На улице холодно, но было ... тепло от слов этого человека, воспоминаний. Валентина Павловна вела у нас русский и литературу, она находила время, силы и желание не только на непосредственно учебный процесс, но и на воспитание нас. Не всегда это нам нравилось, но она несомненно нас любила, любит. Я сам учитель и поэтому хорошо это чувствую в ней и сейчас. В прошлый раз я видел ее с палочкой, сегодня же она была без нее и, что значит женщины, явно чувствовала себя намного бодрее перед бывшим учеником, шутила, вспоминала класс, родителей. Вспоминала не шаблонно и для приличия, а от любви.
Ее уроки литературы я уже не могу представить в современной школе - мы читали много, мы много обсуждали, спорили. Герои произведений то оживали в контексте эпохи, в которую творил их автор, то переносились в наши 80-е в поисках параллелей... Я не помню ни одного урока без дискуссии и спора, я не помню жесткой позиции Валентины Павловны в отношении прочтения смыслов литературных произведений или поступков их героев. Я не помню снижения оценок за альтернативный взгляд ученика; напротив, Валентина Павловна всячески способствовала развитию творческого мышления учеников - главное раскрой свою точку зрения, обоснуй, покажи логику. Мы не читали хрестоматий - только полные версии, мы каким-то чудом успевали проходить и произведения, в принципе не включенные в программу - Плаху, Белые одежды, Мастера и Маргариту, можно продолжать... Наших родителей "заставляли" выписывать Роман-газету, а еще я помню, с каким чувством мы шли вечером в школу, чтобы при свечах провести обсуждение по внеклассному чтению...
В интересное мы учились время, однако. Перестройка вдохнула какое-то сладостное чувство, вкус свободы, который упорно не хочется терять многим из нас сегодня.
Через стену от нашей классной аудитории находился кабинет истории, где вел свои феноменальные занятия не менее легендарный Гончаров Александр Владимирович - человек научивших сотни, тысячи ребят мыслить логически и системно, погружая мировую историю в схемы, раскрывающие возможные причинно-следственные связи. Его конспектов по истории с лихвой хватало для поступления и даже обучения на младших курсах в вузах.
Интересно, что по многим политическим и мировоззренческим позициям эти два учителя оказывались в противоположных лагерях, нам - детям - это подчас тогда казалось забавным, но это было тем, чего не хватает сегодняшней школе и системе образования: собранные мудрым и сильным директором Добронравовой Людмилой Павловной, наши учителя-гуманитарии обеспечивали учащимся все краски мира, давали широкий диапазон мнений, заставляли думать и "рождать" правду и отстаивать ее. К нам в школу приезжали для встречи с учениками космонавты, чернобыльцы, только-что вернувшиеся с АЭС, афганцы, преподаватели из вузов, наши занятия по языкам вели практики, проработавшие в Африке, Индии и бог знает где еще, к нам - в советскую школу - регулярно привозили иностранцев, в том числе и из капстран, чтобы мы расширили свои горизонты, чтобы мы задали вопросы (свои, не заготовленные вопросы). Летом на языковой практике мы официально закреплялись то за американскими спортсменами-футболистами, то за англоговорящими протестантами... Как это все удавалась директору в те годы? Что давало ей сил и смелости? Любовь! Любовь и профессионализм!
Можно вспоминать и дальше всех наших удивительных учителей и педагогов, их много - за один раз про всех не напишешь. Главное, что хотелось сегодня сказать - Спасибо, Валентина Павловна, за теплые воспоминания о Вас и Школе! Спасибо ВСЕМ Учителям!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 3