Книг, статей, легенд и историй, научных исследований и прочих публикаций про это поселение написано огромное количество. Но сайт администрации Кадомского района, на мой взгляд, все эти сведения объединил, кратко и четко рассказав всю историю своего райцентра. Покажу только некоторые выдержки из этой статьи: «
Центр района – п.г.т. Кадом – образован в 1209 году, и впервые упоминается в Никоновской летописи. Кадомская сторона издревле принадлежала мордве. При образовании Рязанского княжества мордовские земли вошли в его состав. В середине XIII века кадомская земля попала под татаро-монгольское иго.В XV веке Старый Кадом был оставлен из-за опустошительных разливов р. Мокша, и население его переселилось на 6 км южнее в Новый Кадом. Его песчаные холмы высотой до 20-25 метров были спасением от наводнений.Среди дремучего леса на большом холме в центре Кадома была построена крепость. У ее подножия возникли пушкарская и стрелецкие слободы. На Вознесенском холме существовало славянское городище, где, согласно преданию, стояла крепость хана Кадыма…В середине XV века Москва отдала Мещерский Городец (ныне Касимов) на Оке и Кадом с округой в удел казанскому царевичу Касиму. Удельное Касимовское «царство», подчиненное Москве, просуществовало до конца XVII века.В Смутное время (с 1598 года по 1613 года) Кадом был взят польскими интервентами, но воевода Ф.И. Шереметев освободил от них город в 1609 году.В освоении кадомской земли и образовании селений большую роль сыграло возведение укреплений засечных черт – Шацкой, Кадомской и Темниковской. За засечными линиями со сторожками крестьяне чувствовали себя в относительной безопасности от набегов нагайских татар и могли заниматься земледелием и хозяйством. В середине XVII века Старый Кадом был центром распространения миссионерской и монастырской колонизации в Темниковском уезде. В 1652-1764 годах здесь был мужской монастырь. С этого времени татарские князья, мурзы все чаще переходят из мусульманской веры в христианскую.По мере расширения границ Русского государства Кадомская крепость теряет свое значение, и Кадом превращается в административный центр. В 1779 г. Кадом стал уездным городом Тамбовского наместничества. После этого, в 1781 г., ему был утвержден герб…. В 1787 году указом Кадом из уездного города переименован в посад, став одним из заштатных городов Тамбовской губернии.В 1861 году в Кадоме проживало 7365 жителей, из них мещан – 5804, купцов – 529, дворян – 85. В городе было четыре церкви, женский монастырь с 1793 года, 853 деревянных дома, 62 лавки, две харчевни, городская больница, приходское училище, почтовая станция, пристань. Городские купцы торговали лесом, хлебом, скотом.В 1905 году в Кадоме открывается женская прогимназия, ставшая в 1912 году женской гимназией со специальным педагогическим восьмым классом. В 1910 году в Кадоме было открыто городское четырехклассное училище. В 1914 году частные предприятия были небольшими: в Кадоме – кожевенные заводы и маслобойки... Пользовались известностью изделия Кадомской кружевной школы. Кадомская вышивка возникла в XVIII веке при Петре I. Венецианские кружевницы были привезены в Кадомский монастырь, где обучили мастерству русских монахиньВ основном население Кадомского района занималось сельским хозяйством, заготовкой и сплавом леса в окские и волжские города, плетением кружев и вышивкой. Распространенным промыслом были переработка древесины, изготовление деревянной посуды, колес, телег, саней, бочек, производство дегтя, плотническое ремесло…Исторические памятники в районе почти разрушены …»
Сайт «Казачье единство (Рязанские казаки)» добавляет: «
Современный Кадом возник на новом месте как укреплённый пункт на засечной черте Московского государства со слободами Стрелецкой и Пушкарской, где проживали мещёрские казаки. На сторожевых вышках день и ночь стояли караульные…. В 1570 г. при Иване IV (Грозном) мещёрским сторожам было предписано: «Стоять в поле. Из Темникова, Кадома и Шацка 12 детей боярских и 22 человека из татар. А всего казаков 50, татар 135». Но мы уже понимаем, что здесь речь идет еще о Старом Кадоме.
Вроде бы, все написано и показано: очень интересная история города, древние христианские памятники, изящное ремесло и только … опять ничего про людей – жителей этой старинной крепости. А сегодня в современном поселке живет большое количество семей, и никто из них ничего не знает про свои рода и фамилии: когда их предки появились в Кадоме, в каком сословии состояли, почему у них такая фамилия, кто были их родоначальники или основатели, есть ли кровнородственные связи между этими родами и фамилиями.
Думаю, что и этот пробел надо
начать восполнять.
Из истории этого города мы увидели, что с самого начала заселения Нового Кадома основными жителями его являлись стрельцы и пушкари с вполне понятной функцией по охране и обороне южных рубежей Московского государства. И как рассказывают различные источники, эти солдаты состояли из двух национальностей: русских и татар.
Вместе с этим войском на заселение города пришли и семьи этих военных, которые построили свои избы, основав, таким образом, у реки Мокши Стрелецкий посад. Чуть ранее, недалеко на горе, была построена крепость с пушками, и в ней был организован Пушкарский посад.
А еще к этой общине, по всем канонам христианства, приобщилась «духовная братия». Поэтому, третьими строениями, после возведения своих домов, смотровых башен и частоколов вокруг крепости, стали православные храмы, а затем и монастыри.
Церковь всегда играла большую роль в организации и управлении государства, и эта деятельность сильно отразилась на жителях такого небольшого, но важного города – к середине 17 века почти всё население Кадома состояло в православной вере, и даже татары. Можно предположить, что требование о крещении было обязательным для всех жителей этой крепости, что и вынудило татар-мусульман, которые в ней остались, выполнить это условие.
А почему они там остались?
Думаю, что профессиональные историки сейчас потребуют от меня документальных доказательств. Но у меня их нет. Возможно, они лежат в разных архивах, но найти их мне не представляется возможным, … пока. А два существенных аргумента есть. Во-первых, татары показаны как воины этой крепости, значит, они были в числе первых жителей Кадома. Более того, они показаны в разных смотровых и разборных списках по Кадому, особенно в первой половине 17 века, и мы к этим документам часто обращались, осуществляя поиск истоков татарских родов.
Из военной тактики тех времен следует, что при угрозе нападения на город Кадом первыми должны были принимать удар воины Стрелецкой и Пушкарской слободы, а «татарские десятни», распологающиеся в близлежащих деревнях, обязаны были быстро собраться и прийти на помощь крепости.
Исходя из образа жизни татар, за военную службу государство предлагало татарским воинам земельные наделы (иногда, еще и оклад) в деревнях, как раз недалеко от таких крепостей. И разборные списки это доказывают.
Но не все татары с этим соглашались, и не все могли или хотели работать на своих наделах. Уверен, что пусть и незначительная часть татар, но все же некоторые их них предпочитали остаться в городе и получать денежное жалование за службу, как русские стрельцы и пушкари, но для этого требовалось сменить свою веру на христианство.
Если вы посмотрите на список фамилий жителей Кадома, который будет показан ниже, то ни одной известной нам татарской фамилии вы не увидите. Моя версия предполагает, что небольшая часть родов Кадома имеет татарские корни, но, т. к. эти родоначальники были самыми первыми новокрещенами из мусульман, свою настоящую фамилию они побоялись называть. Да тут еще, русские «братья по оружию» помогли, придумав им прозвища, от которых и произошли новые фамилии. Положите перед собой список фамилий жителей Кадома и «Разборный список Кадомских служилых татар 1621/22 годов», выпись поименную и другие смотровые списки Кадомских татар. Посмотрите очень внимательно, особенно на некоторые фамилии, которые нетипичны для русских. Корни этих фамилий, как специально, совпадают с именами некоторых служилых татар Кадома!
Повторюсь, это только версия. И читатель не должен подумать, что я решил найти татарские корни в каждом русском роде.
Из различных исторических документов известно, что уже в первой половине 17 века с расширением южных рубежей государства, необходимость в Кадомской крепости, как военном объекте, отпадает. А значит, стрельцы и пушкари обязаны были: либо переселяться на новые границы как охранники и защитники, продолжая службу, либо оставаться в городе, но при этом они снимались с государственного довольствия и вынуждены были искать себе другие способы пропитания и существования.
Сейчас невозможно сказать, кто и как поступил из числа первых жителей, но все, кто остался в Кадоме, перешли в сословие посадских людей, которых с начала 19 века стали называть – мещане, а позже, в наши времена, мы их называем - горожанами.
Документы об истории Кадома показывают, что посадские люди вынуждены были освоить разные ремесла и, главное, научиться торговать. И такие умельцы торговли появились, их стало достаточно много, они были успешны, относительно богаты и создали свои сообщества. Поэтому, во второй половине 18 века из «посадского люда» были выделены сословия ремесленников и купцов, но официально, были показаны только купцы. Все они, так же как и остальные, находилось в подушном окладе, т.е. обязаны были платить налог государству.
Еще одним, изначально большим сословием в Кадоме, были люди, относящиеся к церковному духовенству. Причем, между собой они были четко разделены. Первая часть, это освобожденные от всех налогов, и учитываемые по отдельным ревизским сказкам, священники, дьяки, подьячие монахи и «бобыли». А вторая часть – церковные крестьяне, фактически, все они были крепостными, и закреплены за местными церквями и монастырями.
Надо отметить, что местные служители церквей имели свои фамилии еще в 17 веке, а может и раннее. Но в Кадоме была одна особенность. Все священники почему-то называли свою фамилию -
Поповы, дьяки – Д
ьяковы, Дьяконовы или Дьячковы, а звонари –
Понамаревы. А церквей первоначально в Кадоме, было построено две, т.е. все перечисленные фамилии имели в числе родоначальников как минимум двух человек, а с поколениями, и того больше. Конечно, потом со временем церковники навели порядок в своей системе, но эти первые фамилии уже попали в народные массы. И причина тому очевидна. Многочисленные дети и внуки этих церковных родоначальников не смогли стать (или не все хотели) «божьими слугами», и вынуждены были перейти в сословие «посадского люда», т.е. мещан, и найти себе другое ремесло.
Составить родословные этой категории граждан я не смог, т.к. с самых первых переписей, там все оказалось немного запутано – одна фамилия, а родов несколько. Но думаю, что потомки этих фамилий это сделают сами, разгадав все хитросплетения, и для этого им надо всего лишь изучить отдельные ревизские сказки по священнослужителям.
Все свои исследования, я разделил на две части. В первой расскажу
о жителях посада города Кадома, а во второй части –
о жителя Пушкарской Слободы.
Собрать все сведения по городу Кадому мне не удалось. Многие исследователи, которые интересовались своим происхождением и историей Кадома, оставили в интернете информацию, что ревизские сказки, метрические и исповедные книги, а также другие интересные документы по этому городу, хранятся в разных архивах: помимо РГАДА, они есть в Тамбовском, Рязанском и Саранском областных архивах.
Геоуказатель Тамбовского архива показывает, что там хранятся все ревизии, начиная с 5. Мне посчастливилось исследовать только Ландратскую перепись, первую, третью ревизии из РГАДА, и шестую ревизии из Тамбова. И этого хватило, что бы составить краткие родословные каждой фамилии и рода, вплоть до 1811 года. Причем, и это главное, первые переписи показали семьи жителей, видимо, уже второго и третьего поколения от первых поселенцев, а также, удалось увидеть кровные связи между многими фамилиями, что говорит о принадлежности их к одному роду.
Ревизские сказки, косвенно показали еще некоторые интересные детали.
Во-первых, в начальных ревизиях прозвучало только 10-15 % фамилий, и как потом оказалось, это были фамилии самых старинных и больших родов.
Во-вторых, ревизия 1811 года, где было написано большинство фамилий, показала, что те, кто жили с 17 века, свою фамилию имели, знали и помнили, но просто не озвучивали. При этом, некоторые семьи, в силу разных обстоятельств, умышлено пошли на отделение своей ветви с уже другой фамилией, от своего основного древа.
В-третьих, удалось увидеть не только основателей древ с рождением их в 17 веке, но у многих родов были показаны, даже, их родоначальники. Кстати, в моем понимании, родоначальник – это человек, в честь которого потомки назвали свой род. В основе каждой фамилии, в основном, может лежать, либо имя этого человека, либо его прозвище, которое в свою очередь зависит от многих факторов: ремесла, особенностей внешнего вида или разговора, образа жизни и т.д. А основатель – это второе и последующие поколения людей этого рода, которых мы увидели в документах, но не знаем еще родоначальника.
Например, род
Андроновых. Из первых переписей видно, что свою фамилию потомки получили от
Андрона Арефьева. Т.е. нам известен конкретный человек, с именем и отчеством, и в честь него (от его имени) потомки стали носить эту фамилию. Значит, в данном случае, Андрон Арефьев – родоначальник, хотя мы все понимаем, что у него был свой отец, дед и т.д., но потомки почему-то запомнили именно его имя (иногда запоминают его прозвище). Другой пример, род
Агеевых. Установлен, исходя из имеющихся документов, самый первый в этом роду человек - Алексей
Агеев. Назвать его родоначальником нельзя, т.к. он, с большой вероятностью, в лучшем случае, сын родоначальника. А про самого Агея мы ничего не знаем, даже его отчества. Кто-то скажет, но ведь, Алексей - это явно сын Агея. Отвечу: а это не факт! Алексей, в данном случае, может быть записан со своим именем - Алексей и с фамилией – Агеев. И, между ним и Агеем, может оказаться не одно поколение, просто мы этого не знаем. Поэтому, в данной ситуации, я называю таких людей – основателями, т.е. основа древа видна, а корни, пока не известны.
В четвертых, переписчики первой ревизии 1722 года, почти всем мужчинам преклонного возраста написали возраст 72 года, т.е. у многих основателей и родоначальников будет год рождения – 1650! Но иногда, встречались персоны и с большим возрастом.
В пятых, в первой ревизии, каждый двор расписывали на отдельной странице, но на последних двух, вдруг, стали перечислять остальных жителей общим списком, редко указывая родственные связи. И это было непонятно. В третьей ревизии произошло объяснение, этот список обозначили как «скитающиеся», т.е. не имеющих определенного места жительства, точнее: нищие, калеки, брошенные старики и дети без родителей. Удивителен не сам факт существования уже в те времена такой категории людей, а то, что …. Первое – многие старики оказались из числа некогда основателей своих родов, воспитавших не одно поколение не только своих детей и внуков, но и племянников, а потом … они оказались никому не нужны. Второе – некоторые дети из этого списка (установить их родителей невозможно), вскоре выросли, получили уличную закалку и смекалку, и затем, стали успешными купцами, или остались просто мещанами. И кто-то из них, помнил всю жизнь о своем детстве, и при этом, создав свою семью, воспитывал не только своих родных детей, но и много приемных. Да-да, разные люди жили в городе Кадом, и вы их увидите.
В шестых, 3 ревизия 1762 года показала, что с 1745 года в Кадом стали прибывать на жительство ряд ясачных крестьян из мордвы, например, из Шокши, Кураево, Широмасово и деревень других уездов. Почти все их рода получили продолжение, но фамилии свои, к сожалению, они вплоть до 1811 года, так и не назвали.
А еще, в конце 18 века в город переселились новокрещены из татар, но и они свою родовую фамилию скрыли, и предпочли взять себе распространенную русскую фамилию. Например, третья ревизия показала нового посадского человека Александра Васильева сына
Волкова(!) (1743-1807), указав, что он новокрещен из деревни
Кожбухтино. Т.к. мы уже исследовали эту деревню, то при проверке оказалось, что это Ислам Ишеев сын
Тютеев, который на самом деле, по сведения ревизии деревни Кожбухтино, принял веру «греческого исповедания» с именем Александр Васильев, и убыл в город Кадом.
Далее, уже 6 ревизия 1811 года рассказала о еще большем притоке новопоселенцев, которые начали прибывать с 1796 года из разных сословий и разных поселений. Это были освобожденные на волю дворцовые крестьяне и крестьяне помещиков, купцы и мещане с других городов и уездов, освобожденные церковные крестьяне и просто монахи, более того, приехал даже человек «из иностранцев», но с русским именем и отчеством. Часть этих людей в этой ревизии не имели или не захотели назвать свои фамилии, поэтому и рассказать про них невозможно.
Остается еще немного дополнить эту информацию статистическими сведениями.
Ландратская перепись 1717 года показала, что в Посаде (слово «Стрелецкий» уже не употреблялось) стояло 149 дворов (в некоторых было 1-3 избы), и в них проживало 521 мужская и 494 женских душ, итого: 1015 человек. Но первая ревизия 1722 года дала понять, что сведения эти далеко занижены, т.к. многие хозяева дворов не указывали (скрывали) всех членов своих семей, а еще, некоторые люди находились в отъезде из города: кто на заработках, кто на новой службе. При этом делали запись «двор пуст, а в нем жили…».
Третья ревизия 1762-63 годов, хоть и переписала всех мужчин и женщин Кадома, но в итоговых цифрах озвучили только количество мужских душ, и их насчитали – 1159 душ, т.е. население за 45 лет выросло в два раза.
На основании сведений 6 ревизии 1811 года, где опять учитывались только мужские души, было показано, что в 1795 году в Кадоме проживало уже 1622 мужчины, а в 1811 году - их стало только чуть-чуть больше - 1814 мужских душ. Несмотря на большое прибытие в город людей из разных деревень и уездов, прирост населения оказался совсем маленьким. И объяснение этому факту есть. В период с 1795 года по 1810 год в городе Кадом что-то или нечто произошло, из-за чего умерло очень много людей. Причем из этой ревизии видно, что умирали целыми семьями и почти одновременно. Общая убыль только мужского населения за эти годы составила 592 мужчины, а это треть всего мужского населения показанного в 1795 году. Можно только предположить, что в эти годы в городе поочередно «бушевали» эпидемии разных болезней, а может было, какое-либо стихийное бедствие. Думаю, историки обратят внимание на этот факт.
А теперь, как всегда, о людях! Не о дворянах или священниках, а о простых купцах и мещанах. Когда я будут описывать рода, то почти всегда буду применять термины: мещанский род или род купцов. Но некоторым родам, рядом с фамилией я поставил звездочку (*), это означает, что он,
возможно, происходит от стрельцов. Почему – возможно? К сожалению, у меня нет списка стрельцов, которые охраняли Кадом в начале 17 века, поэтому, доказать это происхождение пока тяжело. А некоторым другим родам, рядом с фамилией, я поставил две звездочки (**),
предполагая, что этот род имеет татарские корни.
И начнем, с грамот 17 века, где уже показаны некоторые основатели и их фамилии. Я специально не буду раскрывать смысл тех должностей, которые занимали эти люди, т.к. потомкам стоит только немного проявить интерес, и интернет им поможет.
«
1673-1688 года. По Кадому. По словесному челобитью земского старосты Максима Усачева и посадских людей всем посадом о допросе про сборную денежную казну голов кружечного двора Якова Григорьева и таможенного Филиппа Подгорного …»
«
1672 год. По Кадому. По челобитной Ивана Алексеева Мальцова на посадских людей Акима Нечаева и Харитона Абрамова в смертном убийстве дворового человека Мальцова, Захара Мельника….»
«
1683 год. По Кадому. О доправке денежного сбора 1682 года на вдове Мансыревского кабака и таможенного головы Акима Нечаева и на товарище его (целовальнике) Леонтии Семенове Лощинине»
«
1691 год. По Кадому. Грамота о высылке "к ответу к Москве" Кадомского посадского человека Клима Скорнякова по иску к нему Кадомского посадского человека Никиты Нечаева в 23 рублях…»
В грамоте 1692-93 годов упомянут Кузьма Нечаев «в утайке сборных денег и в не объявлении платежных описей, которые он должен был привезти из приказа Большие Казны».
«
1694 год. По Кадому. По челобитной посадского человека Антипа Васильева Гарнышева на затинщика Ивана Прокофьева Шестакова "в бесчестье женишки его и в огласных напрасных словах, что он его и сынишка его безчестили и называл ворами"».
«
1687 год. По Кадому. Сыскное дело о краже голиц из лавки кадомца - посадского человека Андрона Арефьева…»
«
1672 год. По Кадому. По челобитной посадского человека Тимофея Башенина на Семена Буренина с товарищи в том, что они сожгли один его бортчий пчелиный дуб и почертили другие дубы…»
«
1679 год. По Кадому, По челобитной Кадомской таможни и откупщика Савелия Максимова на кадомца-посадского человека Степана Бадеева в бесчестье…»
«
1678 год "Имянной список Кадомским служилым людем полковые службы с поместными и с денежными оклады, списки с десятна разбору стольника Василья Нарбекова да дьяка Артемья Волкова, прислал он в Кадом в съезжую избу"»
«
1671 год. По Кадому. … посадский человек Филипп Подгорнов бил челом …»
«1
697 год. По Кадому. По челобитью кадомца - посадского человека Ивана Ржевкина на сына своего Левку в том, что он "занимает в кабалы денег и …». И в другой грамоте этого же года выяснилось, что Иван Ржевкин – «таможенный и кабацкий голова».
Это список фамилий, которые были показаны в Ландратской переписи, в первой и третьей ревизиях. Посад города Кадома: Усачевы, Алямские, Бадеевы, Баженовы, Барановы, Борисовы, Буренины, Вирцевы, Волковы, Гарнышевы, Горшковы, Глуховы, Ермолаевы, Красильниковы, Лебедевы, Лопатины, Лощинины, Любимовы, Нестеровы, Нечаевы, Пановы, Рахманиновы, Ржевкины, Рожновы, Сапегины, Силевы, Шляхтины и Жигаревы.
Самые большие рода оказались: Усачевы, Шемякины, Волковы, Красильниковы и Рожновы.
1762 год: ратушный староста – Иван Иванов Гусев, ратушный староста Федор Кирилов Баландин, помещики: Никифоровы, Савельевы, Меньшиковы, Александровы.
1811 год, купцы 3 гильдии: Алямовские, Андроновы, Баженовы, Башенины, Безбородовы, Бессоновы, Будановы, Букины, Буренины, Вирцевы, Волковы, Гарношевы, Душутины, Ермаковы, Ждановы, Забродины, Иевлевы, Исаевы, Кадыковы, Киняпины, Кочетовы, Макарочкины, Нестеровы, Пудовкины, Рахманинов, Рожновы, Романовы, Скорняковы, Шемякины и Шестаковы.
Список фамилий (родов) жителей Кадома в алфавитном порядке.
Агеевы* – небольшой род мещан, основателем которого является Алексей Агеев (1685-1747).
Алямовские (Алямские)* – основателями это большого рода были четыре брата: Иван (1656- до 1745), Леонтий (1665- до 1719), Василий (1685-1749) и Степан (1694- до 1745) Мелентьевы дети. В составе этого древа были и купцы, и мещане, один из них - Иван Леонтьев (1713 г.р.). В середине 18 века, помимо своих четверых сыновей (один из них стал купцом), воспитал трех племянников – солдатских детей своего родного брата рекрута Степана. К концу своей жизни оказался «скитающиеся» - никому не нужным стариком.
Андроновы* – родоначальник древа Андрон Арефьев и его сыновья: Карп (1664 г.р.) и Григорий (1672-1745) Андроновы дети. В этом роду были купцы и мещане. Их правнук, Харлампий Иванов (1763 г.р.), состоял на должности Градского Головы Земского города Кадома в сословии купцов.
Бавленские – небольшой род мещан Кадома. Основатель, Илья Тимофеев (1723 г.р.), он и его дети были показаны в 3 ревизию 1762 года, и первоначально носили фамилию Тимофеевы.
Бадеевы (Бадаевы)** – род мещан, основателями которого были Лукьян Васильев Бадаев и его сыновья: Гаврил (1652- до 1745) и Иван (1658- до 1745) Лукьяновы дети, а также Борис Исаев Бадеев (1657-1746).
Баженовы* – в этом роду были и купцы, и мещане. Основатели: Борис Артемьев (1670- до 1719), Иван Самсонов (1694 г.р.) и Иван Егоров (1691 г.р.). Более глубокие корни и родство между основателями установить не удалось.
Баклановы – основатель этого рода мещан был показан в 1811 году: Иван Иванов (1762 г.р.).
Баландины* – небольшой мещанский род, основателем которого является Денис Арефьев (1655 – до 1745). В 1762 году ратушным старостой Кадома был Федор Кириллов (1734 г.р.).
Барановы – возможно это не один род. Основателем является Филипп Иванов (1693-1750), но к 6 ревизии все потомки этого рода пропали из числа жителей города, зато в конце переписи появляется запись о новом жителе, ясачном крестьянине Даниле Баранове (1767 г.р.), которого не удается связать с потомками Филиппа Иванова.
Батышевы* – небольшой род мещан, основателем которого является Василий Никифоров (1680 г.р.).
Безбородовы-Сказаватовы* – основатель этого рода Илья Захаров (1630- до 1719). От его старшего сына, Ивана Ильина (1656- до 1745), произошла ветвь Сказоватовых, а от второго сына, Степана Ильина (1660-1748) – Безбородовых. Все состояли в сословии мещан.
Бессоновы* (1 род) – основатель этого мещанского рода Степан Иванов (1640-до 1719). В 6 ревизии 1811 года была написана фраза: «новокрещен из турок – Николай Филиппов сын Бессонов (1750-1805)». Почему так написано – непонятно, т.к. он являлся правнуком Степана Иванова.
Бессоновы (2 род) – основатель этого рода: ясачный крестьянин деревни Пошатово, Аким Елисеев (1716 г.р.), который занимался торговлей и был приписан к Кадому. Его старший сын Василий стал купцом, а младший сын Иван – мещанином.
Борисовы*-Ляпины-Цы(е)бины – основатели этого мещанского рода братья Борисовы: Никифор Федоров (1665- до 1745), от него произошла ветвь Ляпиных, Петр Федоров (1671 г.р.), от него Борисовы продолжили свою ветвь, и Семен Федоров (1672-1722), его правнуки назвали себя Цыбиными.
Брекинины* – основатели этого рода проживали в двух дворах: первый - Алексей Брекин (1650 г.р.) с сыном Иваном (1700-1751), второй - Максим Григорьев (1652 г.р.) и его племянник Иван Феодосеев (1685 г.р.). После первой ревизии 1723 года сыновья Максима, Петр (1697 г.р.) и Михаил (1702 г.р.), убыли в Верхнеломовский уезд. Внука Алексея Брекина забрали в рекруты. Продолжения рода в Кадоме не было.
Будановы* – в этом роду были и купцы, и мещане. Основатели рода братья: Филипп (1660- до 1745) и Михаил (1670-1750) Прокофьевы дети.
Буренины*-Киселевы – в этом мещанском роду тоже были купцы, и основали его Михаил Прохоров (1670- до 1745) и Афанасий Семенов (1649-1722). Правнук Афанасия, Андрей (Меньшой) Никитин (1740-1805) года, записал свою фамилию в 6 ревизию как Киселев.
Букины – основатели этого рода все купцы: братья Федор (1706 г.р.) и Федот (1710 г.р.) Яковлевы дети, а также Михаил Алексеев (1710 г.р.) Букины. Впервые они были показаны в 3 ревизии 1762 года. Часть потомков перешла в сословие мещан.
Верин – в этом роду удалось установить родоначальника Аверьяна (1765- до 1745), и, даже, его отца, которого звали Макар Карпов (1640-до 1719). Все потомки состояли в сословии мещан.
Вискаловы* – основателями этого чисто мещанского рода, были братья Афанасий (1671- до 1745) и Феодосий (1680 г.р.) Панкратовы дети.
Вирцевы* – все потомки этого рода состояли в сословии мещан. Его основателями были братья Абрам (1680 г.р.) и Антон (1685) Вирцевы дети, а также Илья Семенов Вирцев (1657- до 1745). Как родственно связаны между собой Илья Семенов и эти братья, не известно, но у братьев Вирцевых потомков не оказалось.
Волковы*-Ланцевы (1 род) – это один из самых больших родов Кадома. Основатели этого древа были также многочисленны: двор Якова Тимофеева (1669 г.р.), двор братьев: Федора (Большого), Андрея, Федора (Меньшого), Абрама и Сергея Логиновых детей, двор Данилы Савельева (1650 г.р.), Двор братьев Федора (1640 г.р.) и Ивана Леонтьевых детей, двор братьев: Григория, Алексея и Кирилла Антоновых детей, двор Лаврентия Терентьева (1650 г.р.), двор Акима Тимофеева (1678-1746), двор братьев: Дмитрия, Никифора и Василия Яковлевых детей. Потомки этого древа состояли в разных сословиях, были купцы, мещане и, в первой половине 19 века часть семей числились крестьянами Старого Кадома. Несколько ветвей от Федора (Большого) Логинова сына Волкова, через поколение, стали называть себя Ланцевы. Нет уверенности, что все основатели между собой кровно связаны, т.к. эта фамилия была одной из самых распространенных в те времена.
Волковы (2 род) – основатель этого рода был показан в 3 ревизии 1762 года: Александр Васильев сын Волков (1743-1807) – новокрещен деревни Кожбухтино из татарского рода Тютеевых. Его сын и внуки стали мещанами.
Гарны(у)шевы*-Байкины-Арычкины – основателями этого рода были пять братьев: Кирилл (1648 г.р.), Федор (1650 г.р.), Леонтий, Антон (1653 г.р.) и Аким (1654 г.р.) Васильевы дети Гарнышевы, иногда писали Гарнушевы. После 3 ревизии 1762 года эта фамилия перестала звучать, т.к. у Кирилла, Федора и Антона ветви остановились на их внуках, потомки Леонтия стали называть свою фамилию как Байкины, а потомки Акима – Арычкины.
Гарношевы – этот род произошел от бобыля Успенской церкви города Темникова, Михаила Акимова (1728-1800), который приехал в Кадом и стал купцом.
Глуховы*-Светиковы – это мещанский род основали четыре брата: Василий (1650 г.р.), Петр (1651 г.р.), Давыд (1660 г.р.) и Степан Тимофеевы дети. У Василия продолжения ветви не произошло, как и у Петра, который еще оказался бездомным «скитающимся». Правнук Степана, Ефим Павлов (1751-1806), в 6 ревизию 1811 года назвал свою фамилию как Светиков.
Гниденины - основатели этого рода мещан был показан в 1811 году: братья Андрей (1763 г.р.) и Лукьян (1765 г.р.) Яковлевы дети.
Горшковы*-Криковы-Зуйковы – основателем этого мещанского рода были: Михаил Яковлев Горшков (1650 г.р.) и Григорий Назаров Горшков (1650 г.р.). Первая ревизия 1723 года показала, что уже сыновья Михаила, Яков и Василий, были записаны как Зуйковы. Дети Григория Назарова оставались Горшковыми, но в 6 ревизию 1811 года их внуки называли себя Криковыми.
Гостевы - основатель этого рода мещан был показан в 1811 году: Александр Поликарпов (1763 г.р.).
Гусевы* (1 род) – тонкое древо этого мещанского рода произошло от Афанасия Тимофеева (1657 г.р.).
Гусевы (2 род) – основателем этих Гусевых стал, получивший освобождение на волю и показанный с 1811 года, дворцовый крестьянин Иван Лукьянов (1773 г.р.).
Деевы - основатель этого рода мещан был показан в 1811 году: Тимофей Андреев (1755 г.р.).
Дудуровы – основатель этого рода купец, приехавший из Красной Слободы, показанный в ревизии 1762 года – Федор Двугорж (1727 г.р.). Его сын, купец Матвей Федоров (1752 г.р.), стал носить фамилию Дудуров, как и его приемный сын, Василий Григорьев (1747 г.р.).
Душутины* – основатель этого рода Артемий Китаев (1670 г.р.). Его потомки состояли в сословии мещан и купцов.
Елисеевы* – основатель этого мещанского рода два брата: Захар (1677-1749) и Герасим (1688 г.р.) Елисеевы дети.
Едряковы* – основатель этого мещанского рода – Никифор Назаров (1650 г.р.). Впервые фамилия была озвучена у его внука Петра Федорова (1733-1799) в период 6 ревизии 1811 года.
Ермаковы* – основатели этого рода были представлены двумя дворами: первый – братья Василий (1675 г.р.) и Михаил (1702-1759) Артемьевы дети, и второй – Павел (1650 г.р.) и Кирилл (1672-1746) Тимофеевы дети. Все потомки первых братьев (Артемьевых), стали купцами, а потомки братьев Трофимовых – мещанами.
Ефимовы - основатель этого рода мещан был показан в 1811 году: Алексей Семенов (1786 г.р.).
Ждановы – основатель этого купеческого рода Степан Иванов (1748 г.р.), возможно, он потомок рода Жигаревых. Еще в Кадоме жил отставной прапорщик Жданов из дворян.
Жигаревы – в Ландратской переписи основатель этого рода, Федор Степанов, был написан как «заплечный мастер». Первая ревизия показала еще вторых основателей: братьев Ивана (1702 г.р.) и Якова (1710 г.р.) Ивановых детей. Все потомки состояли в сословии мещан. Есть предположение, что из этого древа произошел род Ждановых.
З(Д)убаревы* – основатели этого мещанского рода братья: Митрофан (1654 г.р.) и Гаврила Петровы дети. Фамилия у потомков впервые была написана в 6 ревизию 1811 года, причем родных братьев, но в одном случае писалась как Зубарев, а в другом - Дубарев.
Затковы* – основатель этого рода мещан был Василий Антипов (1680-1747).
Забродины – основатель этого рода незаконнорожденный купец Семен Иванов (1722 г.р.).
Заслоновы-Сабаевы** – основатели этого мещанско-купеческого рода братья: Федор (1651 г.р.) и Ефим Давыдовы дети. Все потомки Федора называли свою фамилию как Сабаевы, а потомки Ефима – Заслоновы.
Зябриковы* – основатель этого небольшого рода мещан Андрей Дорофеев (1660 г.р.).
Звездины* – род мещан, основателем которого был Митрофан Ананьев (1647 г.р.).
Зусаилены – третья ревизия 1762 года показала, что в Кадоме появился мещанин родом из «дьяков села Дивеево» Афанасий Яковлев (1733-1810) с сыновьями.
Иванашевы** – основатель этого короткого рода мещан был Тимофей Иванов (1687 г.р.). Его сын Данила (1727-1802) имел своих детей, но вся семья к в 1811 году перестала существовать.
Иевлевы*-Бариновы (1 род) – основатели этого мещанского рода были братья Ефим (1653- до 1745) и Евсей (1675-1722) Панкратовы дети. Можно предположить, что родоначальник в этом древе носил русское православное имя Иевлий. Внук младшего сына Ефима Панкратова, Яков Борисов (1753-1806), в 6 ревизию назвал свою фамилию как Баринов, от него и произошла эта ветвь.
Иевлевы (2 род) – основатель этого рода: Вукола Алексеев (1736 г.р.), состоявший в сословии дворцовых крестьян (принадлежащих лично императору) деревни Карклачево Кадомского уезда и отпущенный на волю. Два его старших сына стали мещанами, а третий купцом.
Исаевы – в 6 ревизии 1811 года показан мещанин Иоф Федоров Исаев (1781-1802)
Канковы - в 1811 году в 6 ревизии упомянуты мещанине: Антон Иванов Канков (1753-1811) и Василий Михайлов Канков (1776-1809).
Карповы* – предположительно, основателем этого рода мещан был Егор Федоров (1650 г.р.). Фамилия у потомков была озвучена в 1811 году и происходит от сына Егора, Карпа Егорова (1690 г.р.).
Кармильцовы – данный род мещан появился в Кадоме после 1762 года. Его основатели два брата Осип (1734-1804) и Ефрем (1740-1804) Никифоровы дети.
Каприны - в 6 ревизии 1811 года показаны мещане: Макар Филиппов (1776 г.р.) и Сергей Семенов (1773 г.р.) Каприны.
Кабловы - основателем этого небольшого рода мещан были Петр Афанасьев (1687-1759) и его сын Михаил (1710 г.р.).
Карлиновы – более глубокую историю этого рода из Ландратских переписей установить не удалось. Из первой ревизии известны его основатели братья: Иван (1707-1763) и Митрофан (1712-1763) Никифоровы дети. Фамилия озвучена в 1811 году.
Кочетовы-Ермолаевы* – основатель этого рода Иван Иванов сын Ермолаев (1680 г.р.). Первая ревизия показала, что его старшие сыновья, Андрей и Петр, продолжали носить фамилию Ермолаевы, а младшие сыновья, Алексей и Степан, и их потомки стали называть себя Кочетовыми. Правнук Алексея Иванова, Иван Васильев (1777 г.р.), вместе с сыновьями в 1809 году «выбыл в Камышенское купечество»
Козловы – в 6 ревизии 1811 года был показан Герасим Семенов Козлов (1762-1797).
Колчины* – основателем этого рода мещан были Макар Кузьмин (1709-1758) и, возможно, его отец Кузьма Назаров (1649 г.р.).
Красильниковы* – один из самых больших мещанских родов Кадома. Основатели были представлены несколькими дворами: первый – братья Никифор (1658 г.р.) и Алексей (1673-1763) Лаврентьевы дети, второй – Иван Карпов (1700-1761), третий двор принадлежал сторожу Земской Избы – Федору Борисову (1650 г.р.), в четвертом жил – Тимофей Красильников (1646 г.р.), у которого потомков не оказалось. В 1677 году в грамотах показан земской староста Михаил Семенов Красильников.
Красносельцевы – в 6 ревизии 1811 года были упомянуты мещане Савелий Тимофеев (1710-1806) и его сын Алексей Савельев (1740 г.р.).
Куприяновы – основатель этого рода мещан был показан в ревизии 1762 года – Мартын Куприянов (1712-1758).
Куровы-Чистяковы – основатели этого рода мещан были братья: Василий (1707-1755) и Петр (1712 г.р.) Даниловы дети. От Василия произошла ветвь Чистяковых, а от Петра – Куровых.
Киняпины* - небольшой род мещан, основателем которого является Степан Тимофеев (1656 г.р.) и его племянник Денис Дмитриев (1703- до 1745).
Лебедевы*-Башенины – основателями этого рода были Лебедевы: Никифор Киреев (1648- до 1745) и Семен Анисимов (1650- до 1719). По какой-то причине все внуки Никифора Киреева, от его старшего сына Петра Никифорова (1675- до 1719), стали носить фамилию Башенины. Состояли в сословии купцов и мещан.
Листратовы – основатели этого мещанского рода были показаны в период 6 ревизии 1811 года тремя семьями: первая - Трофим Иванов (1748 г.р.), вторая – братья Петр (1771 г.р.), Иван (1772 г.р.) и Моисей (1777 г.р.) Михайловы дети, в третьей был Василий Ионов (1774 г.р.), которого в 1810 году за преступление сослали на каторгу. Родоначальниками, предполагаю, могли быть посадские люди Кадома - Елистрат или Анисимов, или Иванов.
Лобановы – основатель этого рода незаконнорожденный купец Дмитрий Савельев (1724-1763).
Лопатины* – основатель этого рода мещан был Григорий Иванов (1650 г.р.), который по сведениям Ландратской переписи жил по соседству с Горшковыми.
Лощинины*-Романовы – один из самых больших родов Кадома. Его основатели жили в нескольких дворах: первый – братья Яков (1690 г.р.) и Иван (1695 г.р.) Антиповы дети, второй – братья Иван Большой (1673-1722) и Иван Меньшой (1674 г.р.) Ивановы дети, третий – братья Гаврил (1656 г.р.), Денис (1665 г.р.), Яков (1667 г.р.) и Василий (1682 г.р.) дети Леонтия Семенова. В Ландратской переписи и первой ревизии показан еще один двор, в котором живет двоюродный брат Гаврилы Леонтьева, Роман Иванов (1650 г.р.). К сожалению, архивные документы не уточняют - это родство по мужской линии или по женской. В первом случае можно утверждать, что все потомки Романа Иванова, а они стали Романовыми, являются кровными родственниками Лощининым. В этом древе есть все сословия: и мещане, и купцы.
Люшины – в 6 ревизии 1811 года упомянуты два брата Сергей (1760 г.р.) и Тимофей (1787 г.р.) Евдокимовы дети.
Любимовы* - в этом мещанском роду удалось установить родоначальника – Любима Ананьева и его сыновей: Иван (1652-1747), Тимофей (1680-1722), Василий (Большой) (1686 г.р.) и Василий (Меньшой) (1701 г.р.) Любимовы дети.
Макаровы - в 6 ревизии 1811 года были упомянуты мещане Иван Семенов (1753 г.р.) и его сын Иван Иванов (1784 г.р.).
Малеевы* – в этом мещанском роду два двора основателей: первый – братья Гаврил (1650 г.р.), Семен (1680 г.р.) и Иван Степановы дети, второй – Григорий Иванов (1685 г.р.). Возможно, Григорий Иванов сын Ивана Степанова.
Мартыновы* – в этом роду мещан известны возможные сыновья родоначальника: братья Анисим (1640 г.р.) и Петр (1650 г.р.) Мартыновы дети. Интересен факт, что в первой ревизии у Анисима фамилия была Меншей, но она не передалась потомкам.
Мельниковы – основатель этого рода мещан Алексей Степанов (1690-1713). В 1811 году был показан еще один мещанин Иван Петров Мельников (1760 г.р.), у которого не видны связи с потомками Алексея Степанова.
Милины* – основатели этого мещанского рода братья: Алексей (1716 г.р.) и Герасим (1718 г.р.) Артемьевы дети. Возможно, их отцом был Артемий Иванов (1676 г.р.), а дед – Иван Никифоров (1650 г.р.).
Митянишевы-Шляхтины* – основатель этого рода мещан Никифор Никифоров сын Шляхтин (1650 г.р.). От его первого сына Петра (1704 г.р.) ветвь Шляхтиных продолжилась, а от остальных двух сыновей: Тимофея (1706-1760) и Афанасия (1712 г.р.), все потомки стали называть себя Митянишевы. Федор Афанасьев Митянишев (1746 г.р.) в 1807 был сослан на поселение.
Мрякины** – основатель этого мещанского рода Иван Игнатьев (1660-1746). Впервые фамилия была озвучена в 1811 году.
Мыльниковы – основатель этого рода мещан был написан в ревизии 1762 года, Яков Карпов (1685 г.р.), у которого было шесть сыновей.
Насоновы – первая ревизия рассказала, что в Кадоме стоял двор мещанина Петра Васильева (1690 г.р.), которого забрали в рекруты, но с ним жили его племянники: Перфил (1710 г.р.), Лукьян (1717 г.р.) и Степан (1719 г.р.) Васильевы дети.
Набиркины - в 6 ревизии 1811 года упомянут мещанин Григорий Степанов Набиркин (1774-1798).
Нестеровы*-Пашины-Медянины – основатели этого рода мещан и купцов жили в одном дворе, но в разных избах: в первой избе хозяином был Петр Нестеров (1660 г.р.), а во второй – его двоюродный брат, Егор Павлов сын Нестеров (1678-1750). Примечательно, что фамилия Нестеровы писалась у всех потомков Петра и, частично, у потомков Егора. Другие потомки Егора стали называть себя Пашиными, в честь их деда Павла Нестерова, а внук Егора, Ларион Иванов (1761-1800), стал родоначальником Медяниных.
Нечаевы** (1 род) – основатели этого большого рода мещан Кадома жили в нескольких дворах: первый – братья Петр (1668-1747) и Никита Акимовы дети, второй – Семен Савельев (1688 г.р.), третий – братья Иван (1652 г.р.) и Артемий Кузьмины дети.
Нечаевы (2 род) – в 3 ревизии 1762 был показан мещанин Александр Гаврилов Нечаев (1743-1802) из церковных крестьян деревни Лиса Щацкого уезда. По всей видимости, его род не продолжился.
Новиковы – в 6 ревизии 1811 года показаны вновь прибывшие мещане Новиковы: Назар Яковлев (1727-1799), Филипп Иванов (1732-1805), Федор Степанов (1742-1805). Родство между ними неизвестно.
Панины* – основатель этого небольшого рода мещан Павел Мелентьев (1676 г.р.).
Пановы* – основатели этого рода мещан проживали в двух дворах: в первом – Карп Кириллов (1692-1750), во втором – братья Михаил (1650 г.р.) и Герасим (1670 г.р.) Федоровы дети.
Пирошковы - в 6 ревизии 1811 года упомянут мещанин Петр Лукин Пирошков (1763 г.р.)
Подгорновы*-Катковы – основатели этого мещанского и купеческого рода проживали в двух дворах: в первом – братья Иван (1703 г.р.) и Асаф (1713 г.р.) Сидоровы дети, во втором – братья Алексей (1656 г.р.) и Мелентий (1664 г.р.) Кондратьевы дети. Возможно, Сидр был родным братом Алексею и Мелентию. Все потомки этих семей носили фамилию Подгорновы, кроме двух внуков Алексея Кондратьева. Никита (1744 г.р.) и Степан (1760 г.р.) Гавриловы дети свою фамилию записали как Катковы. В 1806 году они со своими семьями выбыли в Московское купечество.
Полук(х)тины* – основатели этого рода мещан Михаил Митрофанов (1650 г.р.) и его сын Никифор (1685-1747).
Позняковы – основатели этого мещанского рода братья: Сидор (1767 г.р.) и Иван (1690 г.р.) Минаевы дети.
Просвирнины* – этот род мещан основал Игнатий Панкратов (1650 г.р.) и его четыре сына: Федор (1690 г.р.), Герасим (1694 г.р.), Иван (Большой) (1704 г.р.) и Иван (Меньшой) (1714 г.р.).
Пудовкины* – основатель этого рода Семен Максимов (1695 г.р.). Возможно, его отец Максим Перфильев (1650 г.р.). Внуки Семена Максимова состояли в сословии купцов и мещан.
Рахманиновы** – это один из самых больших купеческих и мещанских родов Кадома. Его основатели братья Тимофей (1648 г.р.) и Артемий (1650 г.р.) Васильевы дети. В 1802 году правнуки Тимофея, Василий (1766 г.р.) и Степан (1775 г.р.) Андреевы дети, вместе со своими семья выбыли в Московское купечество. В семьях Рахманиновых есть и приемные дети.
Ржевкины* – этот большой мещанский род основали братья Иван (1650 г.р.), Никифор (1651 г.р.) и Григорий (1652 г.р.) Яковлевы дети, а также Яков Никифоров (1660-1713).
Рожновы* – наверное, это самый большой род в Кадоме. Его основатели жили в трех дворах: первый – Степан Мелентьев (1660-1745) с сыновьями Иваном (1683 г.р.) и Семеном (1693 г.р.), второй – братья Петр (1680 г.р.), Кирилл (1687 г.р.) и Карп (1698 г.р.) Гавриловы дети, третий – братья Абрам (1650 г.р.), Епифан (1652 г.р.) и Петр (1655 г.р.) Феоклистовы дети, четвертый – Алексей Петров (1692 г.р.) (возможно он сын Петра Феоклистова), пятый – братья Роман (1700-1760) и Дорофей (1719 г.р.) Степановы дети (возможно, они сыновья Степана Мелентьева). Представители этого рода состояли в сословии мещан и купцов. Ряд семей этого рода покинули родной город. Например, Гаврил Семенов (1737 г.р.) в 1810 году выбыл в Тамбовское мещанство, Сергей Анисимов (1770 г.р.) убыл в Московское купечество.
Сауткины – в ревизии 1762 года показан «купец из церковников» Степан Васильев Сауткин (1730-1802).
Саушкины* – родоначальник этого рода второй по старости житель Кадома на период первой ревизии 1723 года, и звали его Савелий (Савва, Савушка) Ерофеев (1632-1722). Все его потомки состояли в сословии мещан. В этом роду были «незаконнорожденные приемные» дети.
Салаевы** – в этом мещанском роду было два основателя: Петр Салаев (1650 г.р.) и Яков Дорофеев (1650 г.р.).
Сапегины* – основатели этого рода мещан братья: Сергей (1660 г.р.), Тимофей (1663 г.р.) и Евдоким (1668 г.р.) Сидоровы дети.
Слешкины – основатель этого тонкого древа мещан Иван Емельянов (1663 г.р.) в период первой ревизии числился среди «скитающихся».
Спирины-Терехины – основатели этого рода мещан два брата: Спиридон (1640 г.р.) и Терентий (1657 г.р.) Панкратовы дети. Все потомки от Спиридона носили фамилию Спирины, а потомки от Терентия - Терехины.
Скорняковы*–Арсенины-Пикулины – это один из самых больших родов Кадома, и его основателями были братья: Петр (1650 г.р.), Леонтий (1653 г.р.) и Арсений (1657 г.р.) Климовы дети. По всей видимости, их отец Клим имел прозвище «Скорняк», полученное за свое ремесло шить одежду. Потомки старших братьев носили фамилию Скорняковы, а потомки Арсения Климова называли себя Арсенины. Первая ревизия показала, что у Петра Климова был двоюродный брат Андрей Феоклистов (1672 г.р.), потомки которого записывали свою фамилию как Пикулины.
Соколовы (Сакаловы) – род мещан, основатель которых Федор Иванов (1766 г.р.) был показан в ревизии 1811 года.
Тарунины* – основатель этого рода мещан Артемий Филиппов (1650 г.р.), у которого было три сына: Иван (1680 г.р.), Петр (1690 г.р.) и Алексей (1700 г.р.).
Трифиловы – 3 ревизия 1762 года показала, что в Кадом приехали два брата ясачных крестьян из Керенского уезда: Федот (1733 г.р.) и Евстигней (1738 г.р.) Трифиловы дети.
Усачевы* – это один из самых больших родов Кадома, и его основатели проживали в трех дворах: первый - Семен Григорьев (1628- до 1745), сторож Приказной Избы Кадомского уезда, и самый старый житель Кадома на 1722 год, второй – братья Дементий (1650 г.р.), Кондратий (1653 г.р.) и Аристарх (1660 г.р.) Потаповы дети, третий – братья Леонтий (1675 г.р.), Кирилл (1683 г.р.) и Никифор (1700 г.р.) Еремеевы дети. Все потомки этого рода состояли в сословии мещан.
Федотовы* – родоначальник этого мещанского древа Федот Герасимов (1640 г.р.). Один из правнуков Федота, Иван Васильев (1777 г.р.), за преступление в 1807 году был сослан на поселение.
Филимоновы – без всякого сомнения, родоначальник этого мещанского рода должен иметь имя Филимон. Но первая ревизия только показала основателей двух братьев: Матвея (1715 г.р.), Антона (1717 г.р.) Афанасьевых детей.
Фроловы – основатель этого рода мещан был показан в третьей ревизии 1762 года и звали его Петр Данилов (1720 г.р.). С большой долей вероятности, родоначальник имел имя Фрол.
Храмовы-Чернышевы – основатели этого мещанского рода братья: Семен (1650 г.р.), Иван (Большой) (1675 г.р.) и Иван (Меньшой) (1683 г.р.) Михайловы дети. Все потомки Семена Михайлова стали носить фамилию Храмовы, а потомки остальных братьев – Чернышевы.
Чиняевы-Катюхины (Каптюхины)** – основатели этого рода мещан братья: Никита (1665 г.р.), Фома (1670 г.р.) и Алексей (1674 г.р.) Лукьяновы дети. По сведениям Ландратской переписи, Никита Лукьянов был отправлен работником на строительство Санкт-Петербурга, там и умер, и все его потомки носили фамилию Катюхин (или Каптюхин). Потомки остальных братьев называли себя Чиняевы. Предполагаю, что возможный родоначальник – татарский казак Чинай Борисов Деребердеев.
Чюх(к)аевы* – основатели этого мещанского рода Михаил Филиппов (1680 г.р.) и его сыновья Мирон (1707 г.р.) и Иван (1712-1756).
Шваревы* – основатель этого рода Семен Григорьев (1660 г.р.), но у его родного сына своих детей не было, поэтому род продолжился от пасынка, Гаврилы Кириллова (1695 г.р.).
Шмелковы – основатель этого рода мещан Иван Федоров (1731-1807) был показан в третьей ревизии 1762 как находящийся в «бегах».
Шемякины* – один из самых больших родов Кадома, потомки которого были и купцами, и мещанами. Его основатели проживали в нескольких дворах: первый – Дмитрий Васильев (1657 г.р.) с сыновьями, второй - Тарас Авдеев (1659 г.р.) с сыновьями, третий – братья Василий (1680-1763), Лаврентий (1685 г.р.) и Филипп (1690 г.р.) Денисовы дети, четвертый – братья Абрам (1657 г.р.), Василий (Большой) (1672 г.р.), Павел (1683 г.р.) и Василий (Меньшой) (1690 г.р.), пятый – Павел Харитонов с сыновьями. Один из правнуков братьев Семеновых детей, Иван Хрисанфов (1763 г.р.), «за смертоубийство в 1807 году сослан на каторгу». В этом роду были и мещане, и купцы, и есть случаи рождения незаконнорожденных детей.
Шляпугины* – основатели этого небольшого мещанского рода братья: Савелий (1650 г.р.) и Аким Петровы дети.
Цедилины – 6 ревизия 1811 года показала новых мещан с фамилией Цедилины: Степана Варфоломеева (1741-1803), Федора Григорьева (1754 г.р.) и Ивана Ефремова (1783 г.р.).
Временно в Кадоме проживал Яков Степанов Килдышев (1756-1798), но этот род не получил своего продолжения
В 1796 году к мещанам Кадома были приписаны из разных селений. Из Мурома: Гаврил Федоров Бастрыгин (1764 г.р.), Осип Исаев Зверев (1740 г.р.). Из тульского купечества: Василий Аммосов Сапельников (1729 г.р.). Из Муромского купечества: Павел Петров Осминников (1769 г.р.). Из Темниковского купечества: Семен Алексеев Мелентьев (1774 г.р.).
Ясачные крестьяне: из Шокши – Василий Феодосеев (1734 г.р.), из Широмасово – Степан Васильев (1721 г.р.), оба бесфамильные.
Отлучники: Григорий Кириллов Воронков (Воронцов) (1745 г.р.)
Из иностранцев: Иван Васильев Ларенцов (1781 г.р.) и его брат Семен (1784 г.р.)
Отпущенный на волю крестьянин: Петр Ананьев Чяпашев (1765 г.р.),
Из Спасского мещанства: Ржевкин
Из Волох – Петр Васильев Волохов (1756 г.р.).
Новокрещены из турок: Петр Иванов (1750 г.р.) Усачев(!).
Бесфамильные из церковников и Рязанского купечества
Вновь приписанные в 1811 году: Иван Аверьянов Дуров, и опять много бесфамильных.
А еще в архиве сохранилась 10 ревизия 1858 года, которая показала фамилии крестьян сельского общества села
Старый Кадом: Горины, Ал(г)еевы, Поляковы, Калинины, Комаровы, Чистоколовы, Самойловы, Корольковы, Пичугины, Никитины, Пановы, Нестеровы, Никитины, Анисимовы и Волковы. Но их предков найти крайне тяжело, надо изучать документы многих областных и федеральных архивов
И последнее.
В поселке Кадом есть много исторических памятников: Милостиво-Богородицкий женский монастырь, Димитриевский собор, стоящий рядом «обезглавленный» Троицкий собор, а также остатки Преображенской церкви, в селении работает Кадомский историко-краеведческий центр, сохранились некоторые купеческие дома, недалеко от поселка есть святой родник «Паника», а еще можно увидеть и изучить тонкости уникальной вышивки «Кадомский вениз», но нет главного …!
Кто основал этот город? Кто охранял и оборонял его в эпоху Московского государства? Кто строил и создавал все эти храмы и памятники? Кто сумел освоить новые ремесла и торговлю?
Это же сделали не проходящие мимо и никому неизвестные люди.
Некогда город Кадом, его Стрелецкую и Пушкарскую слободу строили солдаты и пушкари вместе со своими семьями, а потом к ним присоединились монахи и крестьяне. Эти люди имели конкретные фамилии, и теперь мы их знаем. А их потомки сегодня живут в этом историческом месте,
носят эти же фамилии, совершенно забыв, кому они обязаны этим.
В Кадоме не хватает самого главного, исторически самого важного места, хотя бы просто мемориальной доски - памятника своим далеким, но уже известным предкам, которые основали это селение.
А если его нет, то и нет СОПРИЧАСТИЯ настоящего с прошлым. Поэтому, нынешним жителям приходится гордиться
только созданным предками наследием, а не самими предками!
И я даже знаю, где должен находится этот памятник! Кадом возник, потому что нужна была крепость для охраны Московского государства. Эта крепость была самым первым строением Кадома. А в ней жили особые люди. И там история была чуть другая.
Пушкарское дело – это особое военное ремесло. Пушкари – это ….
И впереди нас ждут родословные жителей
Пушкарской Слободы:
Абазаевы, Астенины, Е(Я)кушевы, Макарочкины, Теляев, Тареевы, Чирковы, Шестаковы, Шумилины, Стародубцевы, Стрикуновы (Стрюкиновы) и т.д.
Сюндюков Эдуард Маратович, г. Уфа.
syundyukov.43@mail.ru
Комментарии 1