- Конечно. На самом деле, Воскресная школа для взрослых - это Литургия. Литургия должна быть связана с назиданием, объяснением, проповедью в тех или иных формах. Безусловно, надо учить и взрослых людей, а они должны нуждаться в этом, испытывать некую божественную жажду знаний и действий. Тогда получится и с детьми.
- Может быть, надо ввести в практику, что взрослые и дети одновременно присутствуют на занятиях?
- Можно. Многие могут сказать, что начали читать Библию с адаптированного детского варианта для своих детей. Не каждый сможет читать сразу текст Священного Писания: плотный текст, непривычный язык, сложные слова. Описываются такие глобальные вещи, как космогония в Книге Бытия - откровение о сотворении мира из ничего. Это очень сложно, и взрослые сначала читают пересказ о событиях Ветхого Завета для детей. Иногда слово, адресованное детям, попадает к взрослому, и он воспринимает его, как обращенное к себе.
Конечно, взрослые будут потом задавать другие вопросы: семейные сложности, верность-неверность, потеря работы, болезни. Взрослых волнуют вопросы, которые вообще неизвестны ребенку. В пастырской практике с взрослыми совершенно иная работа, вся боль этого мира, вся его грязь и тяжесть раскрывается через души взрослых.
Но при этом, если мы будем плодить в душах детей иллюзии и настраивать их на некое иллюзорное бытие, мы можем сделать нечто совсем иное. Мы должны подготовить их к такой жизни, как она есть. Потому им и необходимо трудолюбие, и однажды им придется столкнуться с чем-то, что они не смогут изменить и смириться с этим. Надо будет говорить и об этом: о том, что будут в жизни вещи, которые они не смогут изменить. Есть опыт боли: физической и нравственной. Нравственная боль рождается от предательства, от измены, неудачи, поражения. Физическая боль может рождаться просто от усталости. Без физической боли еще никто не жил на свете. Ты должен быть готов, что надо будет переносить жизненные неприятности, потому что мы потеряли рай, выпали из него. С какого возраста кому что говорить - здесь надо быть чутким педагогом. Надо трудиться и надо терпеть. Должно быть сострадание к другому. А оно появится, когда ты сам поймешь, что такое боль или одиночество, страх или опасность. Это уже взрослые вещи, и надо находить такие слова, чтобы, не пугая и не разрушая детский рай - потому что, по сути, дети живут в раю, ни за что не отвечая, - постепенно выводить ребенка оттуда. Постепенно нагружать его какой-то ответственностью, задачами, чтобы ребенок понимал, что он должен, например, вынести мусор или застелить свою постель, должен уважать старших, не смеяться над калекой.
Протоиерей Андрей Ткачёв
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3