Павловский Посад — фестиваль-карнавал «Павловский ТекСТИЛЬ» Насколько интересно молодёжи участвовать в проектах, связанных с традиционными промыслами, исконно русскими мануфактурами, народными и культурными историями и объектами? Чем можно привлечь молодёжь к познанию истории, культуры, духовности. Над этим вопросом задумались эксперты Федерального центра гуманитарных практик совместно с преподавателями РГГУ и решили провести небольшой эксперимент по вовлечению студентов первого курса направления «Туризм в проект регионального значения», поддержанный Президентским фондом культурных инициатив, — «Павловский текСТИЛЬ». Ребятам предложили поучаствовать в показе нарядов на городской сцене в Павловском Посаде, побывав в роли моделей. Для студентов такая необычная форма времяпрепровождения вызвала интерес, восторг, но и трепет, а местами и испуг — насколько они смогут справиться с поставленной задачей. Буквально за полчаса до показа студенты вместе с нарядами для показа получают краткую информацию: наряды созданы в конце ХХ века. В самой коллекции представлены русские сарафаны и костюмы Северной Руси допетровской эпохи. Все предметы одежды сшиты на руках по древнерусской технологии из натуральных тканей, вручную сотканных и украшенных набивным и тканым рисунком. Все узоры на тканях напечатаны с использованием натуральных красителей, а в отделке использованы жемчуг, волочёное серебро, бисер. Осознание важности происходящего оставило на начинающих моделях свой след. Во-первых, прикосновение к истории в прямом смысле прожигает как молния, заставляет задуматься о важности познания. Во-вторых, практически экстремальная ситуация быстрого погружения в процесс помогает активизировать собственные силы, в первую очередь даёт возможность воспитать уверенность в себе. Как итог, студенты познакомились с азами профессии, посетив мероприятие, увлечённо и быстро погрузились в историю места, времени и события, прочувствовали всплеск эмоций, побывав на подиуме. Несомненно, такой опыт позволил молодёжи вырваться в другой мир, побывать в другой эпохе, пожить другой жизнью и взрастить интерес как к познанию профессии, так и истории места, региона, страны.
    1 комментарий
    5 классов
    27–28 июля 2024 в Гороховецком историко-архитектурном музее при активном содействии команды заместителя губернатора области Владимира Куимова, главы Гороховца Оксаны Рябовол и администрации Гороховецкого района, Министерства культуры Владимирской области, Министерства предпринимательства и туризма Владимирской области, а также глав малых городов и городских поселений стартовал проект «Мир Музея малых городов» (руководитель проекта — Анастасия Подорожная, IT-директор «Мира Музея»). Проект организован журналом «Мир Музея». «Мир Музея» — старейший в России научно-популярный иллюстрированный журнал, посвящённый сохранению культурного наследия, в том числе в музейной сфере. Героями проекта «Мир Музея малых городов» стали сами музеи. Первоочередные задачи проекта — повысить узнаваемость музеев малых городов в современном цифровом пространстве, предоставить каждому музею консультационную IT-поддержку сотрудников журнала, организовать обучение для сотрудников пресс-службы музея и специалистов по продвижению музейных программ в социальных сетях. #мирмузея #мирмузеямалыхгородов
    1 комментарий
    3 класса
    Читайте в июльском номере журнала «Мир Музея»: статью Фёдора Феклисова о первом глянцевом журнале России «Столицы и усадьбы», его создателе и выставке «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма, посвящённой журналу; интервью Ксении Сергазиной с Аллой Зайковой, директором Суздальского филиала Владимиро‑Суздальского музея‑заповедника, о том, как лучше изучать этот город и без чего нет Суздаля; статью Татьяны Матасовой, посвящённую Соловецкому монастырю, а также воспоминаниям паломников о соловецкой трапезной; репортаж со съёмок эпизода документального цикла «Мастерство», где главными героями стали акварелист Виталий Черногалов и музыкант Николя Челоро; статью Христины Невоструевой и Светланы Прасоловой, приуроченную к 135-летию Анны Ахматовой, о Фонтанном Доме, где долгое время жила поэт; а также главные новости из музейного мира.
    1 комментарий
    2 класса
    Сегодня предлагаем отправиться в Ростов Великий, город, составляющий вместе с другими Золотое кольцо России. Главная его достопримечательность — конечно, знаменитый Ростовский кремль. Здесь, в Арсенале Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» не так давно открылась новая экспозиция оружия. О ней рассказывает заместитель директора по науке к. и. н. Александр Морозов. оператор Алексей Плющев монтаж Сергей Егоров музыкальный редактор Ольга Макарова продюсер Павел Морозов Использована музыка: Сергей Прокофьев. «Поручик Киже», исп. Филадельфийский оркестр, дирижёр Юджин Орманди, запись 1962 г. Арчибальд Джойс. Вальс «Осенний сон», исп. Отдельный военный оркестр МО РФ, дирижёр Андрей Сергеев, запись 1972 г. Александр Александров. Марш «Священная война», исп. Отдельный военный оркестр МО РФ, дирижёр Андрей Сергеев, запись 1972 г.
    1 комментарий
    1 класс
    14 марта в Русском музее открывается выставка «Мстислав Владимирович Фармаковский. К 150-летию художника», которая впервые покажет зрителями работы этого графика, живописца и учёного. Посетители смогут увидеть около 15 произведений живописи и графики, архивные материалы, среди которых уникальный рукописный журнал Историко-бытового отдела Русского музея «Чугунная шляпа». Подробнее о выставке читайте на сайте журнала «Мир Музея». #мирмузея #worldofmuseum
    1 комментарий
    1 класс
    Новый год в сентябре О том, что такое индикт и как давно на Руси празднуют Новый год в сентябре, рассказывает Ксения Сергазина. Мир Музея. 2018. № 9. С. 30. Мы венчались 14 сентября. Этот день в церковном ка­лендаре отмечен как «Нача­ло индикта сиречь новоле­тия», по старому стилю — 1 сентября. Начиная с 1492 года и до 1700 года именно в этот день на Руси отмечали Новый год, перенеся празднование с 1 марта на 1 сентября. Что же такое ин­дикт и индиктион, какая между ними связь и какая разница? Миротворный круг В книге «Конструктивные принципы древнерусского календаря» А. Н. Зелинский пишет, что «календарь при­шёл на Русь из Византии вместе с введением христианства и был известен под названием „миротворного круга“, „церковного круга“ или „великого ин­диктиона“; в своей основе он был юлианским календарём, который в свою очередь уходил корнями в культуру Древнего Египта». Миротворный круг включал в себя 532 года — число 532 рождалось из перемножения 19-­летнего «круга луны» (circulus lunae) и 28­-летнего «круга солнца» (circulus solis). Смысл этого умножения заключался в том, что полученный период в 532 года «представляет собой такой цикл, по истечении которого даты пасхальных полнолуний 14 нисана падают на те же дни седмиц и числа месяцев». В Византии этот период в 532 года называли индиктионом, на Западе — «великим кругом» (circulus magnus), на Руси — «миротворным кругом». Традиция возводит его к Никейскому Вселенскому собору 325 года, на котором принимались важные для христиан всего мира решения — в первую очередь Символ веры и общая пасхалия. «И состави­ша и написаша круг великий на пять­сот на тридесять и два лета, и устави­ша праздновати Святую Пасху, такоже ныне по обычаю держим», — сказано в древнерусских святцах эпохи Алексея Михайловича о решениях Никейско­го собора. «С астрономической точ­ки зрения, — пишет А. Н. Зелинский, — суть никейской реформы календаря заключалась в том, что в юлианскую систему летоисчисления, строго ори­ентированную по Солнцу (то есть исходящую из средней величины солнечного года в 365,25 дня), было введено „лунное течение,“ то есть движение Луны со сменой её фаз. Последнее было вызвано необходимостью точной фик­сации главного христианского празд­ника Пасхи и связанных с нею перехо­дящих двунадесятых праздников. Но Пасха христиан в свою очередь исто­рически зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая со времён Моисея праздновалась евреями толь­ко в полнолуние. Вот откуда возникла необходимость в церковном календаре христиан соединить ритм Луны с рит­мом Солнца». «По сути дела, церковный юлианский календарь и был вели­ким идиктионом, или миротворным кругом», — пишет он. Индикт «Великий индиктион, — по словам А. Н. Зелинского, — обладает ещё од­ним весьма примечательным свойст­вом: во всех пасхальных вычислениях присутствует одна величина — ин­дикт». Индикт — это период в 15 юли­анских лет, употребление которого в системе налогового обложения Визан­тийской империи возводят ко времени Константина Великого. По преданию, церковь в благодарность за прекращение гонений ввела индикт в пасхалию. «Введение в великий индиктион треть­ его, независимого периода в 15 юлианских лет (помимо периода в 19 и 28 лет) превращало цикл в непериодический, как не кратный числу 15, — считает А. Н. Зелинский. — Поэтому для вос­становления полной повторяемости исходных величин (то есть 19, 28 и 15) необходимо было их перемножить. Та­ким образом получалось, что только по прошествии 15 великих индиктио­нов по 532 года каждый все исходные данные пасхального цикла вернутся на круги своя». Этот цикл в 7980 лет (532 × 15 = 7980) А. Н. Зелинский предла­гает называть «вселенским пасхаль­ным циклом», или «великим миро­творным кругом» и напоминает, что в науку о хронологии этот древний цикл вошёл только в конце XѴI века (почти одновременно с григорианской реформой календаря) под названием юлианского периода. Ввёл его хроно­лог Жозеф Скалигер (1540 – 1609), который настаивал, что «только юли­анская календарно-­хронологическая система может обеспечить непрерыв­ный счёт дней в мировой хронологии» (одно из качеств великого миротворного круга заключалось в том, что счёт дней в нем можно вести непрерывно и последовательно в течение всего периода в 7980 лет — именно поэтому счисление юлианскими днями лежит в основе всех хронологических астрономических расчетов, направлены ли они в прошлое или в будущее. «От­личие юлианского периода Скалиге­ра от великого миротворного круга, — пишет А. Н. Зелинский, — заключается лишь в том, что Скалигер выбрал от­правной точкой своего цикла 1 января 4713 года до н. э., а первый индикти­он традиционной церковной пасха­лии начинается с „Сотворения мира,“ то есть c 1 марта 5508 года до н. э.». Резюмируя главку, посвящённую «юли­анскому периоду», А. Н. Зелинский се­тует на то, что «тот самый период, без которого не может обходиться ас­трономия и хронология наших дней, был признан папой Григорием XIII не­пригодным для календаря». Март или сентябрь? А. Н. Зелинский отмечает, что в Визан­тии, на Руси и в Западной Европе до григорианской реформы пасхальный год начинался с 1 марта, потому что именно с мартовскими новолуниями традиционно было связано определе­ние 1 нисана иудейской Пасхи и, соот­ветственно, 14 нисана христианской Пасхи. Но, считает он, есть и ещё одна причина начинать год с 1 марта: «год, начавшийся с 1 марта, кончается 28, а в случае високосного года — 29 фев­раля, это значит, что добавочный ви­сокосный год оказывается привязан­ным не к началу года (как в календаре Юлия Цезаря), а к самому его концу, как в календаре египетских христиан — коптов, а также эфиопов». Со­гласно церковной традиции, именно 1 марта 5508 года, в пятницу, был со­творён Адам — «в он же ден согрешил» (и поэтому первый год мироздания, как считали древние хронологи, «начинался не с воскресенья, а с пятницы, потому что до грехопадения нельзя было говорить и о времени в человеческом смысле»). На 1 сентября Новый год был пе­ренесён Иваном III в 1492 году (в 7000 году от сотворения мира), на 1 ян­варя — Петром I в 1699 году, что не только всколыхнуло волну протестов, но и породило народные представле­ния о Петре как об Антихристе. А по­следний осенний Новый год на Руси отпраздновали, таким образом, 1 сен­тября 1699 года. #мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2018 #календарь #летоисчисление #настоящиеценностибудущего #знание
    1 комментарий
    1 класс
    Церковь декабристов Почти два с половиной века стоит на окраине Читы, в южной её части, двухэтажное деревянное строение, известное всем жителям края как «церковь декабристов». В стенах этого здания работает музей, посвящённый событиям, произошедшим в 1825 году на Сенатской площади в Петербурге. С февраля 1938 года Михаило‑Архангельская церковь перестала существовать как культовое здание. Здесь на правах аренды размещались всевозможные организации, а в 1971 году в здании открылся Музей города Читы, до весны 1976 года действовавший на правах филиала областного краеведческого музея. После его закрытия было принято решение о реставрации церкви и открытия в ней Музея декабристов. В декабре 1985 года вновь созданный музей распахнул свои двери для посетителей. Музей декабристов располагает бесценными копиями писем, непосредственно касающихся ремонта церкви. Из одного такого письма можно узнать, что самую значительную сумму на восстановление храма прислала Екатерина Фёдоровна Муравьёва — мать Никиты и Александра Муравьёвых. Все ремонтные работы, завершившиеся в 1849 году, проводились под личным надзором Д.И. Завалишина. «Когда я приехал жить в Читу, церковь была уже очень ветхая. Разрешённый по всей Сибири сбор не доставал даже на исправление её. Тогда я обратился к своим товарищам и их родным с просьбою о содействии к поддержанию церкви в Чите в память нашего пребывания первоначально в ней», — вспоминает он. Основу экспозиции составили мемориальные экспонаты: часы Дмитрия Завалишина, его медальон с локонами его первой жены Аполлинарии и сына от второго брака, шкатулка из дома М. Н. Волконской, поваренная книга декабристов, столик работы М.А. Бестужева, часы, сделанные Николаем Бестужевым, и другие бесценные свидетельства жизни сибирских поселенцев. Залы музея украсили живописные работы современных художников и копии картин мастеров ушедшей эпохи. Но главным памятником можно считать само здание Михаило­-Архангельской церкви, хранившее следы пребывания достойнейших людей России на забайкальской земле, ставшее своеобразной визитной карточкой Читы, её научно­-исследовательским и культурно-­образовательным центром. Анна Нефедьева, Лариса Храмова, «Церковь декабристов»//Мир Музея. 2014. N 11. С. 14. vk.com/id480912958 #мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2014 #Чита #музейдекабристов #настоящиеценностибудущего #знание
    1 комментарий
    9 классов
    Экспедиция на Кавказ В 30‑х годах XX века Государственным историческим музеем были организованы и проведены несколько историко‑бытовых экспедиций на Северный Кавказ. Экспедициями 1930‑годов руководила старший научный сотрудник музея Анна Борисовна Закс (1899 – 1996), оставившая интереснейшие воспоминания об этих экспедициях. Экспедиции ставили своей целью сбор необходимого материала, характеризующего, с одной стороны, эпоху Кавказской войны 1830 – 1850 годов, а с другой стороны — быт и социальные отношения Чечни и Северного Дагестана — районов, проявивших наибольшее упорство в борьбе за свою независимость, — в середине XIX века. В Чечне работа экспедиции проходила главным образом в Веденском районе, особенно сильно связанном с движением Шамиля в 1840 – 50‑х годах, а в Дагестане — в Буйнакском районе. Кроме того, отдельному отряду экспедиции был поручен сбор материала по местному производству в селе Кубачи. В результате работ экспедиции был собран большой комплекс материалов, который даёт возможность показать быт крестьянина горной Чечни и Северного Дагестана середины XIX века. Орудия труда (старинная соха, ручная мельница), изделия из кожи и шерсти, одежда, украшения и утварь свидетельствуют о разной степени зажиточности крестьян в ту эпоху. Хорошо представлены в материалах, собранных экспедицией, ремёсла Дагестана, например производство холодного оружия, работа когда‑то знаменитых чохских ювелиров. Расскажем о платье. В конце XIX века городская мода оказала влияние на национальный костюм жителей селений, удалённых от больших городов. Платье женщины из села Чох отличается приталенным силуэтом, высокими буфами на рукавах, воротником стойкой — модными деталями одежды середины 1890‑х годов. Эти элементы выполнены местной рукодельницей без должного умения, тогда как традиционная вышивка золотными нитями говорит о большом мастерстве. С платьем обязательно носили штаны. Верхняя часть шилась из хлопчатобумажной ткани, а выступающая из‑под платья — из фабричного атласа. Штанины украшались золотосеребряной вышивкой с традиционным для свадебного обряда орнаментом. Различными швами вприкреп вышивались стилизованные растения с парными птицами на ветках. Низ обшивался золотным галуном и витым шнуром. Большое головное покрывало завершало праздничный наряд. Его длина могла достигать четырёх метров, а ширина — до полутора. Праздничное покрывало шили из шёлковых покупных тканей, украшали золотной вышивкой, отделывали золотным кружевом. Носили покрывало, сложив его посередине и сколов под подбородком. Левый конец набрасывали на голову, слева направо, а правый, более длинный, справа налево. Скрещённые таким образом концы закидывались либо на спину, либо на левое плечо. Нередко края покрывала скрепляли на темени булавкой. Из статьи Натальи Демировой, Виктории Веселитской, журнал МИР МУЗЕЯ, декабрь, 2022 год. vk.com/club54878061 1. - Подвеска к головному убору (парная). Дагестан, с. Балхар. XIX в. Серебро, чернение. 2. - Платье. Поступило в музей в 1936 году в составе материалов Cеверокавказской историко-бытовой экспедиции ГИМ. 3. - Украшение женское наспинное. Дагестан, с. Чох. XIX – XX вв. #мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2018 #ГИМ #Государственныйисторическиймузей #настоящиеценностибудущего #знание
    1 комментарий
    2 класса
    Привет с Кавказа Открытки, посвящённые Кавказ­ским Минеральным Водам, стали выходить в свет на рубеже XIX и XX веков, когда их изданием с энтузиазмом занималось множество российских и иностранных фирм и предпринимателей. Печатались они в России и за её пределами, напри­мер в Германии и Швеции. Как пра­вило, выходили они из печати чёр­но­-белыми, реже — в виде цветных репродукций и представляли собой виды всех достопримечательностей городов-­курортов, включая ближние и дальние окрестности — вплоть до самого Эльбруса. Кавказские курорты переживали в то время бурный расцвет, лечебная ба­за здесь вполне соответствовала тре­бованиям века, и в каждом городе возникли комфортабельные ванные здания или грязелечебницы. Источ­ники минеральной воды украсились каменными бюветами, появились водопродажные павильоны, а парки и цветники манили тенистыми аллеями. Не забудем и места вечерних увеселе­ний: прекрасные галереи из цветного стекла в Пятигорске и Железноводске и знаменитый кисловодский курзал. Отели и гостиницы, ресторации и те­атры — всё было к услугам курортной публики, с удовольствием и пользой для здоровья наполнявшей города в летний сезон. Особенно приятно было послать с Кавказа открытку домой. К услугам отдыхающих их было великое мно­жество, но самым большим успехом пользовался тогда жанр открыток су­венирных. Нет, это не просто изобра­жение того места, где вы побывали и о котором захотели сохранить память, поместив открытку в свой семейный альбом. Есть здесь своя изюминка. Над сувенирной открыткой обычно трудился хороший художник. С выдумкой, с юмором он старался пере­дать ту атмосферу, которая царила на водах, отразить в забавном, а иногда и в откровенно карикатурном виде особенности курортной жизни. Несколь­ко таких интересных открыток сохранилось в коллекции лермонтовского музея в Пятигорске. Сюжеты некоторых из них отно­сились именно к почтовой тематике, на лицевой стороне был изображён почтальон в форменной одежде и фуражке с номером, имелась и надпись «Привет с Кавказа». Иногда к тако­му почтальону на открытке крепился миниатюрный, но самый настоящий кожаный портфельчик. Его можно было открыть и даже извлечь бумаж­ную ленточку, сложенную гармошкой, на ней печатались виды лермонтов­ских мест Пятигорска. Иногда обы­грывался сюжет и с почтовым перево­дом, только вместо тысячи рублей там значилась тысяча приветов. Впрочем, иногда речь заходила и о реальных деньгах, ибо беззаботная курортная жизнь требовала значительных рас­ходов. Лаконичный и вполне понят­ный нам сегодня рассказ в картинках на эту тему помещён на открытке под названием «Сердечный привет из Пятигорска». Комическому освещению лечебно­го процесса посвящены некоторые ессентукские открытки. Тут уж худож­ник-­карикатурист дал волю своей фантазии: вот мы видим семейную пару в окне вагона; супруги вдоволь настрадались от своей полноты и те­перь отправляются на знаменитый курорт в надежде избавиться от неё с помощью целебной воды или механотерапии. А вот и очередь к источ­нику. Нет сомнений, что это самый известный в Ессентуках — № 17. А на­род подобрался здесь самый разный: чиновники и торговцы, бравые офи­церы, дамочки постарше и помоложе, и у каждого на шнурке висит свой стаканчик для питья минеральной во­ды. Вспомним, что в былые време­на врачи советовали принимать до 20 стаканов подряд. Неудиви­тельно, что результат такой вод­ной процедуры не заставлял себя долго ждать, и обескураженный пациент спешил попасть в укром­ное местечко. А вот сюжеты совсем иного ро­да: Ессентуки и Кисловодск в не­далёком будущем. Улицы запол­нены пешеходами и транспортом, здесь мотоциклы, трамваи и двух­этажные автобусы, а в небе ещё и дирижабли с аэропланами и даже подвесная железная дорога. Да, автор угадал направление технического прогресса, и многое из того, о чём ему мечталось, вполне оправ­далось, а транспорта на наших ули­цах сегодня, пожалуй, даже слишком много. Сюжеты кисловодских открыток говорят нам больше не о недугах, а о радостях жизни. Свежий воздух пред­горий, щедрое солнце и шипучий нарзан оказывали своё действие на всех, и вчерашний страдалец снова чувствовал себя здесь молодым и здоровым. Что же касается оборотной сто­роны открыток, предназначенной для короткого письмеца, то речь там идёт обычно о всяких житейских мелочах, и от наших сегодняшних по­добных посланий эти письма ничем почти не отличаются, разве что ста­рой орфографией с ятями да ука­занием адресата, например: «Его высокоблагородию господину тако­му-­то в собственном доме». Старые сувенирные открытки можно рассматривать часами, а в чём их прелесть, сразу и не ска­жешь. Сувенир — слово француз­ское и означает воспоминание о чём-­то. Открытки рассказали нам о прежней и уже давно забытой жиз­ни, напомнили об истории наших курортов. Автор: Николай Маркелов, журнал МИР МУЗЕЯ, март, 2019 год. vk.com/club143808594 1. - «Привет с Кавказа». Открытка издана немецкой фирмой «Иллюстрирте альгемайне компани» в начале XX века. 2. - Издание фотографа Г. И. Раева (Пятигорск). «Пролётом через Кавказ в XX веке». Издания И. Александровича (Кисловодск): 3. - «Кисловодск в недалёком будущем. Фонтан и гостиницы». 4. - «Лечебный сезон. Ессентуки». #мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2019 #ретрооткрытки #музейзаповедникЛермонтова #КМВ #Пятигорск
    1 комментарий
    6 классов
  • Класс
  • Класс
00:42
REC_1_1
8 просмотров
  • Класс
  • Класс
Показать ещё