Нас у папы с мамой восемь детей. И если говорить о сплочении в семье, то главное здесь, думаю, духовное единство.
В воскресенье все ходили в храм. Детей до семи лет старались причащать постоянно, каждую воскресную литургию. А уже более старших папа наставлял причащаться Святых Христовых Таин на первой и на последней неделях каждого поста, в день рождения и день небесного покровителя, а в остальное время мы уже сами должны были регулировать свою духовную жизнь.
Духовное объединение происходило при посещении храма. Каждое воскресенье все шли в церковь: кто с папой, кто с мамой. Мальчики приходили раньше, к проскомидии, папа-священник готовился к литургии, а мы помогали ему в алтаре - разжигали уголь в кадиле, зажигали лампадки и протирали иконы, перед службой звонили в колокола. А девочки приходили с мамой к началу литургии и уже ей помогали с младшими.
После службы воскресенье проводили как особый день. Поскольку на неделе не было возможности купить что-то вкусное, то родители баловали всех нас чем-нибудь именно в воскресенье - фруктами, мороженым или пирожными, чтобы для нас это был общий праздник, и старались нам предоставить выходной. Правда, кому-то из нас все равно выпадала очередь дежурить по хозяйству.
Другим важным моментом для сплочения являлись повседневные домашние дела. Всех нас объединяли хозяйство, огород и уход за домом. Например, летом - это сенокос, на который по возможности приезжали все, уже и подросшие братья и сестры, которые, будучи студентами, жили в других городах, и все вместе заготавливали сено на следующую зиму.
А когда учились в школе, между братьями и сестрами выстраивалась очередь, чтобы ходить к корове, кормить, доить и убирать за ней и телятами, а иногда у нас было до трех коров. Поскольку папа - священник, и с раннего утра у него много забот в храме, а на маме были маленькие дети и домашняя кухня, то хозяйство во многом ложилось на старших и средних детей. Даже было установлено дежурство.
Кто-то после ночной пасхальной службы приходил и ложился спать, а кто-то шел к корове. Так же и после празднования новогодней ночи: кому-то выпадало быть дежурным по хозяйству, ведь отложить или пропустить уход за животными нельзя.
Всех объединял Новый год, который мы всегда встречали вместе. Всех нас - детей, наших родителей, бабушек, дедушек, тетей и дядей - собирала у себя в квартире бабушка по маминой линии. В двухкомнатной квартире набиралось до восемнадцати человек.
А летом мы старались по возможности вместе участвовать в Великорецком крестном ходе. Проходя путь вслед за иконой святителя Николая, в это время мы особенно учились помогать друг другу, проявлять заботу. У моей супруги матушки Галины, которая также росла в священнической семье, была подобная традиция - в начале июня вместе с родителями идти крестным ходом на реку Великую.
Немаловажными для сплочения являлись периоды подготовки к праздникам. Дома мы все вместе красили пасхальные яйца, пекли куличи, колядовали, украшали елку. На приходе совместно готовились к большим церковным праздникам, к епархиальным мероприятиям, участвовали в спектаклях, где на одной из репетиций мы и познакомились с моей будущей супругой. Тогда ей было всего пятнадцать лет.
Есть такая семейная традиция: до сих пор на день рождения каждого из нас мама украшает свечами торт, а именинник задувает свечи. И вот старший брат отмечал 27 лет, и мама столькими свечами его и украсила, а он задувал.
Объединяли нас совместные паломнические поездки в Дивеево и Муром, организованные от прихода. Мы всей семьей в них участвовали. И сейчас, когда многие разъехались по разным городам учиться и самостоятельно жить, тем не менее в Новый год и на крестный ход стараемся собраться вместе.
Сейчас у меня своя молодая семья, которой еще только год. И мы с матушкой Галиной стараемся все то хорошее, что было у нас в родительских семьях, привнести в свою семью.
Иерей Михаил Пентин
(На фото с супругой Галиной)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев