8 ноября 1960 родился советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, народный артист России, художественный руководитель Театра им. Ермоловой Олег Меньшиков
Олег родился в подмосковном городе Серпухове. Папа - военный инженер, мама работала врачом-невропатологом. Вскоре семья Меньшиковых переехала в Москву. Здесь и прошли детство, отрочество и ранняя юность Олега. Особой страстью Олега еще в детстве стала оперетта. Он ездил на спектакли Театра оперетты два раза в неделю, невзирая на расстояния. Так "Граф Люксембургский" и "Марица" были им просмотрены по несколько раз. Любовь к оперетте привела к тому, что в старших классах Олег занялся постановкой спектаклей. Несмотря на его любовь к музыке, блестящие к этому данные, он все же твердо решил для себя, что будет актером. Олег подал документы в Высшее Театральное училище имени Щепкина. Удачно сдав экзамены, он был принят на курс Николая Николаевича Афонина, ректора училища.
В 1980 году Меньшиков дебютировал в кино. Он сыграл главного героя Шурку Доминиани по прозвищу Шурок в героической драме Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь». Эта работа стала настоящей удачей для девятнадцатилетнего студента. Знаменитый режиссер Роман Балаян именно на съемках этой картины отметил: «Я сразу почувствовал: очень одаренный мальчик. Может быть, и сверходаренный. Какое-то некиношное лицо - умное, интеллигентное. Остроумен, весел, иногда трогателен». В 1981 году Меньшиков окончил училище и поступил в Малый театр. Но там он долго не задержался и уже на следующий год перешел в театр Советской Армии. Тем временем Меньшиков снялся в эпизодической роли юноши-призывника Кирилла в фильме Никиты Михалкова «Родня» (1981), а затем в небольшой роли в драме Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». В «Полетах…» Меньшиков предстал как бы оппонентом главному герою Олега Янковского. Маленькую, почти эпизодическую роль, к тому же являвшуюся «прямой», без каких либо нюансов, Меньшиков укрупнил, сделал заметной и очень органичной в течение картины.
Когда Михаил Козаков приступил к своей новой картине «Покровские ворота», то он быстро определился с актерами. Лишь на роль студента Костика долго не находилось подходящей кандидатуры. И в этот момент Козакову помогла его жена. Совершенно случайно она увидела по телевизору дебютный фильм Меньшикова. Молодой актер ей понравился, и она, записав его имя, Олег Меньшиков, посоветовала мужу. Козаков тут же дал своим ассистентам задание найти этого самого Меньшикова. В то время Олег еще учился на последнем курсе Щукинского училища и заканчивал съемки в «Родне». Как только Меньшиков появился на съемочной площадке, всем сразу стало ясно – вот он – настоящий Костик! Но тут возникли непредвиденные сложности. Оказалось, что Меньшиков уже был утвержден на роль в картине Юлия Райзмана «Частная жизнь». И тогда Зорин, которому ох как не хотелось терять актера, написал Райзману письмо. Он писал, что никак не видит фильм без Меньшикова. И Райзман пошел навстречу. Съемки прошли весело и непринужденно. Атмосфера на площадке была легкая, светлая, наверное, поэтому таким же легким получился фильм. Меньшиков в главной роли просто блистал. И зрители охотно отдавались во власть его кипучего жизнелюбия, уверенной победительности. Вместе с режиссером актер нашел идеальный ритм, в котором постоянно живет герой картины. Он все время движется, выплескивая невероятную энергию, и людям мечталось жить в таком же неуемном темпе, когда можно действовать, смеяться и не очень размышлять. На экран «Покровские ворота» вышли в 1982 году и сразу сделали Олега Меньшикова любимым и популярным.
Оценив техничность и обаяние молодого актера, режиссеры стали охотно приглашать его сниматься. В фильмах 1980-х годов Меньшиков исполнял разножанровые роли, становясь то романтическим героем «плаща и шпаги» (барон де Сигоньяк, «Капитан Фракасс», 1984), то рассеянным светским волокитой (Володя, «Володя большой и Володя маленький», 1985), то морским офицером (Артеньев, «Моонзунд», 1987). Удачно складывалась и театральная карьера артиста. Одна из самых заметных ролей сыгранных им в театре Советской Армии - Ганечка в «Идиоте» по роману Ф.М. Достоевского. В 1985 году Меньшиков покинул театр Советской Армии. Некоторое время он работал в Московском театре имени Ермоловой и в театре имени Моссовета. Очень интересной работой стала роль Калигулы в одноименном спектакле режиссера П. Н. Фоменко, поставленном в театре Моссовета. Его персонаж не просто жестокий тиран, но интеллектуально изощренный, рефлексирующий мечтатель, стал театральной легендой. Прославился и спектакль «Нижинский» (в постановке О. Е. Меньшикова и А. Е. Феклистова), где актер сыграл главную роль.
С начала 1990-х годов Меньшиков стал работать в различных театральных антрепризах. И здесь у него было немало удач. Так за роль Есенина в спектакле «Когда она танцевала» (Лондон, 1992) Меньшиков получил премию Лоуренса Оливье Британской академии искусств. А вот в кино актер стал сниматься реже, несмотря на многочисленные предложения, в том числе из-за рубежа. В свое время в Голливуде Меньшикова даже прозвали "русский, который не приезжает" за то, что он отказывается от неоднократно поступающих предложений сняться на "фабрике грёз". С начала 90-х Меньшиков тщательно отбирает роли и режиссеров. Но зато каждая из его работ становилась настоящим событием. Он практически в одиночку вытянул рядовой триллер «Дюба-дюба» (1992, режиссер Александр Хван), сыграв Андрея Плетнева. Именно благодаря мастерству Меньшикова фильм некоторое время, года три-четыре, имел успех. Потом, правда, эта картина забылась.
Спустя два года Меньшиков сыграл одну из самых сильных своих ролей - Митю в картине Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». В его игре сочеталось высокое лицедейство и изощренный психологизм. Он создал невероятно сложный образ - человека упоенного и опустошенного местью. Именно после этой работы, отмеченной Государственной премией РФ, о Меньшикове заговорили как о выдающемся актере современности. Целый букет наград Меньшиков собрал после выхода военной драмы Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» (1996), где актер виртуозно сыграл плененного прапорщика Ларина. Меньшиков создал образ обаятельного и в то же время порой отталкивающего контрактника, бывалого воина, волевого, мужественного, до тонкостей освоившего профессию. В его работе и трагическое понимание своей загубленной жизни, и драма оскорбленного детства, прошедшего в детском доме, и нежность и доброта к неумехе-увальню Ивану Жилину (Сергей Бодров-младший), в первом же походе не сделавшему ни выстрела и оказавшемуся в плену. В 1998 году Меньшиков вновь снялся у Никиты Михалкова. В фильме «Сибирский цирюльник» он исполнил главную роль юнкера Андрея Толстого. Исполнил, как всегда, на высочайшем профессионализме. Журналистка Юлия Дмитриева рассказывает об одной сцене, особенно поразившей ее: «Играли только его глаза. А смысл заключался в следующем: актер должен был в глухой тайге, услышав шум машины, которая валит лес, побежав в импульсивном порыве на этот шум, внезапно остановиться, ибо понял - он не хочет возвращаться в цивилизацию. По своему накалу, по силе чувств, сцена просто потрясающая». Далее последовали главные роли в кинофильмах "Восток-Запад" (1999), "Доктор Живаго", "Статский советник" и "Золотой теленок" (2005). Среди последних фильмов с участие Меньшикова - "Утомленные солнцем 2" (2010 - 2011) и "Легенда №17" (2012), "Притяжение" (2017), "Гоголь. Начало" (2017), «Гоголь. Страшная месть» (2018). В настоящее время Олег Меньшиков остается востребованным актером первой величины; одним из немногих артистов, которые могут позволить себе отказаться от неинтересных им ролей.
Нет комментариев