Новый год в сентябре
О том, что такое индикт и как давно на Руси празднуют Новый год в сентябре, рассказывает Ксения Сергазина.
Мир Музея. 2018. № 9. С. 30.
Мы венчались 14 сентября. Этот день в церковном календаре отмечен как «Начало индикта сиречь новолетия», по старому стилю — 1 сентября. Начиная с 1492 года и до 1700 года именно в этот день на Руси отмечали Новый год, перенеся празднование с 1 марта на 1 сентября. Что же такое индикт и индиктион, какая между ними связь и какая разница?
Миротворный круг
В книге «Конструктивные принципы древнерусского календаря» А. Н. Зелинский пишет, что «календарь пришёл на Русь из Византии вместе с введением христианства и был известен под названием „миротворного круга“, „церковного круга“ или „великого индиктиона“; в своей основе он был юлианским календарём, который в свою очередь уходил корнями в культуру Древнего Египта». Миротворный круг включал в себя 532 года — число 532 рождалось из перемножения 19-летнего «круга луны» (circulus lunae) и 28-летнего «круга солнца» (circulus solis).
Смысл этого умножения заключался в том, что полученный период в 532 года «представляет собой такой цикл, по истечении которого даты пасхальных полнолуний 14 нисана падают на те же дни седмиц и числа месяцев». В Византии этот период в 532 года называли индиктионом, на Западе — «великим кругом» (circulus magnus), на Руси — «миротворным кругом». Традиция возводит его к Никейскому Вселенскому собору 325 года, на котором принимались важные для христиан всего мира решения — в первую очередь Символ веры и общая пасхалия. «И составиша и написаша круг великий на пятьсот на тридесять и два лета, и уставиша праздновати Святую Пасху, такоже ныне по обычаю держим», — сказано в древнерусских святцах эпохи Алексея Михайловича о решениях Никейского собора.
«С астрономической точки зрения, — пишет А. Н. Зелинский, — суть никейской реформы календаря заключалась в том, что в юлианскую систему летоисчисления, строго ориентированную по Солнцу (то есть исходящую из средней величины солнечного года в 365,25 дня), было введено „лунное течение,“ то есть движение Луны со сменой её фаз. Последнее было вызвано необходимостью точной фиксации главного христианского праздника Пасхи и связанных с нею переходящих двунадесятых праздников. Но Пасха христиан в свою очередь исторически зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая со времён Моисея праздновалась евреями только в полнолуние. Вот откуда возникла необходимость в церковном календаре христиан соединить ритм Луны с ритмом Солнца». «По сути дела, церковный юлианский календарь и был великим идиктионом, или миротворным кругом», — пишет он.
Индикт
«Великий индиктион, — по словам А. Н. Зелинского, — обладает ещё одним весьма примечательным свойством: во всех пасхальных вычислениях присутствует одна величина — индикт». Индикт — это период в 15 юлианских лет, употребление которого в системе налогового обложения Византийской империи возводят ко времени Константина Великого. По преданию, церковь в благодарность за прекращение гонений ввела индикт в пасхалию.
«Введение в великий индиктион треть его, независимого периода в 15 юлианских лет (помимо периода в 19 и 28 лет) превращало цикл в непериодический, как не кратный числу 15, — считает А. Н. Зелинский. — Поэтому для восстановления полной повторяемости исходных величин (то есть 19, 28 и 15) необходимо было их перемножить. Таким образом получалось, что только по прошествии 15 великих индиктионов по 532 года каждый все исходные данные пасхального цикла вернутся на круги своя». Этот цикл в 7980 лет (532 × 15 = 7980) А. Н. Зелинский предлагает называть «вселенским пасхальным циклом», или «великим миротворным кругом» и напоминает, что в науку о хронологии этот древний цикл вошёл только в конце XѴI века (почти одновременно с григорианской реформой календаря) под названием юлианского периода. Ввёл его хронолог Жозеф Скалигер (1540 – 1609), который настаивал, что «только юлианская календарно-хронологическая система может обеспечить непрерывный счёт дней в мировой хронологии» (одно из качеств великого миротворного круга заключалось в том, что счёт дней в нем можно вести непрерывно и последовательно в течение всего периода в 7980 лет — именно поэтому счисление юлианскими днями лежит в основе всех хронологических астрономических расчетов, направлены ли они в прошлое или в будущее. «Отличие юлианского периода Скалигера от великого миротворного круга, — пишет А. Н. Зелинский, — заключается лишь в том, что Скалигер выбрал отправной точкой своего цикла 1 января 4713 года до н. э., а первый индиктион традиционной церковной пасхалии начинается с „Сотворения мира,“ то есть c 1 марта 5508 года до н. э.». Резюмируя главку, посвящённую «юлианскому периоду», А. Н. Зелинский сетует на то, что «тот самый период, без которого не может обходиться астрономия и хронология наших дней, был признан папой Григорием XIII непригодным для календаря».
Март или сентябрь?
А. Н. Зелинский отмечает, что в Византии, на Руси и в Западной Европе до григорианской реформы пасхальный год начинался с 1 марта, потому что именно с мартовскими новолуниями традиционно было связано определение 1 нисана иудейской Пасхи и, соответственно, 14 нисана христианской Пасхи. Но, считает он, есть и ещё одна причина начинать год с 1 марта: «год, начавшийся с 1 марта, кончается 28, а в случае високосного года — 29 февраля, это значит, что добавочный високосный год оказывается привязанным не к началу года (как в календаре Юлия Цезаря), а к самому его концу, как в календаре египетских христиан — коптов, а также эфиопов». Согласно церковной традиции, именно 1 марта 5508 года, в пятницу, был сотворён Адам — «в он же ден согрешил» (и поэтому первый год мироздания, как считали древние хронологи, «начинался не с воскресенья, а с пятницы, потому что до грехопадения нельзя было говорить и о времени в человеческом смысле»).
На 1 сентября Новый год был перенесён Иваном III в 1492 году (в 7000 году от сотворения мира), на 1 января — Петром I в 1699 году, что не только всколыхнуло волну протестов, но и породило народные представления о Петре как об Антихристе. А последний осенний Новый год на Руси отпраздновали, таким образом, 1 сентября 1699 года.
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2018 #календарь #летоисчисление #настоящиеценностибудущего #знание