
Но у семей Нароватово было главное отличие от всех жителей близлежащих поселений – они имели фамилии, которые появились у них уже в 18 веке и были показаны в 6 ревизии 1811 года, но … не у всех. Причем, подавляющая часть семей сама назвала писарям свои фамилии, что доказывает их глубокие знания и память о своих общих предках, и главное – каждый мужчина дорожил своим родом и этой фамилией. Напомню, что наличие фамилий у жителей всех поселений Российской Империи в этот период было большой редкостью. И эту, если можно так сказать, привилегию, имели только несколько сословий: дворяне, татарские мурзы, однодворцы и еще несколько категорий. Вот перечень первых фамилий жителей Нароватово: Тугушевы, Кечетовы (Кочетковы), Суркины (Сурковы), Жариковы (Жариновы), Кулаевы, Кнезетевы, Галкины, Балдеевы (Бадаевы), Черантаевы (Черентаевы), Кемаевы, Дудоровы, Беляевы, Лагуновы, Фроловы, Ершовы (Ершковы), Беляевы (Белеевы), Волковы, Чекановы и Храмовы (Хромовы). Не все фамилии были древообразующими, часть из них были соседними ветвями одного древа.
Стоит оговориться, часть жителей (два рода) Нароватово к этому году еще не смогла определиться со своей фамилией. А в некоторых древах, где фамилии уже были, основатели соседних ветвей почему-то тоже не спешили взять себе эту фамилию этой ветви. Многие фамилии с годами изменили свое написание и даже смысл, а некоторые и вовсе пропали. Все это позволяет немного по-другому посмотреть на образование родов, их ветвей и … новых фамилий!
А что тут по-другому смотреть? Представим себе группу мужчин: зятья, взрослые приемыши и пасынки, которые имели свою старинную фамилию, и в определенный момент им надо решить: принимать новую фамилию (от тестя или приемных родителей) или нет! Согласитесь, этой категории мужчин из Нароватово гораздо тяжелее на это решиться, чем мужчинам из других поселений, у которых еще не было своих старинных фамилий «за плечами». Но о каких еще новых фамилиях в Нароватово идет речь? Видимо о тех, которые еще с ней не определились? Ответ удивит: и не только! Дело в том, что к 9 ревизии 1850 года, в родовых древах все изменилось, причем очень круто, и все стало запутаннее. А ведь казалось, что устоявшиеся традиции передачи своих фамилий от отца к сыну и далее, своим потомкам, будут не зыблемы. Но, что-то с мужиками Нароватово в первой половине 19 века произошло, стала проявляться какая-то амбициозность и индивидуальность. Многие захотели забыть вековую традицию, стать основателями своих родов, и, вполне осмысленно, стали себе брать новую фамилию, исходя из имен деда или отца, но большей частью из своих прозвищ. Повторю, делали это осознано. Еще в 1811 году они назвали себя и своих детей старинной фамилией, а в 1850 году записывались совершенно другой.
Вторую проблему составили как раз приемыши и зятья. На родословных в виде картин не вызывает трудностей увидеть ветви с новыми фамилиями. Но целому роду, например, Тугушевых (или Черантаевых), надо как-то понять, что у них есть свое огромное древо, но их фамилию в виде отдельных ветвей можно увидеть на многих других древах, не имеющих с ними никакого родства. А это значит, что если взять ДНК анализ у всех представителей рода Тугушевых (или Черантаевых), то он будет разный, т.е. они друг другу не все кровные родственники. И такого в Нароватово можно увидеть немало. А некоторые старинные родовые фамилии настолько «обросли» ветвями с новыми, придуманными фамилиями, что их древообразующая фамилия просто затерялась или вовсе исчезла. Согласитесь, коренные жители села Нароватово, вы не все фамилии, из вышеперечисленных, знаете!? А надо как-то этот клубок распутать и наглядно показать всю родовую картину, а это 17 огромных и маленьких дубов (древ, родов), возникших в деревне Нароватово, и одна «приписанная» березка.
Ну вот, как показать на родовой картине самое интересное? Например, есть в селе Нароватово фамилии Хромовы и Храмовы, согласитесь, каждая из них имеет свой корень и свой смысл. Но до конца 19 века в селе была только одна фамилия, которая четко писалась как Храмовы. Но дело не в написании фамилии, а в отсутствии, как такового, ее древа!? Конечно, в прошлом, у нее были свои корни, свое древо, и каждый мужчина этого небольшого рода имел общую родовую ДНК. А потом, в какой-то момент, древо «зачахло», т.к. у последнего главы семейства не оказалось сыновей. И он ….
Впрочем, давайте обо всех и по порядку! И обязательно вспомним жителей села Мельсетьево, две семьи которых приехали туда из Нароватово в 1801 году.
Все исследования проводились от Ландратской переписи 1714 года до десятой ревизии 1858 года.
Древо №1.
Тугушевы - этот старинный и большой род основали два брата новокрещена: Алексей Тугушев (1639-до 1745) и Игнатий Тугушев (1647- до 1745), а фамилия, как это видно, взята от языческого имени их отца. Года рождения братьев подсказывают, что их отец Тугуш, должен был жить во время переписи 1630 года, но в писцовой книге он отсутствует, а значит, можно предположить, что он или был сыном кого-то из перечисленных хозяев дворов, или приехал в Нароватово после этой переписи.
Ветвь Игнатия Тугушева
У Игнатия Тугушева было семеро сыновей и один пасынок. Не все его дети смогли продолжить свои ветви, но все остальные потомки имели только свою старинную фамилию.
Потомки Ивана Игнатьева.
Нет комментариев