ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ
👉 Сюрпризы села Нечаевка
Я была в Нечаевке лет десять назад, а, может, и больше. И по своим воспоминаниям я уже тогда в шутку заметила, что здесь можно снимать фильмы про древнюю Русь: утонувшие в густо-зеленых кустарниках скукоженные домишки с зияющими черной пустотой оконными проемами, покосившимися крылечками…. Без палисадников и цветущих в них неприхотливых бархоток, без пения петухов и надрывного лая собак….
Абсолютная, звенящая в ушах тишина… И вдалеке скорбная, почерневшая от времени церквушка с покосившимися крестами на башенках. Она-то и привлекла внимание своей нетрадиционностью, потому что больше напоминала деревянную архитектуру русского Севера, а не типичные церкви и храмы Никольского района. Уже тогда на земле лежал купол колокольни, а кованые, «кружевные» кресты не сверкали на солнце, потрепанные ветрами, дождями и людским равнодушием.
Теперь я ехала в Нечаевку, узнав, что там проживает лишь одна семья – пожилая женщина со своим сыном. Но Нечаевка встретила сюрпризами.
Кстати сказать, несмотря на проливные дожди, дорога в село Нечаевка оказалась пристойной, добротно укатанной, словно по ней ежедневно едут десятки машин. Не доезжая до сельца, взору явилось огромное пастбище, загороженное проволокой, как я поняла, электрозабором. А на пастбище паслись десятки жгуче-черных бычков, как потом пояснили, их ровно 90, и число их еще не предел. Я не придала значения этому факту, потому что посчитала, что это стадо какого-нибудь сурского или ильминского фермера.
Однако, уже на околице взгляд с изумлением остановился на скоплении «навороченной» техники сельхозпроизводства и явно нерусского производства, сверкающей своей новизной и яркими красками.
Дом рядом оказался обжитой, а неподалеку бригада мужчин деловито трудилась на обустройстве еще одного крупного дома, явно не обращая на нас никакого внимания.
Подобное вмешательство в «древнюю Русь», конечно же, заинтриговало: нигде не было никакой информации, что в заброшенном селе Нечаевка вдруг появилась новая жизнь и новые люди. Спустя десятилетия забвения, забытья и летаргического сна….
БЫТОПИСЬ НЕЧАЕВКИ
Вот как ее описывает известный пензенский краевед, историк-архивист, археограф Михаил Сергеевич Полубояров:
«НЕЧАЕВКА (Высадки), русское село Ильминского сельсовета, в 3 км к востоку от него, при ручье Катим. Основано помещиком в Городищенском уезде. Перед отменой крепостного права показано за князем Иваном Сергеевичем Трубецким, у него здесь 362 ревизских души крестьян, 134 тягла, у крестьян 106 дворов на 60 десятинах усадебной земли, 980 десятин пашни, 299 десятин сенокоса, у помещика 3568 десятин удобной земли (вся земля – лес и кустарник). Около 1860 года в село были переведены крестьяне д. Прутки.
В 1887 году построена деревянная церковь во имя Михаила Архангела, в 1894 году при ней работала церковно-приходская школа. Среди крестьянских промыслов преобладали связанные с лесом. Так, в 1893 году в селе производством рогож, циновок и кулей занималось 233 семьи. В 1912 году – Ильминской волости Городищенского уезда, 259 дворов. 1 община, паровая и водяная мельницы, кузница, кирпичный сарай, 3 лавки, в трех верстах винокуренный завод. В 1939 году – центр сельсовета Большевьясского района. В 1955 году – Большевьясского района, центральная усадьба колхоза имени Молотова.
Численность населения (по годам): в 1864 – 886, 1877 – 1062, 1897 – 1128, 1912 – около 1720, 1930 – 1196, 1939 – оценочно 777, 1959 – 472, 1979 – 290, 1989 – 98, 1996 – 69 жителей. В 2004 году – 25 хозяйств, 39 жителей».
Кстати сказать, в Нечаевский сельсовет входили поселок Бобриха (в 10 км восточнее Нечаевки) с «последней» численностью населения в 1959 году в 79 жителей; Большой родник, основанный между 1911 и 1926 годами, закончил существование между 1955 и 1959 годами. В 1939 году там проживало 142 жителя. Борисовка закончила существование между 1912 и 1926 годами. Поселок Пестовое был упразднен в 1975 году.
Согласитесь, что село Нечаевка по тем временам было достаточно крупным населенным пунктом, где основным видом деятельности было сельское хозяйство, которое давало возможности жить в некотором достатке и благополучии.
Село в период распада колхозов планомерно умерло: жители стали массово переезжать в ближайшие Ильмино, р.п. Суру, где можно было найти работу и жилье. Нечаевка постепенно зарастала бурьяном и забвением.
ГРАФСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Пятиглавая деревянная церковь Михаила Архангела в селе Нечаевка Никольского района Пензенской области – по сути, штучный вариант, характеризующийся нестандартными проектными решениями.
Однопрестольный Михаилоархангельский храм возведен в 1887 году на средства местного прихода тщанием местной замлевладелицы княгини Веры Сергеевны Трубецкой. Освящен 2 июля 1889 года.
Согласно завещанию, составленному незадолго до смерти графиней Александрой Лаваль, все, что она имеет, передается ее детям. У Александры Григорьевны - четыре дочери. В свете истории Никольского района наибольший интерес представляет дочь Екатерина, которую знает каждый, кто когда-либо учился в школе, - княжна Екатерина Ивановна Трубецкая. Та самая, которая, бросив все, отправилась за мужем-декабристом в Сибирь. Она не доживет до амнистии 1854 года, которая восстановила бы ее в гражданских правах и позволила бы стать владелицей пензенского поместья. Родовое поместье гр. Лавалей в 15 355 десятин и 2 978 крестьян наследует в 1856 году после восстановления в княжеском достоинстве и гражданских правах ее сын - князь Иван Сергеевич Трубецкой.
«Любимая Трубецкими усадьба, - пишет известный знаток пензенской истории А.В.Тюстин, - находилась в селе Ильмино». Но, помимо Ильмино, Иван Сергеевич владеет и окрестными селами: «В трех верстах от Ильмино находится деревня Нечаевка, имеющая до 1200 жителей и в эпоху освобождения крестьян, принадлежащая Ивану Сергеевичу Трубецкому, владевшему здесь более чем 5 тысячами десятин...».
Князь И.С.Трубецкой проживет недолгую жизнь. После его смерти владелицей поместья становится его жена Вера Сергеевна Трубецкая, урожденная Оболенская. Она оставит после себя добрую память. Княгиня B.C. Трубецкая построит в с. Ильмино первое здание для местной школы. Исторический документ свидетельствует: «Школа с 1881 года помещается в отдельном, отличном здании, выстроенном Верой Сергеевной Трубецкой».
3 мая 1883 года в селе Ильмино случился большой пожар. В пожаре до основания сгорел храм Богоявления Господня. Крестьяне сел Нечаевка и Починки, входившие в приход ильминского храма, отказались от участия в строительстве церкви в с.Ильмино и построили церковь в селе Нечаевка.
На постройку храма Богоявления Господня с двумя приделами в с. Ильмино и храма во имя Архистратига Михаила в с. Нечаевка «лес пожертвовала кн. Вера Сергеевна Трубецкая».
Постояв в тишине возле заброшенной церквушки, я решилась зайти внутрь, благо, дверь была закрыта лишь на колышек. Внутри ласково верещали стрижи; солнце пробивалось своими лучами сквозь покореженные кованые ставни окон. Поразили две деревянные колонны, поддерживающие купол церкви: их почти метровый обхват и «цельность» говорили о том, что колонны сделаны из стволов мощных, «корабельных» сосен, которые, видимо, некогда здесь произрастали. Как, собственно, и сруб самой церкви, который, как утверждают старожилы, был собран без единого гвоздя. Внешне сруб церквушки был «зарешетен» тесом, который, как говорят, прибивался деревянными гвоздиками-колышками. Также рассказывают, что внутри церковь была окрашена в лазурно-голубой цвет, а на обитых досками стенах были нарисованы иконы. Отапливалась церковь огромной печью из местного рукотворного кирпича, из которого, кстати, был также сделан фундамент церквушки.
Нечаевская церковь, как рассказывают, обладала особой силой: может, она ее черпала из энергии не испорченного железом гвоздей и кованых стяжек; от синевы лазурита, полученного из полудрагоценного минерала, которым была выкрашена церковь внутри, от икон, которые тщательно выписывались на огромных досках местными иконописцами. Говорят, эта уникальная деревянная церквушка лечила самые страшные болячки, и сюда, в это лесное захолустье, приезжали даже зимой, в санях, по бездорожью, лишь бы приложиться к намоленным иконам, не испорченным людскими грехами и лукавством.
Церковка, как говорят, никогда не запиралась, несмотря на удаленность от оживленных сел и поселков: говорят, что сюда можно было даже прийти помолиться ночью, услышать божий глас и получить благословение от самой княгини Трубецкой. Так это или нет - всего лишь людская молва.
Однако, спустя сотню лет забвения на это уникальное деревянное зодчество обратили внимание. И, увы, не местные жители, а приезжие люди.
НЕУЖЕЛИ В НЕЧАЕВКУ ПРИШЛА ЖИЗНЬ?
Возвращаясь от церкви, решилась-таки полюбопытствовать, что это происходит революционного в этом заброшенном селе.
Познакомилась с Александром Александровичем Гусевым, уроженцем города Воронежа, которого в Ильмино любовно называют «Сан Санычем».
- Знаете, у нас в команде работает внук жителей села Нечаевка В.Овчинников. По его приглашению как-то приехали сюда погостить, порыбачить. И так впечатлились природой, тишиной, плодородностью Нечаевки, что зачастили сюда почти на два года. А потом решили основать здесь свое хозяйство: оформили ИП со многими видами сельскохозяйственной деятельности. В этом году решили откормить 90 голов бычков абердин-ангусской мясной породы. В планах - разведение овец и лошадей. Купили 300 га земли, где сегодня уже засеяли подсолнечником для кормов и для производства растительного масла.
Купили пять домов для проживания, оформили их соответствующим образом. Пробурили артезианские скважины. В планах «ремонт» нечаевского пруда – его очистка, строительство пирса и купели.
А здесь и впрямь древняя Русь, не запачканная цивилизацией, чистая, тихая, скромная. И, главное, плодородная. Столько земли, заросшей самосевными растениями, нераспаханной, но способной дать хорошие урожаи. Но, самое главное, что нас, воронежских, сюда привлекло, - вот эта церквушка. Мы решили ее реставрировать. И не только потому, что у нее есть вековая история и не менее вековые легенды. Эта церковь уникальной архитектуры, непревзойденного деревянного зодчества, которого уже мало осталось в России.
Кроме того, мы уверены, что с восстановлением этой уникальной церкви в это село вернется жизнь: сюда будут приезжать люди на богослужения, на праздники; потом подтянутся летние дачники; а потом, может быть, кто-то решится здесь поселиться и завести свое хозяйство – пасеку, коровник, свинарник, овчарню или конюшню. Здесь для этого есть все условия.
- Знаете, вначале были какие-то сомнения в плане того, стоит ли отдавать земли приезжим, - говорит глава Ильминского сельсовета С.В.Писанов. – С другой стороны, Нечаевка – по сути, заброшенное село, где нет жителей, нет какого-либо производства. Просто зарастает бурьяном… Рискнули, договорились…. И, честно говоря, сегодня радуемся, что в Нечаевку пришел инвестор. Добросовестный, платежеспособный, деятельный. Оформил ИП, платит за землю, налоги, расширяет хозяйство. Результаты уже в первый год деятельности видны налицо.
По словам инвестора, в его планах обустройство базы отдыха с «отремонтированным» прудом, пляжем, банями, конными прогулками. В ближайших планах – ремонт грунтовой дороги от Ильмино до Нечаевки. И реставрация церкви, что, несомненно, привлечет в Нечаевку немало паломников.
- В ближайшее время планируем организовать субботник по благоустройству территории возле церкви и возле заброшенного памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны: видимо, на этой стеле была табличка с именами сельчан. Она сегодня разрушена, и мы хотим ее восстановить. Нужно очистить территорию от кустарников, от бурьяна, вывезти все это в отдаленное место, - рассказывает А.А. Гусев.
- Мы готовы обеспечить транспортом людей, которые согласятся помочь нам в благоустройстве территории. Мы привезем-отвезем, накормим обедом всех желающих. Но, думаю, дело это важное и нужное, и люди откликнутся.
Кроме того, по благословению священнослужителей, мы откроем расчетный счет для реставрации нечаевской церкви. Естественно, с последующими отчетами. И, думаю, что на следующий год в ее сводах состоится первая церковная служба спустя две сотни лет после забвения.
Очень хочется верить Сан Санычу – удивительно креативному, рассудительному молодому человеку и его команде, что благодаря воронежским инвестициям это заброшенное село оживет и воспрянет новой плодотворной жизнью.
Автор: Марина Вострова
Фото автора
СПРАВКА
Пятиглавая деревянная церковь Михаила Архангела находится в селе Нечаевка Никольского района Пензенской области.
В эклектичном силуэте храма наблюдается достаточно редкая для сельского деревянного зодчества комбинация форм ложного классицизма и мотивов московского барокко, встречающихся в сельской храмовой архитектуре вплоть до конца XIX века.
Конструктивно храм представляет собой распространенную объемно-пространственную композицию, свойственную для деревянной архитектуры русского Севера, а также впоследствии нарышкинского барокко - восьмерик на четверике. Срубленный в чашу четверичный объем, обшитый профилированным тесом, перекрывается глухим октогональным восьмериком, на который водружен восьмигранный шатер, увенчанный полигональной главкой на восьмеричной шее.
По углам четверика установлены 4 малых восьмерика, так же перекрытых шатрами, с полигональными главками. Формы восьмеричных объемов навершия храма, а также шатров с характерными «юбками», напоминают нам ушедшие к тому времени, но продолжающие жить в сельской храмовой архитектуре, мотивы московского барокко.
А вот фасадное оформление четверика изобилует формами ложного классицизма, так же распространенного в храмовой архитектуре второй половины XIX века. Все 4 стены четверика украшены плоскими пристенными портиками, состоящими из раскрепованных фронтонов и сдвоенных лопаток на углах, имитирующих пилястры. Лопатки, как полагается пилястрам, имеют базу, упрощенную капитель и даже каннелюру. А вот окна второго света с прекрасными кованными решетками своим рубленным скруглением продолжают стремиться к формам необарокко. Входные проемы с севера и юга украшались остроконечными сандриками, окна первого света - сандриками в виде небольшого карниза.
С запада к храму пристроена небольшая трапеза, к которой вплотную примыкала колокольня. Увы, не та, ни другая до наших дней не дошли. С востока к выстроена трехгранная алтарная апсида.