👉 Вот моя деревня…! ✔ Кандидат технических наук В.Ф. Штыков - о своих воспоминаниях о селе Ильмино Никольского района. Тоска и печаль охватывают меня, когда я смотрю на сегодняшнее состояние села Ильмина (в старом ильминском языке это слово склонялось по падежам), моей самой первой и самой главной Родины. К сожалению, с каждым годом родное мое село становится все меньше и меньше похожим на Ильмино моего детства. Давно уже нет в нем того богатого и дружного Ильминского колхоза имени Ленина, в котором трудилось более тысячи человек, и который имел в своем техническом парке около 50 тракторов, 40 автомобилей, 25 зерноуборочных комбайнов, множество единиц более мелкой техники, позволявшие обрабатывать более 10 тысяч гектаров пахотных земель, содержать большое количество коров (около 2 тысяч), овец (почти 4 тысячи) и лошадей (примерно 500 голов). Уничтожение в конце девяностых годов данного «объекта критически важной инфраструктуры» несомненно явилось главной причиной катастрофического уменьшения числа жителей села Ильмина. Уместно в этой связи напомнить, что максимальное их число (3117 человек) было зафиксировано в 1911 году, а затем оно неуклонно уменьшалось, сначала медленно (до 1970-х годов), а затем стремительно с 2040 человек в 1970 году до сегодняшней официальной цифры 574 человека. Критическое снижение числа жителей, в свою очередь, вызвало большие негативные социальные последствия, в том числе в сфере медицины, образования и культуры. Давно уже нет Ильминской больницы, которая в годы моего детства представляла собой настоящий больничный городок с родильным отделением, стационаром, поликлиникой, аптекой и столовой. Практически закрылась Ильминская средняя школа, которая славилась когда-то своими учителями и качеством образования своих выпускников, и ежегодно открывавшая свои двери для более чем 700 учеников. Занятия в ней шли и по дневной (в две смены), и по вечерней форме, а кроме того поддерживалась работа многих кружков и спортивных секций. На фоне демографического провала потускнел и притих Ильминский клуб, который когда-то представлял собой многолюдный муравейник, совмещающий в себе и кинотеатр, и концертный зал, и танцевальный клуб, и центр художественной самодеятельности со своим самодеятельным духовым оркестром. Но особенно важно, что изменились и сами ильминские жители. И первое, что заметно – это то, что нет уже между ними прежнего единства, прежнего единомыслия и прежнего активного общения. В наше время ощущение упомянутого выше единства поддерживалось тем, что, несмотря на довольно продолжительное советское воспитание, мы все до мозга костей были пропитаны национальным русским сознанием и русским национальным укладом жизни, на которых, как на прочном фундаменте много веков прочно стояла великая Россия. Я хорошо помню, что в указанные «раньшие времена», при уже давно закрытом местном православном Богоявленском храме, ритм жизни ильминских жителей и даже, в какой-то степени смысл их жизни, по-прежнему определяли установленные русской православной церковью многочисленные христианские праздники, и особенно – Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица и многие другие. На Рождество вся детвора с раннего утра собирались в группы и ходила по домам «славить Христа». Славили Христа не совсем бескорыстно, каждый надеялся насобирать немного денежек, хотя бы на кино, а если повезет, то и на покупку в магазине какого-нибудь маленького гостинчика. А взрослые устраивали застолья («гулянки»), но при этом, как правило, за столом собирались только самые близкие родственники и гуляли один день (на второй - сдержанно опохмелялись). Между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) были Святки, включающие в себя гадания, шутливые розыгрыши ряженых, которые толпами ходили по домам и поздравляли жителей с наступающим Новым годом (по старому стилю) и другие мероприятия, из которых мне особенно запомнилось «сжигание старого года» ночью с 13 на 14 января! Это «сжигание» включало в себя факельные шествия на каждой улице и собственно сжигание в 12 часов ночи чучела старого года (на больших, многолюдных улицах таких шествий и сжиганий было иногда даже несколько, по «концам улиц»). Вся молодежь, «от мала до велика», тщательно готовилась к этим ритуальным действиям - заранее изготовлялись факела, выбиралось место для чучела старого года, готовились горючие материалы для него. Возвращались домой чуть не к утру, пропахшие дымом и перемазанные сажей, но довольные и счастливые! Крещение (Богоявление) в Ильмине – престольный (храмовый) праздник. На него старались назначать свадьбы, но гуляли и просто так, без всяких свадеб, родственными кланами. При этом обязательно надо было посетить дом каждого из гулявших родственников. А так как некоторые кланы были очень обширны, а сил хватало лишь на то, чтобы посетить за день не более трех домов, то гулять приходилось не менее недели. Но зато сколько задушевных песен, задористых и задиристых частушек, плясок и скоморошьих выходок можно было увидеть в этот праздник! Масленица – не совсем христианский праздник, скорее языческий, он соответствовал периоду весеннего равноденствия и ассоциировался с началом весны и радостью оживления окружающей нас природы, хотя внешне зима в это время чаще всего была еще вполне полновластной хозяйкой! Масленичная неделя заканчивалась «Прощеным воскресением» и началом Великого поста. Я запомнил этот праздник по сохранившемуся старинному традиционному мероприятию, которое называлось «катание на лошадях», для чего колхозное начальство специально выделяло лошадей, ездовых, сани, сбрую. «С миру по нитке» собиралась и соответствующая утварь (колокольчики, бубенцы, ленты и прочее). Ну, и, конечно же, ни одна Масленица не обходилась без широких застолий, тем более, что впереди всех ждало 7-недельное воздержание Великого поста. Пасха в моей жизни осталась наиболее светлым и радостным праздником. Это объясняется многими причинами. Во-первых, ей соответствовало радостное пробуждение природы: дни становились намного длиннее, чем ночи, – значит большее время можно находится вне дома, остатки снега быстро исчезали, кругом был слышен шум талой воды в многочисленных ручьях и широко разлившихся больших и малых рек и речушек, со всех сторон раздавалось пение и гомон скворцов и других птиц, прилетевших с далекого юга, распускались первые цветы! Во-вторых, каждый дом перед пасхой прихорашивался: все в нем мылось и чистилось, обязательно наклеивались новые обои (они по-старинному назывались шпалерами), развешивались чистые, а по возможности новые, шторы и занавески, выставлялись внутренние оконные рамы и растворялись окна, разбирались и убирались до осени громоздкие рогожные станки! В-третьих, все тщательно готовились «христосоваться» - заранее красились яйца, а накануне Пасхи почти все сначала участвовали во всенощной православной службе (ввиду закрытия церковного храма службы проходили в обычных домах по очереди), а наутро дети ходили по домам и поздравляли всех подряд с Христовым воскресением, получая от них при этом в благодарность деликатесы в виде крашенных куриных яиц. Троица была практически летним праздником, так как попадала или на вторую половину мая или на первую половину июня. На Троицу все вокруг зеленело, цвело и пахло! На Троицу с незапамятных времен, уходящих в языческую Русь, существовал красивый обычай – украшать дом снаружи и изнутри зелеными ветками, при этом особенно почитался клен. В лес за «кленовыми кустами», как правило, ходили ранним утром, иногда даже до восхода солнца, росистые ветки дольше не увядали. Кленовыми ветками обязательно украшали окна снаружи, а часть высоких кустов заносили в дом, создавая уютный зеленый интерьер. На Троицу, кроме традиционных застолий (гулянок), практиковались различные игры и развлечения среди молодежи, например, устраивались высокие качели (их называли казачьим термином «рельи»), от которых до поздней ночи слышался визг катающихся и смех зрителей и катающих молодцов, которые иногда так высоко раскачивали человека, что он, а чаще всего она, делали почти полный оборот вокруг перекладины. Среди парней практиковались спортивные игры, особенно «чушки» (городки) и «клек». Но были и азартные игры на деньги, и в первую очередь - «в орла» (или «в орлянку») и «в дупель». Среди карточных игр самыми популярными были «безденежные» игры - «дурак» и «шама». На деньги в карты играли редко и исключительно в «очко», известное больше как «двадцать одно»! У женщин и девушек самой популярной и очень азартной была полуспортивная игра «катание яиц», выигрыш или проигрыш в которой измерялись количеством выигранных или проигранных крашеных куриных яиц. На примере тогдашнего Ильмина можно было легко представить, как интересно и содержательно жили здесь люди раньше, в конце 19 - начале 20 веков, когда живы были многочисленные носители русского народного духа, русских народных преданий, русского народного быта и уклада жизни, русских народных ремесел. Но с тех пор, к сожалению, каждое новое поколение все дальше и дальше уходило от своих национальных корней. Забывались традиции и обычаи, забывалась местная народная культура, забывались праздники, постепенно забывалось все, что объединяло жителей села, делало их жизнь содержательной и духовно яркой, забывалось все, что роднило и объединяло нас! Почти забыт древний, коренной, своеобразный ильминский язык, не видно уже славящих Христа на Рождество, давно уже нет факельных шествий и сжиганий чучел старого года на Святках, забыты родственные застолья на Крещение, никто уже не ходит на всенощную службу и не христосуется на Пасху, не видно украшенных зелеными ветками домов на Троицу! А вновь организованная в Ильмине маленькая православная церквушка оказалась слишком велика для ильминских жителей. Даже по великим праздникам в эту церковь приходят не более 5-10 человек, что составляет всего 1-2 процента от общего количества жителей Ильмина. Такое отношение можно объяснить не только общим снижением общественной активности народа, но и той наглой клеветнической информационной войной, которая развязана многочисленными заклятыми врагами против Русской Православной Церкви. Немногие понимают, что Русская Православная Церковь является не только религиозным центром Православия, но и хранительницей русских национальных традиций и русского национального самосознания. А наши враги, в отличие от нас, прекрасно это понимают! Они понимают, что забвение своих исторических корней ведет русский народ к полному национальному вырождению и рассеянию среди других народов! Уже сегодня мало найдется ильминских жителей, которые могут осознанно обосновать свою «русскость»! Ведь для того, чтобы называться русским нужно помнить русские традиции и стараться жить русским укладом жизни, нужно уважать и поддерживать русские многовековые духовные основы, объединяющие отдельных русских людей в единый русский народ. Без этого мы не народ, а «трень-брень трава», перекати-поле без корней и без своего национального будущего! Автор: В.Ф. Штыков, кандидат технических наук #Историяродногокрая
    29 комментариев
    178 классов
    ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ 👉 Сюрпризы села Нечаевка Я была в Нечаевке лет десять назад, а, может, и больше. И по своим воспоминаниям я уже тогда в шутку заметила, что здесь можно снимать фильмы про древнюю Русь: утонувшие в густо-зеленых кустарниках скукоженные домишки с зияющими черной пустотой оконными проемами, покосившимися крылечками…. Без палисадников и цветущих в них неприхотливых бархоток, без пения петухов и надрывного лая собак…. Абсолютная, звенящая в ушах тишина… И вдалеке скорбная, почерневшая от времени церквушка с покосившимися крестами на башенках. Она-то и привлекла внимание своей нетрадиционностью, потому что больше напоминала деревянную архитектуру русского Севера, а не типичные церкви и храмы Никольского района. Уже тогда на земле лежал купол колокольни, а кованые, «кружевные» кресты не сверкали на солнце, потрепанные ветрами, дождями и людским равнодушием. Теперь я ехала в Нечаевку, узнав, что там проживает лишь одна семья – пожилая женщина со своим сыном. Но Нечаевка встретила сюрпризами. Кстати сказать, несмотря на проливные дожди, дорога в село Нечаевка оказалась пристойной, добротно укатанной, словно по ней ежедневно едут десятки машин. Не доезжая до сельца, взору явилось огромное пастбище, загороженное проволокой, как я поняла, электрозабором. А на пастбище паслись десятки жгуче-черных бычков, как потом пояснили, их ровно 90, и число их еще не предел. Я не придала значения этому факту, потому что посчитала, что это стадо какого-нибудь сурского или ильминского фермера. Однако, уже на околице взгляд с изумлением остановился на скоплении «навороченной» техники сельхозпроизводства и явно нерусского производства, сверкающей своей новизной и яркими красками. Дом рядом оказался обжитой, а неподалеку бригада мужчин деловито трудилась на обустройстве еще одного крупного дома, явно не обращая на нас никакого внимания. Подобное вмешательство в «древнюю Русь», конечно же, заинтриговало: нигде не было никакой информации, что в заброшенном селе Нечаевка вдруг появилась новая жизнь и новые люди. Спустя десятилетия забвения, забытья и летаргического сна…. БЫТОПИСЬ НЕЧАЕВКИ Вот как ее описывает известный пензенский краевед, историк-архивист, археограф Михаил Сергеевич Полубояров: «НЕЧАЕВКА (Высадки), русское село Ильминского сельсовета, в 3 км к востоку от него, при ручье Катим. Основано помещиком в Городищенском уезде. Перед отменой крепостного права показано за князем Иваном Сергеевичем Трубецким, у него здесь 362 ревизских души крестьян, 134 тягла, у крестьян 106 дворов на 60 десятинах усадебной земли, 980 десятин пашни, 299 десятин сенокоса, у помещика 3568 десятин удобной земли (вся земля – лес и кустарник). Около 1860 года в село были переведены крестьяне д. Прутки. В 1887 году построена деревянная церковь во имя Михаила Архангела, в 1894 году при ней работала церковно-приходская школа. Среди крестьянских промыслов преобладали связанные с лесом. Так, в 1893 году в селе производством рогож, циновок и кулей занималось 233 семьи. В 1912 году – Ильминской волости Городищенского уезда, 259 дворов. 1 община, паровая и водяная мельницы, кузница, кирпичный сарай, 3 лавки, в трех верстах винокуренный завод. В 1939 году – центр сельсовета Большевьясского района. В 1955 году – Большевьясского района, центральная усадьба колхоза имени Молотова. Численность населения (по годам): в 1864 – 886, 1877 – 1062, 1897 – 1128, 1912 – около 1720, 1930 – 1196, 1939 – оценочно 777, 1959 – 472, 1979 – 290, 1989 – 98, 1996 – 69 жителей. В 2004 году – 25 хозяйств, 39 жителей». Кстати сказать, в Нечаевский сельсовет входили поселок Бобриха (в 10 км восточнее Нечаевки) с «последней» численностью населения в 1959 году в 79 жителей; Большой родник, основанный между 1911 и 1926 годами, закончил существование между 1955 и 1959 годами. В 1939 году там проживало 142 жителя. Борисовка закончила существование между 1912 и 1926 годами. Поселок Пестовое был упразднен в 1975 году. Согласитесь, что село Нечаевка по тем временам было достаточно крупным населенным пунктом, где основным видом деятельности было сельское хозяйство, которое давало возможности жить в некотором достатке и благополучии. Село в период распада колхозов планомерно умерло: жители стали массово переезжать в ближайшие Ильмино, р.п. Суру, где можно было найти работу и жилье. Нечаевка постепенно зарастала бурьяном и забвением. ГРАФСКАЯ ЦЕРКОВЬ Пятиглавая деревянная церковь Михаила Архангела в селе Нечаевка Никольского района Пензенской области – по сути, штучный вариант, характеризующийся нестандартными проектными решениями. Однопрестольный Михаилоархангельский храм возведен в 1887 году на средства местного прихода тщанием местной замлевладелицы княгини Веры Сергеевны Трубецкой. Освящен 2 июля 1889 года. Согласно завещанию, составленному незадолго до смерти графиней Александрой Лаваль, все, что она имеет, передается ее детям. У Александры Григорьевны - четыре дочери. В свете истории Никольского района наибольший интерес представляет дочь Екатерина, которую знает каждый, кто когда-либо учился в школе, - княжна Екатерина Ивановна Трубецкая. Та самая, которая, бросив все, отправилась за мужем-декабристом в Сибирь. Она не доживет до амнистии 1854 года, которая восстановила бы ее в гражданских правах и позволила бы стать владелицей пензенского поместья. Родовое поместье гр. Лавалей в 15 355 десятин и 2 978 крестьян наследует в 1856 году после восстановления в княжеском достоинстве и гражданских правах ее сын - князь Иван Сергеевич Трубецкой. «Любимая Трубецкими усадьба, - пишет известный знаток пензенской истории А.В.Тюстин, - находилась в селе Ильмино». Но, помимо Ильмино, Иван Сергеевич владеет и окрестными селами: «В трех верстах от Ильмино находится деревня Нечаевка, имеющая до 1200 жителей и в эпоху освобождения крестьян, принадлежащая Ивану Сергеевичу Трубецкому, владевшему здесь более чем 5 тысячами десятин...». Князь И.С.Трубецкой проживет недолгую жизнь. После его смерти владелицей поместья становится его жена Вера Сергеевна Трубецкая, урожденная Оболенская. Она оставит после себя добрую память. Княгиня B.C. Трубецкая построит в с. Ильмино первое здание для местной школы. Исторический документ свидетельствует: «Школа с 1881 года помещается в отдельном, отличном здании, выстроенном Верой Сергеевной Трубецкой». 3 мая 1883 года в селе Ильмино случился большой пожар. В пожаре до основания сгорел храм Богоявления Господня. Крестьяне сел Нечаевка и Починки, входившие в приход ильминского храма, отказались от участия в строительстве церкви в с.Ильмино и построили церковь в селе Нечаевка. На постройку храма Богоявления Господня с двумя приделами в с. Ильмино и храма во имя Архистратига Михаила в с. Нечаевка «лес пожертвовала кн. Вера Сергеевна Трубецкая». Постояв в тишине возле заброшенной церквушки, я решилась зайти внутрь, благо, дверь была закрыта лишь на колышек. Внутри ласково верещали стрижи; солнце пробивалось своими лучами сквозь покореженные кованые ставни окон. Поразили две деревянные колонны, поддерживающие купол церкви: их почти метровый обхват и «цельность» говорили о том, что колонны сделаны из стволов мощных, «корабельных» сосен, которые, видимо, некогда здесь произрастали. Как, собственно, и сруб самой церкви, который, как утверждают старожилы, был собран без единого гвоздя. Внешне сруб церквушки был «зарешетен» тесом, который, как говорят, прибивался деревянными гвоздиками-колышками. Также рассказывают, что внутри церковь была окрашена в лазурно-голубой цвет, а на обитых досками стенах были нарисованы иконы. Отапливалась церковь огромной печью из местного рукотворного кирпича, из которого, кстати, был также сделан фундамент церквушки. Нечаевская церковь, как рассказывают, обладала особой силой: может, она ее черпала из энергии не испорченного железом гвоздей и кованых стяжек; от синевы лазурита, полученного из полудрагоценного минерала, которым была выкрашена церковь внутри, от икон, которые тщательно выписывались на огромных досках местными иконописцами. Говорят, эта уникальная деревянная церквушка лечила самые страшные болячки, и сюда, в это лесное захолустье, приезжали даже зимой, в санях, по бездорожью, лишь бы приложиться к намоленным иконам, не испорченным людскими грехами и лукавством. Церковка, как говорят, никогда не запиралась, несмотря на удаленность от оживленных сел и поселков: говорят, что сюда можно было даже прийти помолиться ночью, услышать божий глас и получить благословение от самой княгини Трубецкой. Так это или нет - всего лишь людская молва. Однако, спустя сотню лет забвения на это уникальное деревянное зодчество обратили внимание. И, увы, не местные жители, а приезжие люди. НЕУЖЕЛИ В НЕЧАЕВКУ ПРИШЛА ЖИЗНЬ? Возвращаясь от церкви, решилась-таки полюбопытствовать, что это происходит революционного в этом заброшенном селе. Познакомилась с Александром Александровичем Гусевым, уроженцем города Воронежа, которого в Ильмино любовно называют «Сан Санычем». - Знаете, у нас в команде работает внук жителей села Нечаевка В.Овчинников. По его приглашению как-то приехали сюда погостить, порыбачить. И так впечатлились природой, тишиной, плодородностью Нечаевки, что зачастили сюда почти на два года. А потом решили основать здесь свое хозяйство: оформили ИП со многими видами сельскохозяйственной деятельности. В этом году решили откормить 90 голов бычков абердин-ангусской мясной породы. В планах - разведение овец и лошадей. Купили 300 га земли, где сегодня уже засеяли подсолнечником для кормов и для производства растительного масла. Купили пять домов для проживания, оформили их соответствующим образом. Пробурили артезианские скважины. В планах «ремонт» нечаевского пруда – его очистка, строительство пирса и купели. А здесь и впрямь древняя Русь, не запачканная цивилизацией, чистая, тихая, скромная. И, главное, плодородная. Столько земли, заросшей самосевными растениями, нераспаханной, но способной дать хорошие урожаи. Но, самое главное, что нас, воронежских, сюда привлекло, - вот эта церквушка. Мы решили ее реставрировать. И не только потому, что у нее есть вековая история и не менее вековые легенды. Эта церковь уникальной архитектуры, непревзойденного деревянного зодчества, которого уже мало осталось в России. Кроме того, мы уверены, что с восстановлением этой уникальной церкви в это село вернется жизнь: сюда будут приезжать люди на богослужения, на праздники; потом подтянутся летние дачники; а потом, может быть, кто-то решится здесь поселиться и завести свое хозяйство – пасеку, коровник, свинарник, овчарню или конюшню. Здесь для этого есть все условия. - Знаете, вначале были какие-то сомнения в плане того, стоит ли отдавать земли приезжим, - говорит глава Ильминского сельсовета С.В.Писанов. – С другой стороны, Нечаевка – по сути, заброшенное село, где нет жителей, нет какого-либо производства. Просто зарастает бурьяном… Рискнули, договорились…. И, честно говоря, сегодня радуемся, что в Нечаевку пришел инвестор. Добросовестный, платежеспособный, деятельный. Оформил ИП, платит за землю, налоги, расширяет хозяйство. Результаты уже в первый год деятельности видны налицо. По словам инвестора, в его планах обустройство базы отдыха с «отремонтированным» прудом, пляжем, банями, конными прогулками. В ближайших планах – ремонт грунтовой дороги от Ильмино до Нечаевки. И реставрация церкви, что, несомненно, привлечет в Нечаевку немало паломников. - В ближайшее время планируем организовать субботник по благоустройству территории возле церкви и возле заброшенного памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны: видимо, на этой стеле была табличка с именами сельчан. Она сегодня разрушена, и мы хотим ее восстановить. Нужно очистить территорию от кустарников, от бурьяна, вывезти все это в отдаленное место, - рассказывает А.А. Гусев. - Мы готовы обеспечить транспортом людей, которые согласятся помочь нам в благоустройстве территории. Мы привезем-отвезем, накормим обедом всех желающих. Но, думаю, дело это важное и нужное, и люди откликнутся. Кроме того, по благословению священнослужителей, мы откроем расчетный счет для реставрации нечаевской церкви. Естественно, с последующими отчетами. И, думаю, что на следующий год в ее сводах состоится первая церковная служба спустя две сотни лет после забвения. Очень хочется верить Сан Санычу – удивительно креативному, рассудительному молодому человеку и его команде, что благодаря воронежским инвестициям это заброшенное село оживет и воспрянет новой плодотворной жизнью. Автор: Марина Вострова Фото автора СПРАВКА Пятиглавая деревянная церковь Михаила Архангела находится в селе Нечаевка Никольского района Пензенской области. В эклектичном силуэте храма наблюдается достаточно редкая для сельского деревянного зодчества комбинация форм ложного классицизма и мотивов московского барокко, встречающихся в сельской храмовой архитектуре вплоть до конца XIX века. Конструктивно храм представляет собой распространенную объемно-пространственную композицию, свойственную для деревянной архитектуры русского Севера, а также впоследствии нарышкинского барокко - восьмерик на четверике. Срубленный в чашу четверичный объем, обшитый профилированным тесом, перекрывается глухим октогональным восьмериком, на который водружен восьмигранный шатер, увенчанный полигональной главкой на восьмеричной шее. По углам четверика установлены 4 малых восьмерика, так же перекрытых шатрами, с полигональными главками. Формы восьмеричных объемов навершия храма, а также шатров с характерными «юбками», напоминают нам ушедшие к тому времени, но продолжающие жить в сельской храмовой архитектуре, мотивы московского барокко. А вот фасадное оформление четверика изобилует формами ложного классицизма, так же распространенного в храмовой архитектуре второй половины XIX века. Все 4 стены четверика украшены плоскими пристенными портиками, состоящими из раскрепованных фронтонов и сдвоенных лопаток на углах, имитирующих пилястры. Лопатки, как полагается пилястрам, имеют базу, упрощенную капитель и даже каннелюру. А вот окна второго света с прекрасными кованными решетками своим рубленным скруглением продолжают стремиться к формам необарокко. Входные проемы с севера и юга украшались остроконечными сандриками, окна первого света - сандриками в виде небольшого карниза. С запада к храму пристроена небольшая трапеза, к которой вплотную примыкала колокольня. Увы, не та, ни другая до наших дней не дошли. С востока к выстроена трехгранная алтарная апсида.
    37 комментариев
    246 классов
    👉 «Мне нравится моя работа, и никуда отсюда не уйду!» Сергей Михайлович Шиндин с детства мечтал стать зубным врачом. После школы сдал документы в Саранск на бухучет, а за две недели до начала учебного года поменял свое решение и поддался детской мечте, поступив в Пензенский базовый медицинский колледж, о чем нисколько не жалеет. А пациенты его за выбор только благодарят. Почему-то бытует мнение, что зубные врачи – это самые «страшные» врачи, а потому идут к ним не с особым желанием не только дети, но и взрослые. Однако, те, кто хоть раз побывал на приеме у Сергея Михайловича, могут поспорить по этому поводу, потому как в следующие разы они идут к нему уже без всяких страхов. «Оказавшись в кресле перед этим врачом и уже услышав его успокаивающий голос, увидев поверх маски его глаза, излучающие добро, страх куда-то улетучивается, боль отступает и появляется надежда на скорейшее выздоровление, - отзываются о нем пациенты. – Сергей Михайлович внимательно выслушает все жалобы, сделает необходимый осмотр, подлечит больной зуб, а выходишь от него обязательно с улыбкой на лице». По признанию самого специалиста, будучи ребенком, он никогда не боялся лечить зубы. Каждый раз, придя на прием к стоматологу, хотелось поменяться с ним местами и побыть в роли доктора, поэтому и решил получить такую специальность. - Родители посчитали, что моя мечта не серьезная, поэтому решили, что мне нужно получить бухгалтерское образование, да и мама у меня была бухгалтером, - начинает свой рассказ мой герой. – Сдали документы, я поступил, но в итоге резко изменил свое решение. А причины две: первая – это мечта, а вторая, ну, не мог я смотреть, как моя мама делала отчеты, и цифры, цифры, цифры. После получения диплома молодой человек вернулся в Никольск. Оказалось, что нужны зубные врачи в села Б. Кеньша и Маис. Выбор пал на второе село, и с тех пор вот уже на протяжении 20 лет остается верен своему делу. - Мне нравится то, чем я занимаюсь. Знать, что человек уходит от тебя с хорошим настроением и благодарностью в сердце, - разве может быть награда лучше этой?! Да и работать в современных условиях – одно удовольствие. Ведь сегодня стоматология шагнула далеко вперед. Благодаря современным препаратам процедура лечения зубов стала гораздо менее болезненной по сравнению даже с недавним прошлым. Постоянно появляются новые, более качественные пломбировочные материалы, - отмечает Сергей Михайлович. Его рабочий день начинается в восемь утра, хотя задолго до этого зубной врач приезжает на рабочее место из города. К этому времени у кабинета Сергея Михайловича уже появляются первые пациенты. - Работы много, – угадывая мой вопрос, говорит мой собеседник. – В день принимаю по 17-18 человек. Это не только жители села Маис, но и Столыпино, Субботино, Ночка, Кравково, Павловка, бывает, что и никольчане посещают мой кабинет. - Когда впервые приехал сюда работать вместо другого зубного врача, которая ушла на пенсию, меня очень радушно приняли. Был проведен капитальный ремонт здания, завезена новая техника, поэтому начинать работать было легко. Я очень благодарен своим пациентам, что они до сих пор воспринимают меня как хорошего специалиста и верят в мои умения и навыки, так как приходят на прием повторно. Здесь у меня в основном лечение зубов у детей и взрослых. А что касается удаления или протезирования пациенты посещают стоматологов никольской поликлиники. Зайдя в зубной кабинет, невольно вспоминаю себя в качестве пациента, и по спине пробегают мурашки. Всё-таки поход к такому доктору – это стресс. И, наверное, только сейчас, глядя со стороны, как проводит приём доктор, начинаешь понимать, что ему тоже нелегко в режиме нон-стоп преодолевать тревожность каждого пациента. Здесь нужно быть ещё и психологом. Прошу медика поделиться секретами – как удаётся успокоить пришедшего на прием человека? - Иногда достаточно во время приёма просто разговаривать с пациентом. Когда его заговариваешь, он даже иногда не понимает, что ты делаешь. Чем больше разговариваешь, тем больше это их отвлекает. Одних приходится успокаивать, с другими применить строгость, но это очень редко. Потому что все люди разные. И возраст может играть роль, и хронические заболевания. Иногда попутно приходится не только зубами заниматься, но и за жизнь поговорить, например, это касается людей пенсионного возраста. К каждому человеку стараюсь найти индивидуальный подход. Приходится быть немного психологом. Это обязательно. Это профессия, которой нас учили в медицинском колледже, без неё никак, – рассказывает Сергей Михайлович. Впрочем, есть и другие нюансы в работе врача, о которых мы редко задумываемся, сидя в стоматологическом кресле. Например, о нагрузках чисто физического характера: неудобная поза, длительное зрительное напряжение. - Зубным врачом работать достаточно тяжело физически, потому что мы подолгу занимаем вынужденное положение тела, – говорит доктор. – Поэтому я ежедневно стараюсь заниматься спортом. Легкие пробежки на свежем воздухе, турник или просто ходьба на стадионе, чтобы восстановить себя, потому что иногда болит спина, сводит руки, мышцы, и эти занятия очень помогают. По его словам, самое важное и, может быть, самое сложное в профессии врача – найти контакт с пациентом, войти к нему в доверие, чтобы он поделился с тобой своей проблемой. - Самое главное, наверное, – провести лечение безболезненно или хотя бы свести к минимуму боль. Потому что человек сильно переживает, испытывает сильную боль, и моя задача – сделать всё небольно, быстро и, конечно, качественно, – подчёркивает Сергей. Больше всего на прием к Сергею Михайловичу приходят взрослые, но и дети заглядывают. - Сколько бы лет я не работал, дети мне доставляют радость. Потому что они маленькие, искренние, добрые, безобидные, и это всегда приятно. Могут и кулак показать, и, наоборот, обнять. С детьми радостнее и интереснее работать, потому что они быстрее идут на контакт. И доверяют тебе сразу, их не надо об этом просить. Бывают, конечно, трудности и уговаривать приходится, но всегда добиваемся результата, а это самое главное в моей работе. Стоматология развивается очень динамично. Меняются методы лечения, появляются новые материалы и инструменты, что, несомненно, мотивирует к постоянному самообучению и саморазвитию. Поэтому раз в пять лет Сергей Михайлович проходит обучение на различных курсах и на данный момент имеет высшую категорию. - Известно, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Могли бы Вы дать нашим читателям несколько профессиональных советов по уходу за полостью рта? - Всем рекомендую раз в полгода или хотя бы раз в год ходить на осмотр к стоматологу. Необходимо обязательно следить за полостью рта - два раза в день чистить зубы, пользоваться дополнительными гигиеническими средствами: зубочистками, зубными нитями, ирригаторами, ополаскивателями и так далее. И конечно же, следите за своим питанием, не ешьте чипсы, ограничьте употребление конфет, все это пагубно влияет на эмаль зуба. За 20 лет своей работы Сергей успел полюбить эти места. - Жизнь сельских жителей, как и городских, постоянно кипит. А какие здесь красивые места! Лес, небольшие возвышенности, рядом проходит железная дорога, в Никольске этого не встретишь, - с восхищением делится мой собеседник. – Да, поначалу мне очень хотелось работать в городе, но сейчас я понимаю, что именно здесь мое место, что меня ждут мои пациенты и не хочу ничего менять. И я часто сотрудничаю со своими коллегами из никольской поликлиники. Хочу сказать, что у нас дружный коллектив, где каждый всегда готов прийти на помощь, что касаемо работы, да и личного. И мне очень повезло работать с профессионалами своего дела. Думаю, этим сказано все, человек действительно нашел свое призвание, когда-то осуществив свою мечту и стал зубным врачом, чтобы дарить людям красивую улыбку. Автор: Ольга Фролова #людиземлиникольской
    56 комментариев
    442 класса
    Один отец лучше сотни учителей День отца праздник для нашей страны совсем молодой и новый, и ещё не обзавёлся своими традициями. Хотя, казалось бы, существование такой даты в календаре напрашивается само собой. Сейчас институту семьи и вопросам демографии уделяется очень пристальное внимание. И не меньшее внимание направлено на поддержку матерей. За всем этим вниманием отношение к отцам остаётся в стороне. Но престиж семьи в глазах молодого поколения нельзя поднять только выплатами и преференциями для молодых мам. Это, безусловно, важно, но за скобками остаётся один важный момент. Материальной поддержкой можно разово подстегнуть рождаемость в стране, но если мы хотим, чтобы крепкая большая семья стала нормой, а не чем-то удивительным, необходимо дать понять молодым парням, которые ещё только задумываются о будущем, что семья – это не источник хлопот и не ярмо на шею. Семья – единственное, что будет с тобой всю жизнь. Ты можешь менять работу и место жительства, переживать взлёты и падения. Но если рядом с тобой будут близкие люди, которых ты любишь, и которые любят тебя, всё будет казаться проще и легче. Быть отцом – это большая ответственность, но это и большое счастье. Видеть, как растут твои дети, как они с каждым годом становятся всё больше похожими на тебя. И ты можешь учить их разумным вещам, говорить правильные вещи. Но учатся они у твоих поступков, и в итоге всегда будут делать так, как делал ты. Я думаю, что этого лирического отступления более чем достаточно. И теперь хочу рассказать вам о герое очерка, посвящённого Дню отца. Живой пример всегда лучше тысячи слов. Знакомьтесь, Сергей Косов - пожарный-спасатель ПСЧ №51, а ещё муж и отец двоих сыновей – Ивана и Степана. Сергей в браке со своей супругой Татьяной уже 12 лет. Старшему сыну Ивану сейчас 11 лет, младшему Степе – 8. Оба они учатся в школе №4. В школе их знают хорошо: Косовы участвуют во всех мероприятиях и всегда готовы поддержать учебное заведение. Но школьные будни – это лишь часть их жизни. Выходные дни – это всегда поездка в деревню к бабушкам и дедушкам. Татьяна родом из Базарной Кеньши, Сергей – из Старой Сели, и эта связь с корнями, с землёй, играет огромную роль в воспитании детей. Поэтому для ребят даже не встаёт вопрос, чем они займутся в свободные дни. Для мальчишек в деревне – раздолье, и придумать интересное занятие не составляет труда. Не стоит забывать и про то, что Сергей трудится пожарным, и это действительно счастье для пацанов. Прийти к отцу на работу, своими глазами посмотреть на пожарные машины – уже на этом этапе у детей формируется уважение к отцу и его профессии. Сергей – человек, чьи руки умеют делать всё. Он не просто пожарный, спасающий жизни в городе, но и опытный охотник и рыбак. Эти увлечения – не просто хобби, а важная часть его жизни, которую он с удовольствием передаёт своим сыновьям. Утренняя рыбалка на зорьке; затаив дыхание, выслеживание осторожного зайца в зимнем лесу, ощущение запаха дыма от костра, обучение отличать следы животных – всё это становится частью их общего мужского опыта. Иван и Степан с раннего детства помогают отцу: чистят рыбу, готовят приманки, учатся обращаться с охотничьим снаряжением, при этом неукоснительно соблюдая правила безопасности. Сергей объясняет им не только технические детали, но и учит уважению к природе, к добыче, прививает ответственность и бережное отношение ко всему живому. Но это не единственное занятие, которое заполняет жизнь братьев Косовых. Уже несколько лет они успешно занимаются самбо в спортивной школе. Это закаляет их характер, учит дисциплине и самоконтролю, развивает силу и ловкость. Занятия самбо также способствуют укреплению братских связей между Иваном и Степаном, поскольку они поддерживают друг друга на тренировках и соревнованиях. Особого успеха в борьбе добился Степан, демонстрируя настоящий бойцовский дух и природное упорство. Его победы – заслуга не только тренера, но и, безусловно, отцовской поддержки и примера. Сергей всегда присутствует на соревнованиях, гордится успехами сыновей и делится с ними опытом, показывая, как важно не только побеждать, но и достойно принимать поражения. Родители стараются минимизировать время, которое дети проводят с гаджетами, стремясь предотвратить развитие цифровой зависимости. Они активно пропагандируют занятия на свежем воздухе и творческие хобби, такие как рисование или создание поделок, чтобы заполнить пространство, которое могло бы быть занято экранами. Для них важно, чтобы дети росли активными, физически развитыми и полноценно общались с окружающим миром. В наше время, когда многие родители легко отдают в руки детям смартфоны и планшеты, чтобы они сидели тихо и не доставали, это более чем похвально. «Крепкая семья – это, прежде всего, взаимопонимание между супругами», – говорит Сергей. - Это основа всего. И семья – это единственное, что действительно вдохновляет меня и толкает вперёд. Это моя главная мотивация, мой самый большой успех». Потом он добавляет, как настоящий любящий муж: «Но без мамы никуда, нужно всегда отдавать ей должное. На её плечах трое мужчин, ещё и справься с которыми». Семья Косовых – яркий пример того, как крепкие семейные узы, совместные увлечения и отцовское воспитание формируют сильных, целеустремлённых и гармонично развитых детей. Именно такие семьи и являются залогом крепкого будущего нашей страны. Сергей Косов – не только пожарный, чья работа уже пример для уважения, он – настоящий отец, воспитывающий достойных сыновей, и это, пожалуй, самая важная его профессия. Павел Сизов Фото из архива семьи Косовых
    13 комментариев
    167 классов
    20 сентября 2024 года в Кирове состоялось 73-е заседание Ассоциации законодательных органов Приволжского федерального округа. Полномочный представитель Президента РФ Игорь Комаров подчеркнул, что одной из ключевых целей государственной политики, определенной Президентом Владимиром Путиным, является сохранение населения и повышение благосостояния граждан. Он отметил, что в ПФО сельские регионы демонстрируют высокие показатели рождаемости. В Пензенской области действует более 25 региональных и федеральных мер поддержки для многодетных семей, охватывающих сферы здравоохранения, образования, жилищную и социальную помощь.
    0 комментариев
    0 классов
    ❤️ Стартовала реконструкция помещений для будущего Национального центра «Россия» В помещениях Экспоцентра на Краснопресненской набережной в Москве стартовала реконструкция помещений будущего Национального центра «Россия». До завершения строительства нового здания центр разместится в Павильонах № 3, 4 и 7. В павильонах появятся залы для постоянной и временной экспозиций, большой концертный зал, лектории, универмаг и фуд-корт. Национальный центр начнет свою работу 4 ноября. В этот день стартует его первое мероприятие — Международный научно-фантастический симпозиум «Создавая будущее». А пока предлагаем вдохновиться пространствами, которые совсем скоро можно будет увидеть вживую. 💛 Подписывайтесь на канал Национального центра «Россия» (https://ok.me/DY1F1)
    0 комментариев
    0 классов
    Филиал фонда «Защитники Отечества» в Пензенской области делает все возможное, чтобы помочь женам и мамам наших героев получить образование, пройти обучение и переобучение! Особенно востребованы следующие направления: • Государственное и муниципальное управление • Косметология (как дополнительное образование) • Медицина • Психология В ролике жены героев благодарят фонд за представленную возможность. Это важнейший шаг на пути к их самореализации!
    0 комментариев
    0 классов
    При воздушной тревоге необходимо действовать быстро и без паники Услышав сирену, сразу направляйтесь в ближайшее укрытие — это может быть подвал или безопасное помещение в доме. Если вы на улице и не знаете, где ближайшее укрытие, следуйте указателям или зайдите в ближайшее здание. Не игнорируйте сигналы тревоги и оставайтесь в укрытии до окончания тревоги, получив подтверждение о безопасности.
    5 комментариев
    10 классов
    🔥 Земляки, не стойте в стороне! Это опрос для жителей Пензенской области, где спрашивают о жизни в нашем регионе. Участвуйте! Важно ответить на все вопросы до конца: https://clck.ru/3DVXJL
    0 комментариев
    3 класса
    Наш земляк доброволец Олег Фунтиков рассказал, почему он пошел защищать Родину Кто-то шел по стопам предков, а кто-то просто не мог остаться в стороне, когда родная земля в опасности. Но всех бойцов объединяет одно — они защищают свои семьи, близких, свою Родины. Служба по контракту в Вооруженных силах РФ! 8 (8412) 56-65-34 г. Пенза, ул. Белинского, 4.
    0 комментариев
    7 классов
Показать ещё