Иногда не мешать, не подсказывать и не лезть с советами - самая сложная задача
Если ребёнок увлечён творчеством, дайте ему возможность учиться на своих неудачах, преодолевать сложности и никогда не трогайте руки ребёнка, беря их в свои и помогая таким образом (видела я педагогов таких, которые берут руки ребёнка в свои и ими, как манипуляторами, управляют
).
У Марии Монтессори много написано на этот счёт (я в Москве проходила обучение уже после ВУЗа именно по методу М.Монтессори).
Если коротко, то во время манипуляций рукой ребёнка, он расслабляет мышцы и просто ждёт, пока все закончится. Не наступает ни мышечной памяти, ни опыта не появляется - ничего. Появляется только понимание своей НЕуспешности, ущербности относительно педагога, подавляется воля. Я вот из тех, кто ещё ребёнком мог чётко сказать: "Пожалуйста, не трогайте меня, мне неприятно/не нравится/хочу сделать работу самостоятельно" - и педагоги мне попадались адекватные, к счастью, никто не настаивал на вмешательстве. Показать на примере своей руки - да, трогать руки ребенка во время работы, направлять их - нет.
У ребенка действия руки, управляемые интеллектом, создают петлю обратной информационной связи: рука сообщает мозгу, мозг управляет рукой под воздействием этой новой информацией, рука обнаруживает следующую информацию, выполняя новое поручение мозга, и снова сообщает мозгу о результатах. Этот процесс - непрерывное действие изучения и развития. Когда развитие ребенка идет естественно на всем пути получения образования согласно природному плану, в котором ум и рука работают в единстве, результаты удивительны. А вот когда вы нарушаете связь и вместо мозга управляете рукой, вы нарушаете тот самый механизм обучения, заложенный природой.
Доброго творчества!
Комментарии 9